Парфюмер и парикмахер Джон Нортон и его фирменный "Черкесский крем"
Мне очень нравится история парфюмерии и косметики – бутылочки из тусклого тонкого стекла в музеях, баночки для кремов, обвитые тонкими металлическими кружевами, иногда попадающиеся на блошиных рынках, старые рекламные плакаты духов и мыла – я могу рассматривать это, не отрываясь…
Сегодня нашла статью “Victorian Barber and His Sons Had Quite an Artistic Touch”об английском парфюмере и парикмахере Джоне Нортоне, который в середине XIX века делал фирменный черкесский крем, и его сыне, малоизвестном художнике. Присутствие слова "черкесский" в названиях стало тенденцией европейского косметического производства 18-19 вв. и символом качества. Мыло, лосьоны, кремы, бальмазы, краски для волос с таким названием производились и в Европе, и в Америке. "Черкесская тема" именно в таком ее измерении пришла в Европу из Турции в период "увлечения Востоком" - черкешенки, ухоженные обитательницы гаремов османских султанов, славились своей красотой.
Предлагаю читателям своего блога перевод статьи:
«В викторианском Гилфорде (город в Южной Англии, административный центр графства Суррей- НН) леди и джентльмены, часто посещавшие одного местного парикмахера, определенно не уходили от него, ограничившись только стрижкой и бритьем. Джон Нортон также продавал помаду для волос своего собственного изготовления, книги, литографии и рамки для картин. В то время как два его сына были художниками. Историк Джон Джэнэвэй рассказывает:
Недавно мне показали фото обнаруженной керамической крышки для баночки, предназначенной для фирменного «Черкесского крема» Джона Нортона – помады для волос, которая была популярна в викторианскую эпоху.
Это подвигло меня на небольшое исследование этого предмета, теперь высоко ценимого коллекционерами старых бутылок, баночек и связанных с ними деталей. Как это часто случается, исследование привело меня в восхитительные закоулки и открыло мне историю малоизвестного художника из Гилфорда, Бенджамена Кэма Нортона.
Я вскоре обнаружил, что музей Гилфорда имеет крышку того самого черкесского крема из коллекции Нортона, которую мне с готовностью показала сотрудница музея Мари Александр.
Крышка из-под "Черкесского крема" в музее Гилфорда.
На крышке был черный принт, тогда как на фото, которое мне показали, казалось, что принт голубоватого оттенка. Хотя я должен признать, я не носил в то время очков для чтения!!!
Позже выяснилось, что один заядлый коллекционер, Клайв Викс, также имел крышку из коллекции Нортона, но его крышка была больше, хотя, казалось, имела такой же черный принт. Тем не менее, транспаранты, используемые на двух крышках, обычно не похожи.
Джон Нортон, парикмахер и парфюмер, родился в Шеффилде примерно в 1796 году и, вероятно, переехал в Лондон в конце 1820-х годов, где он познакомился со своей женой, Кэтрин, которая родилась в 1806 году в округе Холборна.
Первые их дети – близнецы, Джон и Мэри, родились в 1829 или 1830 годах. Тем не менее, к 1833 году семья переехала в Гилфорд, где родилась их дочь, Кэтрин.
Нет возможности узнать, что привело их к Гилфорд, но к 1839 году Джон организовал свою собственную парикмахерскую на 117 Хай-стрит. Вскоре он развил свой бизнес, включив в него производство парфюмерии и продажу книг. У супругов родились еще две дочери и еще четверо сыновей, включая Бенджамина Кэма Нортона, который родился в 1834 году.
Между 1841 и 1852 годами Джон Нортон регулярно публикует в местных каталогах объявления о своем магазине на 117 Хай-стрит. В Альманахе Рассела 1841 года он рекламировал широкий спектр продуктов и услуг, в том числе свой "знаменитый молдавский овощной крем для волос, а также свой фирменный «Черкесской крем», с прекрасной репутацией".
Реклама товаров Джона Нортона, в том числе и "Черкесского крема"
Неужели крышка для баночки существует, я был поражен!
С 1853 до 1863 года Нортон жил на 116 Хай-стрит, откуда он рекламировал свой бизнес в альманахах Russell’s Guildford and West Surrey Almanac. Вполне возможно, что он переехал жить по соседству или его магазину была присвоена новая нумерация.
Несколько его объявлений содержaт информацию о том, что он был также почетным секретарем Союза художников Лондона, что может быть признанием талантов его сына, Бенджамина. Последние записи в альманахе, касающиеся Дж. Нортона, парикмахера и парфюмера, Дж. Нортона, багетного мастера, и миссис Нортон, модистки, фиксируются в 1863 году.
В издании 1864 леди Пейн, модистки и портнихи, говорится, что семья Нортон живет на 116 Хай-стрит. Объявление Джона Нортона 1856 года представляет большой интерес, потому что он позволил двум сыновьям, Бенджамину и его младшему брату, Джеймсу, добавлять в объявление, в нижней строчке, свои данные. "Бенджамин Кэм Нортон, портретист" сразу же бросилось мне в глаза, и я взялся за изучение так быстро, как я мог!
«Словарь художников викторианской эпохи» Кристофера Вуда описывает Бенджамина как живописца пейзажа Шеффилда (город в Англии, в графстве Южный Йоркшир), два его пейзажа были выставлены в Британском институте в 1862 году. Вуд говорит, что "он также рисовал лошадей и другие спортивные предметы". В 1841 году он был со своей семьей жил недалеко от магазина High Street в городе Гилфорд, в возрасте семи лет, но в 1851 году он уже был учеником художника Джерома Гудриха в Сохо, Лондоне.
К 1861 году он вернулся и стал жить с родителями на116 High Street, в Гилфорде и писал о себе как «художнике, портретисте и анималисте». В 1871 и 1881 годах он жил в Челтнхэме, в 1891 году в Ислингтоне, в Лондоне. Он умер 1 января 1900 г. на вилле Cotswold, Ньюмаркет, где он, без сомнения, часто рисовал скаковых лошадей.
Картины Бенджамина Кэма Нортона регулярно продаются на аукционах, и несколько лет назад одна из них была продана за 10 000 фунтов стерлингов, это, возможно, немного дороже, чем «Черкесский Крем» его отца стоил бы в наши дни!»
Источник:
http://www.guildford-dragon.com/2012/07/31/victorian-barber-had-quite-and-artistic-tou-ch/