RSSАльберт Восканян. Нагорный Карабах. Фотоблогер

Очередная молодежная акция: поход к церкви "Охты ехцы" 12-13 вв.

17:56, 15 апреля 2014

Я считаю, что мне везёт в людях, которые встречаются мне по жизни. Как правило, я встречаю интересных людей, с кем можно поговорить, чего-то нового узнать, чему-то научиться (не стесняюсь этого слова, в отличии от многих других, считающих, что они пуп земли и всё знают). Алла Арзуманян не стала для меня исключением в этом плане.

Алла работает начальником службы охраны памятников Аскеранского района. Помню, когда с ней впервые познакомился, узнав её должность, то сразу напросился на её мероприятия, которые она собиралась организовать с приходом весны. Я предварительно ей рассказал, что мы, по своей инициативе, сделали очистку красивейшего моста 17 века под селом Аветараноц Аскеранского района, о чём, в своё время, выставил соответствующий пост:

Три дня назад мне позвонила Алла, сказав, что с группой школьников 12 класса г.Аскерана они собираются ехать в с.Бадара Аскеранского района, где, в 7 км. от села находится церковь «Охты ехцы» («Семь церквей») 12-13 вв. Естественно, я с радостью согласился, т.к. там не бывал, но много был наслышан об этой церкви...

Я и двое Степанакертских студентов, Вова и Армен, моих молодых друзей, поехали в с.Бадара, где нас уже ждали Алла с детьми и четверо мужчин. Я оставил свой Жигулёнок в лесу, мы все взобрались в кузов ГАЗика, где уже были школьники и машина тронулась с места...

Улучив момент, я попросил Аллу рассказать об этом мероприятии и вот, что она сказала: «Мы собирались прийти именно сюда с детьми ещё месяц назад, но погода подводила. Это место выбрала я, потому что сюда не часто приходят люди из-за отдалённости церкви, тяжёлой и трудной дороги. И сами дети, чему я рада, сами захотели прийти сюда, чтобы провести субботник, ознакомиться с церковью «Охты ехцы» и его комплексом. В проведении этого мероприятия нам помогло общество ветеранов Карабахской войны Аскеранского района. Также, я сама тоже приложила свои усилия, чтобы этот поход состоялся.

В Бадаре ок. 150 памятников старины (церкви, хачкары и т.д.) и мы стараемся за ними присматривать, ухаживать.

Привлекая детей к таким мероприятиям, мы хотим, чтобы они смогли бы ознакомиться с историей своего края,  ухаживая за такими местами старины, почувствовали бы себя ответственными за это наследие, перешедшее им от предков, стали бы хозяевами своей земли...»

Преодолев реку, машина остановилась на поляне, мы все выгрузились и пошли за проводником...

Дорога шла круто в гору, шли тропинкой, вокруг был густой лес из могучих горных буков и грабов, под ногами толстый жёлто-золотистый «ковёр» из прошлогодних опавших листьев, по которому было бы мягко и приятно ходить, если не этот крутой подъём. Девушки, которые устали, сели на лошадь проводника. С нами шли директор Аскеранской средней школы Карлен Маилян, классный руководитель класса, ученики которого с нами пошли в этот поход – Эльмира Арутюнян.

Я не ожидал, что дорога будет такой трудной. Дети сперва галдели, шумели, но по мере того, как мы начали взбираться в гору, немного приутихли, стало видно, что они начали уставать, особенно девочки. Два раза делали привал... Около 4 километров крутого подъёма...

Во время одного из привалов я увидел, как Алла подошла к дереву, обняла ствол, говоря, что так проходит усталость... Тут я, видя, что дети немного приуныли от тяжести дороги, сказал им, что существует такое поверье: можно загадать желание, подойти к дереву, обнять ствол и нашептать дереву сокровенное и оно обязательно сбудется. Смотрю, девчата разлетелись по лесу, обняли, начали шептаться со стволами... За них я прошептал всему лесу, всем деревьям: «Дайте детям счастья, пусть исполнятся все их пожелания...»

В эту поездку я собрал массу материала, сотни фотографий и поэтому решил, что выставлю три поста: поход к церкви «Охты ехцы» и отдых у развалин другого монастыря «Дарбасут ехци» (прибл. «Церковь с воротами»); саму церковь  «Охты ехцы» и хачкары;  также фотографии пробуждающейся природы...

Церковь «Охты ехцы» открылась взору неожиданно, ошарашив, сбив «с ног», увиденное оглушило, потрясло... Об этом я расскажу в следующем моём посту, посвящённое этому походу...

