Кавказоведы отметили политическую подоплеку в деле Эжаева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уголовное преследование книгоиздателя Асламбека Эжаева связано с его профессиональной деятельностью, считают представители исламского сообщества России. Причастность Эжаева к пропаганде радикального ислама вызывает сомнение, отметили религиоведы.
Как сообщал «Кавказский узел» 28 апреля в квартире основателя Издательского Дома «Умма», 58-летнего жителя Москвы Асламбека Эжаева были проведены оперативные мероприятия сотрудниками ФСБ и МВД России, после чего он был задержан. В версии следствия, озвученной пресс-службой СКР, Эжаев подозревается в организации финансирования террористического сообщества, с целью чего собрал и перевел со своих счетов 34 млн руб. 29 апреля Пресненский суд Москвы избрал в отношении Эжаева меру пресечения в виде содержания под стражей сроком до 27 июня.
Обвинение Асламбека Эжаева в организации финансирования терроризма основано исключительно на показаниях «засекреченных» свидетелей с расхожими псевдонимами, написал у себя на странице в соцсети Facebook его адвокат Мурад Мусаев.
Показания, на которых построено обвинение, бездоказательны и голословны, считает адвокат. «В качестве доказательства движения финансов приводятся выписки со счетов Асламбека, отражающие поступление денег за проданные книги. Никаких исходящих транзакций в пользу террористов в этих выписках, конечно, нет. Платежи в типографии – есть, в издательства – есть, переводчикам – есть, террористам – нет! Но наших оппонентов это не интересует. Они сочинили легенду, которая провозглашена на весь мир и должна лечь в основу будущего приговора: деньги Эжаеву поступали вовсе не за книги, а для свержения законных правительств и на создание всемирного халифата», - написал Мусаев.
Характеризуя самого Эжаева, адвокат отметил его безукоризненные качества, несовместимые ни с какой противоправной деятельностью. «Кто знаком с Асламбеком Эжаевым, тот знает, что Асламбек и терроризм, Асламбек и насилие – явления никогда, ни за что, ни разу несовместимые. Асламбек – книгоиздатель, подвижник и просветитель. Своим беззаветным трудом этот человек внес неоценимый вклад в распространение исламского знания, в борьбу с невежеством и предрассудками. Благодаря Асламбеку переведены на русский язык и изданы многие классические религиозные труды, памятники исламской мысли. Это вам не обрывки фраз, вырванные из контекста, используемые смутьянами для манипуляции сознанием молодежи или прокурорами для запрета мусульманской литературы. Против того же пресловутого терроризма Асламбек сделал больше, чем все те, кто его сегодня преследует, вместе взятые», - заключил Мусаев.
Также следствие в день после задержания распространило информацию, что обыск был проведен и по месту жительства родственника Эжаева, где была обнаружена нарколаборатория. На кадрах распространенного видео демонстрировались шприцы и пакетики с неизвестным содержанием.
Как сообщил корреспонденту «Кавказского узла» родственник Эжаева, обыск был проведен в доме его старшего сына. «Они вызвали представителей наркоконтроля, сына задержали, затем установили, что в пакетах были специи. Шприцы демонстрировали для убедительности, для создания образа. После сына отпустили, однако озвучить опровержение никто и не думает», - сказал родственник.
Религиоведы не видят связи между деятельностью Эжаева и пропагандой джихадизма
Связь издательского дома «Умма» и самого Асламбека Эжаева с терроризмом неочевидна, считает директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский.
«Мне кажется, если бы это реально была какая-то джихадистская пропаганда - уже давно ФСБ бы это все закрыла. Если бы эта литература была специфичной для каких-то боевых группировок, этот вопрос бы решился раньше. Я не исламовед, не могу сказать, насколько там салафитская направленность в выборе переводов, мне трудно судить, но если даже она есть - это, в конце концов, не криминально», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
Он отметил, что ранее многие издания «Уммы» были запрещены российскими судами безосновательно. «Здесь нет никакой панацеи ни от чего, это мы все понимаем. Об информации, что издательство связано с боевой деятельностью — я ничего не знаю, и я не думаю, что это так. Издательство существует много лет. Если все дело в книжках, то есть немало книг у этого издательства, которые были запрещены понапрасну, в том числе какая-то старая литература, которую нелепо запрещать саму по себе», - заключил Верховский.
