Женский взгляд из Нальчика
«Благодарность» врачу как обязанность
Благодарить врача за оказанную медицинскую помощь было принято еще в Советском Союзе. Благодарность в те времена выражалась в теплых словах, сказанных лично врачу, нередко в публикации в газете, врачу дарили цветы, в лучшем случае - коробку конфет.
Ситуация начала меняться с 90-х годов.
Знакомая рассказала, как один раз пожилая женщина - врач нальчикской поликлиники, посмотрев ее горло, ухо и нос, отозвала ее в сторону и прямо сказала - не может ли она дать ей одну тысячу рублей. Знакомая может и дала бы, но так получилось, что денег у нее не было. Тогда зарплаты задерживали по полгода, деньги были в дефиците. Возможно, и эта пожилая отоларинголог тоже была жертвой обстоятельств. Может у нее не было денег на хлеб для семьи. Знакомая пообещала, что денег сейчас нет, но когда будут она даст. Но больше к ней не пошла.
Сейчас ситуация поменялась. О задержках зарплат сейчас не слышно. И при этом «благодарность» от пациентов возросла в разы.
8 января мой родственник, мужчина в возрасте 50 лет, на «скорой помощи» с диагнозом «защемление паховой грыжи» был доставлен в РКБ г. Владикавказа на улице Иристонская. Его прооперировали. Буквально на второй же день после операции больного навестил в палате ассистент хирурга и сказал, что ему надо заплатить 6 тысяч рублей за «сетку» (имплант) и 5 тысяч рублей за операцию. Всего 11 тысяч рублей. Все последующие дни он также заходил и интересовался, когда больной «соблюдет порядок», то есть заплатит деньги.
Мой родственник попытался объяснить ассистенту, что он безработный, живет с матерью-инвалидом на ее пенсию. Чтобы ему дали время, пока он поправится, встанет на ноги и что-нибудь заработает. На что ассистент сказал, что деньги нужно дать сейчас, а позже он может уйти в отпуск. «Ничего, я тебя разыщу, и отблагодарю», пообещал родственник. После этого ни хирург, ни ассистент к нему больше не подходили, не интересовались его состоянием. А 15 января лечащий врач во время обхода сказал родственнику, что ему требуется антибактериальная терапия, так как на месте шва имеет место воспалительный процесс.
«Я вас боюсь», - сказал ему родственник прямо,- «я ухожу из вашей больницы, тут вымогают деньги».
И покинул больницу. Он долечивался в амбулатории поселка Виноградное Моздокского района. Там у него, кстати, никто никаких денег не вымогал.
Я не могу сказать, что в других местах, или в других больницах врачи денег не берут. Берут или их «благодарят», скорее всего везде или почти везде. Это уже как что-то само собой разумеющееся. Некоторые пациенты деньги дают даже до операции. При этом им откуда-то бывает известно, кому сколько надо дать – сколько хирургу, сколько анастезиологу и т.д.
Единственное, чего я ранее не слышала, чтобы у больного вымогали деньги. И чтобы ему не оказывали медицинскую помощь из-за того, что не дал денег. Это уже что-то новое. И это новое я не знаю, как оценивать – как эволюцию отношений врач - пациент, или как деградацию медицины.