Одежда народов Кавказа, какой ее увидели русские классики. Черкеска
"И точно, что касается до этой благородной боевой одежды, я совершенный денди: ни одного галуна лишнего; оружие ценное в простой отделке, мех на шапке не слишком длинный, не слишком короткий; ноговицы и черевики пригнаны со всевозможной точностью; бешмет белый, черкеска темнобурая". (Лермонтов, Герой нашего времени)
"Одежду самую лучшую дам: и черкеску, и сапоги, хоть жениться". (Толстой, Кавказский пленник)
Черкесы. Фото из коллекции историка Тимура Дзуганова на ФБ.
"Отвели Жилина с Костылиным в сарай, принесли им туда соломы кукурузной, воды в кувшине, хлеба, две черкески старые и сапоги истрёпанные, солдатские". (Толстой, Кавказский пленник)
"Красота гребенской женщины особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую: татарскую рубаху, бешмет и чувяки; но платки завязывают по –русски". (Толстой, Казаки).
"Хаджи-Мурат, оправив на себе пистолет за спиною, подошел к разложенным женщиной подушкам, запихивая черкеску, сел на них. Старик сел против него на свои голые пятки и, закрыв глаза, поднял руки ладонями кверху. Хаджи-Мурат сделал то же". (Толстой, Хаджи-Мурат)
Черкесы. Фото из коллекции историка Тимура Дзуганова на ФБ.
"Только когда женщины вышли и совершенно затихли за дверью их мягкие шаги, Элдар облегченно вздохнул, а Хаджи-Мурат достал один из хозырей черкески, вынул из него пулю, затыкающую его, и из-под пули свернутую трубочкой записку". (Толстой, Хаджи-Мурат)
"Войдя в большую комнату с огромным столом и большими окнами с зелеными жалузи, Хаджи-Мурат приложил свои небольшие, загорелые руки к тому месту груди, где перекрещивалась белая черкеска…" (Толстой, Хаджи-Мурат)
"А теперь довольно. Молиться надо, — сказал Хаджи-Мурат, достал из внутреннего, грудного кармана черкески брегет Воронцова, бережно прижал пружинку и, склонив набок голову, удерживая детскую улыбку, слушал". (Толстой, Хаджи-Мурат)
"Это был настоящий святой. Когда он был имамом, весь народ был другой. Он ездил по аулам, и народ выходил к нему, целовал полы его черкески и каялся в грехах, и клялся не делать дурного". (Толстой, Хаджи-Мурат)
Офицеры Дагестанского конно-иррегулярного полка. 1870-е гг. Из коллекции историка Патимат Тахнаевой на ФБ.
"Он завел себе бешмет, черкеску, ноговицы, и ему казалось, что он сам горец и что живет такою же, как и эти люди, жизнью". (Толстой, Хаджи-Мурат)
"Впереди десятков двух казаков ехали два человека: один - в белой черкеске и высокой папахе с чалмой, другой - офицер русской службы, черный, горбоносый, в синей черкеске, с изобилием серебра на одежде и на оружии". (Толстой, Хаджи-Мурат)