Обвинение Эжаева в финансировании терроризма вызывает недоумение, заявил корреспонденту «Кавказского узла» старший научный сотрудник Центра изучения проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
«Я знаю Асламбека лично, он очень порядочный человек, совершенно далекий от экстремизмов и прочего. И в принципе те книги, которые его издательство печатало - они все были направлены на просвещение мусульман, чтобы они лучше и глубже узнавали свою религию. В плане издаваемой литературы я не вижу вообще никакой проблемы. Официальное обвинение, что он финансировал террористов - оно лично у меня вызывает недоумение. Я знаю его как человека порядочного, который десять раз подумает, куда могут привести его действия. Он был осторожным, потому что к его деятельности было приковано повышенное внимание», - сказал Ярлыкапов.
Арест и возбуждение дела в отношении авторитетного книгоиздателя является шагом, вызывающим сожаление, отметил исламовед. «И без того нас, таких, в хорошем смысле слова, умеренных, знающих, грамотных людей и имеющих большой авторитет, особенно среди молодых мусульман, и которые могли бы и дальше продолжать работать на ниве просвещения и продвижения умеренности в мусульманской среде, немного. Жалко, что на таких людей оказывается подобное давление», - сказал Ярлыкапов.
Он также отметил, что ему непонятно, почему в отношениях государства с исламским сообществом доминирует силовая составляющая.
«Мне непонятен этот крен. Если в силовых структурах есть нормальные аналитики, они должны понимать, в каком направлении идет развитие ислама и каковы реальные авторитетные люди в этой области. И эти действия выглядят совершенно нелогичными. Но мы с вами знаем, что не всегда действия бывают логичными. Иногда это бывает какая-то инициатива определенных людей и даже иногда определенного человека. Хочется надеяться, что быстро разберутся и не допустят серьезной ошибки. Такого рода действия помимо того, что страдает сам человек, они еще и приводят к дополнительной радикализации людей, которые будут получать лишний аргумент. Объективно, в этом направлении такого рода действия и работают», - заключил Ярлыкапов.
Основатель издательства "Умма" Асламбек Эжаев известен как серьезный издатель мусульманской литературы, в том числе авторитетных богословских работ, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» руководитель программы «Противодействие фабрикации дел об исламском экстремизме в России» Правозащитного центра «Мемориал»** Виталий Пономарев.
«Издания «Уммы» пользуются авторитетом у верующих. Детальных данных о том, на чем основывается обвинение Эжаева в финансировании терроризма, на этот момент нет. Судя по сообщениям СМИ, речь идет о финансовых операциях с использованием банковских карт, которые часто практикуются в книготорговле. Можно предположить, что некоторые из участников этих транзакций попали под подозрение спецслужб. Как свидетельствует опыт других подобных дел в России, наличие отдельных подозреваемых среди участников транзакций может использоваться для надуманного обвинения в финансировании терроризма в отношении более широкого круга лиц. На таких дутых делах многие борцы с экстремизмом строят сейчас свои карьеры», - заявил Пономарев.
Правозащитник обратил внимание на публичные заявления представителей следствия, которые расходятся с сутью предъявленного обвинения. «Надо отметить очевидное несоответствие между предъявленным обвинением и широковещательными заявлениями представителей спецслужб, где Эжаева называют чуть ли не членом "тайной ячейки" ИГИЛ*. Важно иметь в виду, что такое обвинение издателю не предъявлено. Подобные пропагандистские вбросы часто используются российскими спецслужбами для оправдания арестов и других действий, обоснованность которых вызывает сомнения в обществе», - заключил Пономарев.
