"Это было такое братство". Об уличных компаниях и "правильных пацанах".
У каждого человека - свой опыт взросления. Кто-то взрослеет через уроки музыки, английского, репетиторов и летние поездки за границу в языковые лагеря, а для кого-то первым университетом становится улица с ее жесткими порядками, сложной иерархией и темой «настоящих пацанов». Для мира взрослых улица, как правило, всегда угроза и вызов — здесь можно попасть в плохую компанию, стать наркоманом, эта среда бездуховна и т. д. Родители всегда пытатются что-то противопоставить улице и на Северном Кавказе обычно это противопоставление складывается по линии «улица-спортивный зал». А в последние годы и «улица-мечеть».
Улица — особая среда для подростка, на которую не распространяется взор и контроль родителей, это неформальный институт, здесь впервые приобретаются навыки лидерства и социального поведения, и именно здесь подросток приобщается к культуре насилия.
В моем распоряжении оказалось несколько рассказов об уличных кампаниях Нальчика и Черкесска.
“ В Нальчике группировки чаще назывались по названию района, к которому принадлежали подростки. Районные пацаны. Либо группировки назывались по названию места встреч - это могло быть кафе, дискотека, кинотеатр. Например кинотеатр Родина, подростки, собирающиеся у кинотеатра «Мир» - Мирские. Аульские (Вольный аул), Александровские (район Александровка) и т.д. Внутри районной макрогруппы были более мелкие группировки, часто конфликтовавшие друг с другом.
Дрались двор на двор, дом на дом и т.д. Но в случае общей разборки с представителями другого района, все забывали о местных распрях и шли «на стрелку».
Часто, когда ты попадал в чужой район, местные пацаны в первую очередь тебя спрашивали: « Ты с какого района?» «Этого этого знаешь?» Если ты знал районных авторитетов, то значит свой пацан. Если не знал, то у тебя пытались отшить деньги, кроссовки, кепку или что еще.
Помимо этого деление на группировки происходила по школам, ПТУ и ВУЗам. Были разборки «школа на школу». У нас это часто происходило между 29 и 23 школой на 5-м микрорайоне, т.к. мы с ними делили стадион и на нем всегда было мало места для крутых школьных пацанов. Внутри школ были деления «класс на класс». Тоже устраивали разборки и массовые драки в детских садиках, используя территорию садика как площадку для драки».
«Город был разделен на районы - Кладка, Брод, Багдад, Шанхай и т.д....В каждом районе были свои пацаны, районные короли. Их было в каждом дворе 1-2 человека. И за ними столяло как правило 5-6 человек. Их уважали и побаивались сверстники и те,кто по младше. Но были и районы, где сильны были криминальные авторитеты — это прежде всего Искож и Аул..Аул и сейчас по-моему на первом месте..Чего только не найдешь в Ауле в любое время суток, только деньги плати..Прям мини Мехико какой-то..».
Черкесск: «Город был поделен на районы, центр называли "Пятак", был район "Сахалин", он находился за железной дорогой на объездной под горой , потом "Родина" так назывался кинотеатр где собиралась молодежь , потом " Брод" зайдя туда было трудно просто выйти, потом "Космодром" по улице Космонавтов, а загородные группировки назывались по аулам, хотя известно было, что за каждым названием стоит определенная этническая группа. Псыжские (абазины), Дружбинские (карачаевцы), Чапаевские (карачаевцы). Каждый принадлежал к той группе, где он проживал. Из района Сахалин молодежь вся переехала в цент и т. д. Только Брод смог сохраниться до сих пор».
Нальчик: «Обычно в таких компаниях были подростки 15-18 лет. Основной костяк всегда состоял из 10-15 человек, а остальные были, как массовка на крупных разборках. Основной косяк проводил друг с другом очень много времени. Считалось, что быть где-то, кроме своей «толпы», было западло. Т.е. ты должен был отказываться от любых поездок в село, на дачу, на море и пр. и проводить все свободное время в «толпе», приносить в толпу все свои сбережения, делиться на общак всем, что у тебя есть, включая еду и пр. В такой «толпе» все было общее, все ходило по кругу, все делилось. Очень примитивное-инстинктивное стадное чувство объединяло представителей таких группировок. Толпой было легче добывать какие-то прелести жизни, т.к. их жизнь этими прелестями обделила изначально».
Уличные компании покидали по нескольким поводам — после попадания в тюрьму или в лечебницу; после службы в армии в группу не возвращались. Женитьба и рождение ребенка тоже становились той чертой, которая определяла точку невозврата на улицу. Если подросток переходил в другую, более престижную группу спортсменов (самбисты, борцы, рукопашники, каратисты, боксеры и пр.), то возвратиться на улицу — это уже понижение «пацанского» статуса.
Черкесск: «Возраст в таких компаниях мог быть 15-40 лет, после 30лет примерно выходили из группы, там принуждения не было, просто более взрослые решали вопросы со всеми, а молодежь решала все силой, это было похоже на братство. Многие уважаемые в городе люди прошли через уличные группировки. У нас был Руслан, ему было за 20, мне было лет 15, у него прозвище было Слон, а сейчас он заммэра Черкесска».
Как проводили время в уличных компаниях, за что дрались, о чем говорили и почему уйти с улицы в спортзал — это значит стать «правильным пацаном», читайте дальше.