Женский взгляд из Нальчика
Учительница Светлана и оставшиеся цветы
Этот пост я посвящаю памяти близкого и дорогого мне человека – нашей снохе, жене моего старшего брата, Светлане. К нашей общей семейной печали, она умерла от коронавирусной инфекции 27 августа в 10 часов вечера, под пятницу.
В список умерших, обновляемых ежедневно Оперативным штабом и Минздравом, Светлана не попала. Вероятно, по той причине, что по заключению врачей тест не подтвердил наличие у нее коронавирусной инфекции.
Тесты показали «отрицательный» результат и у членов ее семьи – мужа и сына, моего брата и моего племянника. При этом у ее дочери, моей племянницы, которая имела контакт с матерью, тест показал «положительный» результат. Она находится на карантине у себя дома, и даже не имела возможности участвовать в похоронах.
В морге
Утром 28 августа мы забрали Светлану из морга. Гробы, в которых выдают тела, не являются цинковыми, как об этом писали в начале эпидемии. Они деревянные. В морге их три вида, которые различаются по размерам и стоимости, можно выбрать по своему усмотрению. Два вида - заужены с одного конца, в таких гробах обычно хоронят лиц, исповедующих христианскую религию. Мусульмане выбирают прямоугольный, стоит он 5200 рублей.
Умершего увидеть не разрешают ни в госпитале, ни в морге. В госпитале покойного оборачивают пропитанной хлоркой тканью и кладут в целофановый пакет. В морге его заворачивают второй раз в ткань и кладут во второй целофановый пакет. Сверху приложен листик с личными данными. При родственниках умершего перекладывают в гроб. Затем его обильно засыпают хлоркой и закрывают крышкой. В морге сразу же можно заказать и машину, если нет своей. Поскольку у Светланы диагноз «коронавирусная инфекция» считается «неподтвержденным», то тело нам выдали для захоронения без участия представителей Роспотребнадзора. В случае если у умершего потвержден коронавирус, представители этой службы сопровождают процесс похорон, чтобы родственники не вскрыли гроб.
Нашей Светлане было 65 лет, она выглядела моложаво и была очень позитивным человеком. Накануне Светлана перенесла операцию и несколько сеансов лучевой терапии в клинике Ростова. Казалось бы, все прошло благополучно и это нас радовало. Но, как оказалось, все это ослабило ее защитные силы и организм не справился с инфекцией, не известно откуда свалившейся. Скорее всего «подхватила» в дороге, когда возвращалась из Ростова в Нальчик. По возвращении из Ростова она два дня чувствовала себя хорошо, а еще через два дня ее забрали в госпиталь. Воспалительный процесс в легких развился стремительно быстро и, как показали результаты компьютерной томографии, поражение составило 85 процентов…
Учительница Светлана
До ухода на заслуженный отдых Светлана работала в школе учительницей. 35 лет своей жизни она посвятила обучению и воспитанию детей. Закончив физмат Кабардино-Балкарского университета, она пошла на вакантное место учителя младших классов. И у нее обнаружился редкий и незаурядный талант работы с младшеклассниками. Ее спокойный и уравновешенный подход к детям был оценен по достоинству. Она занесена в книгу учителей района, как один из лучших педагогов
Присутствовавшие на похоронах женщины вспоминали о том, как их дети, которых обучала Светлана, любили свою учительницу. Были такие, кто специально отдавал в школу ребенка, не достигшего соответствующего возраста, чтобы попасть в класс к Светлане. Светлана и ее супруг, мой брат, прожили в любви и согласии 43 года. Они вырастили и воспитали трех прекрасных дочерей, и хорошего сына. Всем детям дали высшее образование. Две дочери закончили школу с золотой и серебряной медалью, а вуз- с красным дипломом. Все дочери – замужем.
Светлана, как настоящая учительница, очень любила цветы и выращивала их в саду и во дворе. Ранним летом у нее распускались пионы, а позже и до самых заморозков благоухали розы всех цветов. Когда мой брат делал обрезку деревьев в саду и опрыскивал их от моли и других вредителей, он заодно обрезал и опрыскивал и Светины розы. А она их поливала.
Мне больно и грустно от скоропостижной кончины близкого человека. Обидно и за брата, который остался один и которому будет трудно морально и физически. Мужчине в его возрасте нелегко, когда в доме нет женских рук…
После того, как имам совершил во дворе традиционный обряд – деур, Светлану повезли в последний путь.
А ее пахнущие розы остались во дворе как напоминание о светлом человеке.