Проблемами исламского книгоиздания в России являются косноязычие и неакадемичность перевода на русский язык, считает главный редактор издательства «Ладомир» Юрий Михайлов.
«У меня в целом претензии к исламской литературе, выпускаемой у нас. Она написана на плохом русском языке, у нас множество проблем с переводами. В целом проблема исламской литературы на русском языке — это ее косноязычие. В основном речь о переводных текстах, часто переводчики плохо знают язык оригинала, и накладывается плохое знание первоисточника и его понимания. А если это средневековые тексты, то нужна научная работа для того, чтобы их понять и передать адекватно, а это могут делать только ученые, а не просто переводчики. У нас литературным переводам с арабского нигде не обучают, а тем более богословских текстов. Этих переводчиков с нужной квалификацией можно пересчитать на пальцах одной руки в нашей стране, эта работа никем не ведется, и этим людям уже много лет. И вот когда инициативные издатели начинают заполнять естественные ниши, им вынужденно приходится обращаться к услугам полупрофессионалов», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Михайлов, отметив, что с такими же проблемами сталкивался в работе и Асламбек Эжаев.
Комментарии следствия о том, что издаваемая Эжаевым литература призывала к построению всемирного халифата, Михайлов объяснил незнанием исследуемого предмета. «С точки зрения призывов к халифату, я не могу тут сказать ничего внятного, я не читал эти книги в таком плане, но если речь идет о текстах, далеких от современности, то это все равно что искать в христианской литературе желание авторов построить Царство Божие на земле - это халифат, с точки зрения арабов. Халифат — это вещь достаточно условная. То, во что его превратила эта террористическая организация, называемая «Исламским государством»* - это ведь не тот халифат, о котором ведется чаще всего речь. Одно дело - исторический халифат, другое дело - реализация божественного замысла на земле, Царства Божьего, которое пытаются построить все религии. Другое дело - во что это часто выливается. Поэтому просто видеть в использовании термина «халифат» что-то террористического характера - это некорректно, хоть у радикалов это и присутствует. Но это нельзя распространить на всю литературу прошлых времен», - считает Михайлов.
Ситуацию с переводом средств от оптовых покупателей на карту банка, инкриминируемую Эжаеву как транзакции с финансирующими террористов, книгоиздатель назвал обычной практикой в их работе. «Походите на любой книжной ярмарке. Если не каждый второй, то каждый третий на стенде получает эти деньги через кошелек и потом их через кассу. Это распространенная практика. Из чего исходит вывод, что он должен был эти деньги [направлять] на поддержку терроризма? Если издатель изготавливает продукцию, которую потом продает, то почему вы выручку направляете не на подготовку книг, а куда-то еще? Должны быть факты, собирают деньги многие. Если есть такие доказательства, я буду удивлен. Я его много лет знаю, он всегда производил впечатление разумного человека, отнюдь не склонного к радикальным действиям, и в суждениях я не замечал никакого радикализма. Разумный, взвешенный человек. Того Асламбека, которого я знал, это не может касаться. Для меня это что-то на грани фантастики», - заявил Михайлов.
В России имитируется реальная борьба с терроризмом, полагает эксперт. «В нашей стране, где на борьбу с терроризмом тратятся миллиарды, а для реальной профилактики, которая возможна только через настоящее просвещение, опирающееся на книги, работа не ведется, здесь денег нет. Вы не найдете грант на подготовку хадисов пророка, вам никто их не даст. У нас деньги разбазариваются на конференции, на семинары по профилактике террористических действий среди молодежи, словесную болтовню. Не хочется использовать крайние суждения, но волей-неволей напрашивается, что в нашей стране есть лица, которые имеют неплохой заработок на борьбе с терроризмом, и если его не будет, то источник этого заработка иссякнет», - заключил Михайлов.