Спустившись в ущелье (спуск был трудней, чем сам подъём... лес начал редеть), мы поднялись в кузов ожидающего нас грузовика. Проехав вдоль ущелья несколько километров параллельно с рекой Бадара, мы вышли к развалинам монастыря «Дарбасут ехци» и сделали привал. Там же решили пообедать, т.к. все мы нагуляли аппетит, Алла берёт команду на себя, распределяет всем обязанности, кроме меня, т.к. я уже начал фотографировать монастырь (то, что осталось от него), место (развалины помещения), где в средние века собирались мелики (князья) Карабаха и решали вопросы государственной важности...

Тем временем, девочки накрывали на «стол», что-то чистили, мыли, мальчики приносили хворост и дрова, мужчины резали мясо, готовили картошку для шашлыка...

Через 38 минут директор школы Карлен Маилян уже произносил первый тост...Дети слушали затаив дыхание своего любимого директора, было видно, что им всё это интересно, хотя они очень сильно устали...

Вокруг детей были любимые ими директор Карлен Маилян,  классрук  Эльмира Арутюнян, уважаемая в районе Алла Арзуманян, наверное, я был единственным незнакомым для детей. Но, после того, как я сделал массу их фотографий и обещал на днях передать им, смотрю, подобрели ко мне.

Когда мы расходились, глаза детей были уже другими, в них чувствовалось гордость за свой край, они поняли, что всё, что они видели – это их, они хозяева, это надо сберечь, передать другим поколениям и это не только достопримечательность Карабаха, но и всего человечества...

Вот, если коротко о первой части этого похода.

Трудный, большой пост, на душе немного тяжко и печально от увиденного, но, это уже другая история и разговор об этом пойдёт в следующем посту...

Под Бадарой, все взбираемся в кузов грузовика.

Под Бадарой, все взбираемся в кузов грузовика, ибо на другом транспорте трудно будет преодолеть часть дороги.

Река Бадара. По ней мы на ГАЗике перешли её.

Река Бадара.  В кузове ГАЗика перешли на другой её берег.

Начинается крутой подъём.

Для уставших девочек были готовы лошадки.

Устааааалаааа....

Устааааалаааа...

На привале. Фото с любимым директором.

На привале. Девочки делятся своим сокровенным...

На привале. Девочки делятся своим сокровенным (см. текст поста)...

После привала. Такое ощущение, что этот крутой подъём никогда не закончится.

После привала. Такое ощущение, что этот крутой подъём никогда не закончится. Впереди Вреж и его супруга Зарине.

дети начали ко мне привыкать и просить их фотографировать...

Дети начали ко мне привыкать и просить их фотографировать...

Алла Арзуманян со своим работником Николаем Григоряном, ответственным за Бадаринский участок.

Алла Арзуманян со своим работником Врежем Айдыняном, ответственным за Бадаринский участок.

Четыре близкие подружки.

Спустились с гор в ущелье, выгружаемся с машины...

Алла распределила обязанности и каждый делает свою работу...

Никакой карабазский стол весной не обходится без кымызюка.

Никакой карабазский стол весной не обходится без кырмызюка.

Вот это тот самый кырмызюк, уже готовый к употреблению. Посолив его и съев, чувствуешь прилив сил и энергии...

Девочки, помогая Алле набирать воду, успевают и позировать перед обективом фотоаппарата. Вода в этом ручее чистейшая, холодная и её можно спокойно пить.

Девочки, помогая Алле набирать воду, успевают и попозировать перед обективом фотоаппарата. Вода в этом ручье чистейшая, холодная и её можно спокойно пить.

Мясо и картошечка  насаживается на шампуры...

Мясо и картошечка  насаживается на шампуры...

Детишки решили немного перекусить перед обедом.:-)

Процесс пошёл...

Процесс пошёл - шашлычок и картошечка уже на огне.

Всё, уже готово, можны и на стол.

Всё, уже готово, можно и на стол...

В ожидании шашлыка.

Кому как не директору школы, любимому детьми и уважаемому нами,  быть тамадой.

Кому как не директору школы, любимому детьми и уважаемому нами,  быть тамадой.

Классный руководитель 12 класса Аскеранской школы Эдьмира Арутюнян со своей любимой ученицей.

Классный руководитель 12 класса Аскеранской школы Эльмира Арутюнян со своей любимой ученицей.

После обеда, в лесу пить чай, настоенный на лесных травах - одно удовольствие!

После обеда, в лесу пить чай, настоенный на лесных травах и с самовара - одно удовольствие!

Девочки помогли убрать "со стола", можно и отдохнуть.

Девочки помогли убрать "со стола", сделали уборку территории, можно и отдохнуть.

Эти два Полкана  добросовестно сопровождали нас всё дорогу, за что получили от нас "благодарность" в виде куском мяса и пр. вкусностей. :-)

Эти два Полкана  добросовестно сопровождали нас всё дорогу, за что получили от нас "благодарность" в виде кусков мяса и костей.:-)