Как может война деревья спасти
Нагорный Карабах, лесной массив, наши дни...
- Шеф, смотри какая пилорама
- Где пилорама? А ну, покажи
- Ну вот же, вокруг красивая пилорама
- Идиот, не пиларама, а панорама
Говорят, диалог реальный...Шутки шутками, но Нагорный Карабах - это сплошные леса и деревья у нас разных ценных пород. Говорят, немцы для внутренней отделки "Мерседеса" у нас покупают ореховую сердцевину.
У нас, в самом Карабахе, несколько упрощенное потребление древесины: режем на дрова и в печь. Знаете, как в лесном массиве распознать место, где разрывались снаряды? Там деревья не пилят, осколки при разрывах глубоко вонзились в стволы деревьев и это спасает их от распила, железные зубы бензопилы разбиваются, когда натыкаются на осколок и это не только ущерб, но и опасно.
фото: Давид Симонян
У нас с десяток разных министерств, но больше всего жалоб на министерство природопользования и природоохраны, людей возмущает, когда они видят грузовики, нагруженные вырубленными деревьями. Понятно, что не только вырубленные деревья, несколько десятков ГЭС построенные на наших реках - не улучшают ни природу, ни жизнь карабахцев.
Министерство культуры оградило железной решеткой платан-великан и заперло на замок, в век камер - это смешно...У нас есть платановые рощи, которые тянутся на несколько километров, их всех решеткой не оградишь, но не удивлюсь, если попробуют...
Полностью запретить людям вырубать леса - это не решение проблемы, слишком у нас дорогой газ, а если вдруг не заплатишь, сразу через суд взыскивают, добавляя и судебные издержки (я платил, знаю). Простому, человеку лучше заплатить за дрова, чем за газ. Обогреваясь электроэнергией, платишь столько же, сколько выходит за газ. Не дешево, если учесть, что половина средней зарплаты уходит только на обогрев за месяц.
В свое время, Левон Айрапетян построил в с. Ванк завод по переработке дерева, закупил на несколько миллионов долларов оборудование и стал выпускать самый дорогой в Европе паркет для пола. Я в Ереване заходил в их магазин. Паркет собирается поштучно и надо строго следовать нумерации, в итоге паркетный пол превращается в картину-мозаику, все цвета которой из натурального дерева. Такой паркет предназначается для дворцов и судя по всему заказы были со всей Европы и даже из Америки. На месте срубленных деревьев сажались новые. Сейчас, после смерти Левона Айрапетяна, я даже не знаю, работает ли завод или нет.
Главная идея - это продавать изделия из древесины, а не пускать их на дрова. Создавать мебель, паркет, окна, двери, всякие сувениры из дерева...
А сейчас у нас пилорама (не панорама) доходный бизнес, к которому не всякого подпустят, потому и так заволновался шеф, когда услышал о пилораме...