16 июня 2020, 03:59
Журналистская аналитика по COVID-19 в Карачаево-Черкесии дала повод для уголовного дела
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следовали назвали фейком предположения ведущего программы "Черный куб" о количестве заболевших коронавирусом в Карачаево-Черкесии. Дела, связанные с публикацией информации о COVID-19, приобрели массовый характер, отметили правозащитники.
Как сообщал "Кавказский узел", Следком возбудил уголовное дело за публичное распространение заведомо ложной информации о ситуации с коронавирусом в Карачаево-Черкесии (статья 207.1 УК России), максимальная санкция по которой предусматривает заключение до трех лет. По делу были допрошены основатели программы "Черный куб" Мурат Токов и Владимир Биджиев.
Уголовное дело по статье 207.1 УК России было возбуждено из-за двух эпизодов, которые были озвучены в последнем выпуске программы "Черный куб", пояснил представитель программы на условиях анонимности. По его словам, эпизоды касались рассказа заведующей инфекционным отделением Карачаевской центральной райбольницы Лейлы Батчаевой о значительно большем, чем было объявлено официально, числе заболевших и скончавшихся, а также предположения ведущего программы на основании заявления Батчаевой, сколько заболевших может быть по всей республике.
"Токову и Биджиеву [силовики] сказали во время беседы с ними: «И то, и другое – фейк […] Про то, что реальное число заболевших коронавирусом [в Карачаево-Черкесии] намного выше официальной цифры, говорили многие, но привлекли почему-то именно нас. Нас, честно говоря, это очень сильно задело. И это при том, что мы очень долго не высказывались на эту тему, а в конце марта даже опубликовали пост, в котором писали: «Политика политикой, но в этот сложный для всех нас момент хотим поддержать главу нашей республики Рашида Темрезова и призвать всех поверить озвученным им цифрам, прислушаться к просьбам касаемо профилактических мер по противостоянию распространению коронавирусной инфекции на территории Карачаево-Черкесской Республики». Мы молчали, пока люди не начали умирать дома из-за отсутствия мест в больницах. Так что то, что выбрали нас, мы воспринимаем как месть", - уточнил представитель "Черного куба".
Заведующая инфекционным отделением Карачаевской центральной районной больницы Лейла Батчаева, а также другие медработники рассказали о кризисе медицины в республике на фоне коронавируса. Количество больных коронавирусом в Карачаево-Черкесии увеличивается, а госпитализация в ковидные больницы региона затруднена, заявила Батчаева в интервью Руслану Курбанову, которое транслировалось в прямом эфире на его странице в Instagram в ночь на 10 июня. Ранее, 9 июня, замминистра здравоохранения Карачаево-Черкесии Диана Камурзаева заявила, что в инфекционных госпиталях республики за время эпидемии коронавируса умерли 100 человек, из них девять - от COVID-19, а остальные от декомпенсации хронических заболеваний и их осложнений. Замминистра настаивает, что "сокрытие или подлог данных невозможны".
Он также отметил, что у Токова изъяли его телефон, жесткий диск компьютера, на котором монтировались сюжеты, и видеокамеру. "Когда я ему позвонил, что надо сделать сюжет о тебе, чтобы люди не волновались, он ответил: «Нечем снимать, все забрали!»" - подчеркнул сотрудник программы.
По его словам, адвокаты, с которыми советовались Токов и Биджиев, порекомендовали некоторое время - две недели, месяц - "посидеть тихо" и не общаться со СМИ. Он также добавил, что пока сотрудники программы проходят по уголовному делу в статусе свидетелей, поэтому адвокаты не могут начинать работать до того момента, пока сотрудники не перейдут в статус обвиняемых.
Программа "Черный куб" будет продолжать работать вне зависимости от того, как будет развиваться уголовное дело, заключил сотрудник программы.
С 2017 года выпуски программы "Черный куб" были посвящены проблемам жителей Карачаево-Черкесии, заявил представитель программы. "Люди стали чаще обращаться с проблемами. В 2014 году, когда "Черный куб" начинался (я пришел туда в 2017 году), 90% населения было за Темрезова - он вроде как хорошо начал, строил детские сады, дома культуры [...] Но рабочих мест больше не стало, уровень жизни падал, сохранялись проблемы с водоснабжением, когда в ряде населенных пунктов люди ходят за водой с ведрами, как деды-прадеды", - отметил он. Канал программы на YouTube насчитывает 10,2 тысячи подписчиков, в Instagram - 11,6 тысячи подписчиков, по состоянию на 01.40 мск сегодня.
