RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

День черкесского костюма в Нальчике

22:01, 06 октября 2012

Пару дней назад в Нальчике и Майкопе праздновали День черкесского костюма.  Решение о проведении в Кабардино-Балкарии Дня черкесского костюма было принято на совете Международной черкесской ассоциации 8 сентября в Нальчике. Инициатором праздничных мероприятий выступило общественное движение Адыгеи "Адыгэ хасэ - Черкесский парламент". 

Впервые этот день отметили в Адыгее 28 сентября 2011 года, там прошла демонстрация моделей модельера-художника национального черкесского костюма Юрия Сташа. Тогда же инициаторы проведения нового праздника заявили, что он станет ежегодным.

О том,  как праздновали День черкесского костюма в Нальчике, КУ писал здесь http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/213598/

Даже самый краткий экскурс в историю черкесского костюма показывает, что костюм всегда был живым явлением нашей культуры, ни в суровые 1920-е, ни в 1930-е не выходя из поля традиций, которые сознательно хранили и воспроизводили, которыми искренне гордились. Современные же модельеры и дизайнеры в своих самых смелых опытах и экспериментах сохранили «дух» и высокую культурную планку черкесского костюма – его лаконичность, изысканность и сдержанность.  

Еще в 1920-е годы велась борьба с серебряными поясами и вообще с серебряными деталями черкесского женского костюма, но уже в 1930-е годы реализуется проект национальной по форме и социалистической по содержанию советской культуры, благодаря которому костюм удалось сохранить. Конструирование советских праздников становится важным элементом этого проекта. Джигитовки, праздничные колонны юношей и девушек в традиционных костюмах были типичны для улиц северокавказских городов.  Да и партийные и советские руководящие работники не прочь были надеть на торжества традиционные черкески и папахи.

Призыв в армию, который в 1930-е гг. рассматривался кавказским юношей как уникальный шанс проявить себя и увидеть большую страну, был отличным поводом, чтобы явиться на призывной пункт в черкеске.

Во второй половине 1930-х годов в Нальчике, Орджоникидзе и других городах открываются фабрики и мастерские, где шьют национальную одежду и обувь на заказ и на продажу, здесь изготовляют пояса, газыри, украшения, кавказские седла и ногайки.

В те же 1930-е годы бурки были обычной одеждой пастуха, и человек в бурке, восседающий в кузове грузовика, направляющегося в горы, был также обычен для кавказского ландшафта, как и юный пионер, спешащий к первому звонку в школу. В 1960—1970-х годах бурка служила производственной одеждой табунщиков, которую они получали от совхоза или колхоза.

Излюбленная всеми горцами черкеска только ненадолго, в 1960—1970-х годах, вытесняется  одеждой городского типа — плащами, пальто, куртками, пиджаками, но уже в 1980-2010-е гг. станет предпочтительной как одежда юношей-молодоженов и свиты жениха.

Башлык сегодня переживает очередную реинкарнацию – из элемента костюма для праздников, демонстраций, выступлений самодеятельности, почти исчезнувшего в 1960—1970-е гг., сегодня он становится самой актуальной деталью одежды, даже для девушек, уверенно входя не только в праздничную, но и повседневную жизнь.

Черкесское девичье платье тоже переживает свои лучшие времена – традиционные технологии и новые материалы дают ему новое дыхание, в котором ощущение прочности своих корней сосуществует вместе с динамикой нашего времени. Как сказал питерский историк Яков Гордин, современная черкесская девушка, выходя замуж, одета в такой же благородный костюм, как когда-то ее прабабушка. 

И какой еще праздник, как ни день черкесского костюма, может нам дать переживание таких чувств?

Замир и Элла Шуховы в день своей свадьбы

 

Справа - министр по делам молодежи КБР Султан Хажироко. Черкеска ему к лицу

 Девушки на площади Абхазии

Любого мужчину черкеска и папаха заставляют соответствовать ситуации

На празднике в Нальчике - терские казаки..

На этом фото - черкесская семья, репатриировавшая из Сирии в Нальчик в 1990-е.

Местные журналисты поддержали идею праздника

фото любезно предоставлены мне Murat Shurdum