Исламское сообщество России отвергло обвинения в адрес Эжаева
Образ Асламбека Эжаева не соотносится с образом человека, финансирующего террористов, считает глава Ассоциации общественных объединений «Собрание», главный редактор издания «IslamNews» Мухамед Саляхетдинов.
«ИГ* и книгоиздание — это две разные плоскости. Мне очень трудно представить, что Эжаев финансировал террористов, исходя из моего представления о нем. Он занимался только издательством. Он немного был принципиальный, с характером, не любил компромиссов, возможно, произошли конфликтные ситуации… Эта история ударит в первую очередь по ИД «Умма». Он был его основателем. Безусловно, если человек пойдет по этой статье, то некому будет заниматься «Уммой» и это отразится на издании литературы, это насторожит других издателей. Свято место пусто не бывает, исламское книгоиздательство будет продолжаться с корректировкой на то, что произошло. Очень жаль, что происходит все так трагично для мусульман», - сказал Саляхетдинов корреспонденту «Кавказского узла».
Книгоиздатель Асламбек Эжаев и его ИД «Умма» не имеют никакого отношения ни к терроризму, ни к экстремизму, а вся его деятельность была направлена на борьбу с религиозным невежеством и нетерпимостью, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» переводчик русской версии толкования Корана, исламский философ Эльмир Кулиев.
«Я знаю Асламбека Каспиевича уже много лет. Это глубоко верующий, порядочный человек, преданный своей работе. С ним связано развитие исламской книги в России на протяжении всех последних лет. В начале нулевых его стараниями мусульманская литература вышла на качественно новый уровень, появилась возможность изучить ислам изнутри, взглянуть на него глазами самих верующих людей. Асламбек сотрудничал с Советом муфтиев России, с Московским исламским университетом. Он был соучредителем литературной премии «Исламский прорыв», уникального по своей направленности и значимости проекта. Когда мы говорим об Асламбеке, на ум приходит только это», - рассказал Кулиев.
Информация о задержании, которая озвучивается в официальных сводках, звучит странно и нелепо, считает Кулиев. «Раз уж в отношении Асламбека избрали меру пресечения в виде ареста, нужно добиваться справедливого расследования. Это работа адвокатов. Одно могу сказать с полной уверенностью, что в убеждениях Асламбека Каспиевича никогда не было места ни терроризму, ни экстремизму. Вся его издательская деятельность по сути своей направлена на борьбу с религиозным невежеством и нетерпимостью. Без книг «Уммы» не обходится ни один исламоведческий курс, ни один исламский институт. И хотя были громкие судебные дела и запреты отдельных книг «Уммы», причины их никогда не упирались в сами книги. Поэтому были повторные рассмотрения, повторные заключения независимых экспертов, и с многих книг запреты в итоге были сняты», - заключил Эльмир Кулиев.
В России целенаправленно создается образ радикального мусульманина
Задержание Асламбека Эжаева и предъявление ему абсурдных обвинений является вызовом всему мусульманскому сообщества постсоветского пространства, заявил корреспонденту «Кавказского узла» основатель телеканала ALIF.TV Али Евтеев.
«ИД «Умма» на сегодня - это самое авторитетное издательство мусульманской литературы, которое на протяжении многих лет обеспечивало большую русскоязычную мусульманскую общину качественными, достойными переводами классической исламской мысли. Вклад ИД в построение мусульманской уммы, ее становление и зрелость трудно переоценить. Образ ее руководителя и основателя, который нарисован в чьем-то кабинете и представлен нам сегодня в СМИ, абсолютно не соответствует, вызывает возмущение до глубины души. Этот человек - пример зрелости, интеллигентности, образованности, мудрости в своих поступках. Лично для меня он таков. Это плевок в сторону культурного и цивилизованного мусульманского сообщества», - заявил Евтеев.