Ведущий интернет-программы "Черный куб" Мурат Токов после допроса силовиками находится дома, никакого давления на него не оказывали, сообщил сам журналист. "Сообщения о том, что на меня было оказано психологическое и физическое давление - неправда. К сожалению, информация нередко искажается […] Сейчас я нахожусь дома со своей семьей. Разве что устал", - написал Токов на своей странице в Instagram 15 июня.
По словам Токова, он "не хочет светиться" по теме уголовного дела, чтобы успокоить своих родителей. "После новостей о моем аресте и пытках у моих родителей сильнейших стресс, они до сих пор не могут прийти в себя. Я просто не хочу сейчас светиться по этой теме, чтобы они побыстрее успокоились", - заявил Токов в видеообращении, опубликованном на странице интернет-программы "Черный куб" в Instagram 14 июня.
Комментируя видеосюжет и пост, журналист и активист из Карачаево-Черкесии Тимур Жужуев заметил, что, по его мнению, "было видно, что журналист обращается не под давлением". "А вообще, все будет видно по тому, как он будет работать в дальнейшем", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Жужуев.
Председатель президиума Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов связал возбуждение уголовного дела по материалам выпуска программы "Черный куб" с призывом сотрудников программы к отставке лавы региона. "Черный куб" в своей критике не использовал фейки и тому подобное. Они выверяли каждое свое слово, поскольку понимали, какая опасность им грозит. Все социальные сети в КЧР забиты фейками, реальными историями и статистикой о коронавирусе, но никого особо не трогают. "Черный куб" поплатился за то, что озвучил гуляющий по соцсетям лозунг: "Темрезова в отставку!" - заключил он.
Правозащитники отметили массовость количества дел, связанных с публикациями о коронавирусе
В связи с эпидемией коронавируса дела по статье 207.1 УК России стали массовыми, заявил руководитель службы информации Фонда защиты гласности Борис Тимошенко. "Такое впечатление, что про весь остальной уголовный кодекс забыли. Практически каждую неделю приходят новости об очередном возбужденном деле", - сообщил он корреспонденту "Кавказского узла".
Тимошенко также отметил, что ему еще ни разу не доводилось слышать о панике, поднявшейся из-за той или иной публикации журналиста, проходившего по этой статье. Однако, по словам правозащитника, по делам по ст.207.1 УК России не требуется доказывать наличие наступивших последствий, достаточно предположения, что они могли бы наступить.
К настоящему моменту известно о возбуждении 44 уголовных дел, включая два дела в Карачаево-Черкесии, связанных с публикацией информации о коронавирусе, отметил адвокат и правовой аналитик международной правозащитной группы "Агора" Станислав Селезнев. Он привел как типичный пример аналогичного дела ситуацию с изданием ProUfu, когда журналисты получили информацию у руководителя пресс-службы мэрии. "Это официальное лицо на следующий день изменило свое мнение, а виновным оказался журналист несмотря на то, что была представлена аудиозапись, которая судью не заинтересовала", - подчеркнул эксперт.
По его словам, суды очень формально походят к рассмотрению дел, связанных с распространением информации о коронавирусе. "Если суды начнут серьезно подходить к этому вопросу, то у нас был бы целый вал отмены приговоров и развалившихся дел. Любой человек имеет право на добросовестное заблуждение, тем более в случае обсуждения жизненно важных вопросов", - заключил Селезнев.
Ранее суд в Уфе постановил взыскать 60 тысяч рублей с главреда сайта ProUfu за информацию о коронавирусе, которую администрация города назвала недостоверной, хотя издание получило ее от представителя мэрии и подтвердило это в суде.
На главной странице "Кавказского узла" минимум шесть раз в сутки обновляется карта с данными по числу зараженных на юге России. Информация о динамике распространения вируса, в том числе в Кабардино-Балкарии, собрана в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа". Новости о распространении COVID-19 на юге России и в странах Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".
Автор: Семен Чарный источник: корреспондент "Кавказского узла"