Фото
00:09, 3 апреля 2011

Памятники и политика на Северном Кавказе. 2000-е годы. Вспомнить все...


В 2000-е годы в памятниках активно увековечивается память о ранее закрытых исторических темах и событиях.

В 1990-е годы в сознании народов Северного Кавказа происходят колоссальные изменения, если не сказать  – культурный шок. То, о чем раньше шептались на кухнях, выливается в открытые публичные дискуссии, появляются возможности обсуждения таких исторических тем, на которые в СССР было наложено табу, открываются архивы, начинается настоящая «конкуренция конференций» по исторической проблематике.

Одной из таких тем стала Кавказская война, практически неизвестная простому человеку с Кавказа до 1990-х. То, что люди узнали о событиях середины 19 века, перечеркнуло в их сознании представление о череде добровольных присоединений, которые внедрялось  советским идеологическим календарем. Кавказская неизвестная война вдруг предстала в потоке публикуемых прежде всего в местной прессе исторических документов, в телепередачах на местных ТВ. Историки, как аятоллы в Иране, стали почти что властителями дум, особенно - молодого поколения.

У этой войны, как оказалось, были свои герои, свои трагические последствия, среди которых разрушение культурных кодов, стирание с исторической карты целых народов (какими были убыхи), трагическая депортация народов Западного Кавказа - черкесов, абхазов, абазин -  в Османскую Турцию.

В Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии в 1990-2000-е ставятся памятники жертвам Кавказской войны – где-то, как в Нальчике, монументальные...Мне кажется, это очень удачный в своем решении памятник и мудрый по своему главному посылу - Кавказская война сделала жертвами всех, кто был в нее вовлечен..

 

Памятник жертвам Кавказской войны XVIII-XIX вв. в Нальчике

где-то – как в ауле Понежукай в Адыгее, скромные, сдержанные и достойные...

 

Памятник защитникам Черкесии открыт в ауле Понежукай, Адыгея  в 2010 году

Вообще, 2000-е годы - это время народной инициативы в установке памятников - люди сами, не дожидаясь решений чиновников, берут ответственность за маркирование той территории, где живут. Первый памятник защитникам Черкесии, например, был установлен на кургане за аулом Хьэгъундыкъуей (Али-Бердуковский) в КЧР (на фото - справа). В мае 2009 года общественники КЧР установили памятник на одном из кладбищ республики ( на фото - слева). Была идея, чтобы аналогичные памятники были поставлены на всех кладбищах Адыгеи, КБР и КЧР.

 

  На табличке выгравированы стихи М. Бемурзова - " погибшим на пути изгнания ... памятник этот, камень.. черкес, остановись и молча поскорби".

В поселке Большой Кичмай Лазаревского района Сочи  памятник адыгам, павшим в Кавказской войне, был открыт в 2008 году. Памятник поставлен усилиями обычных людей - общественных организаций причерноморских адыгов-шапсугов, коллектива школы поселка Большой Кичмай и за счет частных пожертвований. 

 Памятник павшим в Кавказской войне. Поселок Большой Кичмай.

Где-то, как в Майкопе, ставятся памятные камни, которые за столько лет, к нашему стыду,  так и не стали памятниками…

 Сейчас у нас, как говорят, нет государственной идеи, нет интеграционного проекта - это сказывается и при сооружении памятников. Страна вроде бы у нас одна - а история, оказывается, у каждого  своя. Это памятник казакам-лабинцам, "которые отдали жизнь за Веру, Царя, Отечество в Кавказскую войну при защите станицы от горцев с 1841 по 1864 годы. Чугунные плиты памятника были отлиты в начале XX века", - говорится на официальном сайте Лабинска.

 

Мне очень нравится проект памятника Арсена Гушапша, презентованный в Сочи в прошлом году на фестивале «Кунаки». Памятник состоит из двух массивных скульптурных композиций. Одна каменная фигура – черкесского всадника на коне, – по замыслу автора, должна быть установлена на черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи...

вторая – матери с двумя детьми – на черноморском побережье Турции....

 

Внутренние пространства скульптур высотой  20-30 метров, предполагается использовать под исторические музеи, посвященные периоду Кавказской войны и ее последствиям. На фестивале «Кунаки» Сулиета Кусова, его председатель и инициатор, мудро сказала,  что Черное море стало общим местом трагедии – как в XIX веке оно поглотило черкесов, так почти через 60 лет оно поглотило элиту русского общества, которая бежала от «красного колеса» и покидала  свою родину той же дорогой в Стамбул.

Для балкарцев, карачаевцев, чеченцев и ингушей такой же трагической историей и такой же пронзительной болью стали депортации в 1940-х годах – целые народы в одночасье были «утрамбованы» в вагоны и выброшены в степях Казахстана. Лишенные родины, своей элиты, возможности получать образование на родном языке, они не утратили самого главного – ощущения почвы под ногами, своих корней, своей исторической памяти, с достоинством вернулись на родину, а в 1990- 2000-е  впервые стали ставить памятники, чтобы не забыть  это «смутное время».

                          Памятник жертвам политических репрессий в Назрани...

Это первый на Северном Кавказе музей, посвященный всем репрессированным народам России. Открыт в 1997 году. Древние ингушские родовые башни, опутанные колючей проволокой, - это сильный ход...

 

Мемориал жертвам  репрессий балкарского народа в Нальчике открыт в 2002 году

  

фото с сайтов    club.foto.ru    eagle.ucoz.ru      elot.ru                      

http://www.aheku.org/forums-m-posts-p-56160.html

Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
10 декабря 2024, 11:17
Апти Алаудинов
Все блоги