Собеседник высказал убеждение, что в России планомерно проводится политика по деградации мусульманской общины. «Мое мнение складывается таким образом, что из мусульманского сообщества планомерно удаляются люди, которые работают над формированием мировоззрения русскоязычных мусульман, над его умеренностью, осознанностью и цивилизованностью. Все, кто на это работает - издатели, общественные и религиозные деятели - они с таким цинизмом и чудовищной злонамеренностью удаляются из общества, что у меня нет никакого сомнения, что в каких-то кругах, в недрах спецслужб или политических кругах есть определенное лобби, работающее на то, чтобы оставить мусульманскую общину без лидеров мнений, без образованных людей, без интеллигенции. Без тех, кто хранит в этой умме благоразумие, умеренность и осознанную практику исламской религии. Эти люди выдавливаются за пределы страны, их сажают, пытают, их просто уничтожают [...] Нет ни одной конфессии, политической партии, общественного движения, с которым случилось бы то, что случается с мусульманами: убийства, давление, репрессии, заключение под стражу, осуждение на большие сроки, выдавливание за пределы страны. Потому никакой случайности я более не вижу», - сказал Евтеев.
Евтеев связал уголовное преследование Эжаева с его профессиональной деятельностью. «То, что происходит сейчас с Асламбеком, напрямую связано с издательской деятельностью. Кто-то решил, что мусульмане не должны просвещаться, читать книги, знать свою религию. Асламбек четко придерживался принципа перевода трудов только классической философской мысли, ученых и исламских школ, как правовых, так и философских, это было видно за десятилетие его работы. Его нельзя относить ни к каким обособленным направлениям в исламе. С учетом того, что на территории РФ есть разные школы исламской мысли, естественно, некоторые книги подходили одним, не подходили другим. Но это нормальная полемика внутри каждой религиозной конфессии. Вопрос лишь в том, являются ли они традиционными и классическими для самой исламской уммы. Да, их всех можно отнести к общей ткани мусульманского сообщества, где есть плюрализм мнений», - заявил Евтеев.
Эксперт полагает, что «определенные силы пытаются создать образ практикующего мусульманина, который должен быть необразован, глуповат, радикален, быть человеком, не встроенным в социальную ткань общества, неким сектантом-мракобесом». «Надо лишить людей образования, добиться таким образом. Если людям массово недоступен арабский – это хорошо. Если кто-то до них доносит на русском языке – это плохо. Значит, надо перерезать этот путь. Кто доносит эту информацию? Ученые, книги, проповедники, общественные деятели, журналисты, а значит, надо искоренять… Потому, если когда-то были программы ликбеза, то в отношении мусульман идет работа по насаждению безграмотности. От всеобщей безграмотности религиозного сообщества, как это известно из истории, можно ожидать лишь образ дурака, которого «заставь Богу молиться - он лоб расшибет». Именно такой образ и хотят получить. Именно к этому хотят свести нашу общину, чтобы она была радикальной, нетерпимой, глупой и не понятной вообще нормальному человеку. А в итоге это приведет лишь к нестабильности. Потому они демонизируют это сообщество, чтобы никто не сочувствовал его «расстрелу», - заключил Евтеев.
"Кавказский узел" ранее писал, что 18 августа 2020 года Красноглинский райсуд Самары завершил продолжавшееся больше двух лет рассмотрение иска прокуратуры о признании экстремистским материалом толкование Корана Абд ар-Рахмана ас-Саади в переводе Эльмира Кулиева. Суд нашел признаки экстремизма в первом томе издания, адвокаты намерены обжаловать приговор, сообщил руководитель издательства "Умма" Асламбек Эжаев. Суд в Самаре учел результаты экспертизы, которая не ответила на все поставленные вопросы, сообщил адвокат Равиль Тугушев. За подобными решениями судов может последовать и запрет Корана, предостерег его коллега Мурад Мусаев.
В разделе "Справочник" "Кавказский узел" опубликовал общероссийский список материалов, признанных судом экстремистскими.
* - террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ решением Верховного суда
** - решением Минюста РФ организация внесена в реестр НКО, выполняющих роль иноагента.
источник: корреспондент "Кавказского узла"