Суд по делу Яндиева заслушал показания потерпевших при терактах во Владикавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Двое потерпевших при теракте 26 июня 2006 года во Владикавказе оценили ущерб имуществу и здоровью в 25 тысяч рублей, а компания «Мегафон» заявила об убытках от другого взрыва в тот же день в сумму более 1 млн рублей, сообщил прокурор в суде по делу Аслана Яндиева.
Как писал "Кавказский узел", уроженец Северной Осетии, ингуш Аслан Яндиев с апреля 2007 года числился в международном розыске. В январе 2011 года он был задержан в Словакии, а в июле 2018-го экстрадирован в Россию и помещен в следственный изолятор во Владикавказе. Тогда же ему предъявили обвинение. 6 февраля дело было передано в суд. На судебном заседании 3 апреля потерпевший при обстреле из гранатомета электроподстанции "Владикавказ-2" в 2005 году отказался от претензий к обвиняемому, поскольку люди во время теракта не пострадали.
По делу о хранении оружия и бандитизме, террористических актах и убийствах в 2007 году в Северной Осетии к длительным тюремным срокам были приговорены предполагаемые сообщники Яндиева - жители Пригородного района Рустам Цуров, Умар Хадзиев и Алихан Оздоев. Верховный суд республики счел их участниками группировки полевого командира Шамиля Басаева. Подсудимые заявили о своей невиновности и о том, что давали показания "под жесткими пытками". Яндиев, по мнению следствия, шестой и последний участник преступной группы.
9 и 10 апреля в Северо-Кавказском окружном военном суде прошли заседания по делу Аслана Яндиева, который обвиняется в участии в совершении двух терактов на территории Северной Осетии в составе организованной группы.
Процесс пока не вызывает интереса у прессы, в зале суда на заседаниях 9 и 10 апреля находился только корреспондент «Кавказского узла». Также отсутствовали родственники подсудимого и его адвокат по соглашению Андрей Сабинин.
Сам Аслан Яндиев во время заседаний молчал. Он выглядел бледным, подавленным и отстраненным, вопросов стороне обвинения по поводу оглашенных документов не задавал, к суду не обращался.
Потерпевшими по делу признаны 97 человек, 25 из них заявили гражданские иски о возмещении морального и материального вреда. Поскольку большинство потерпевших не являются в суд для допроса, гособвинитель Чибисова, с согласия защиты, оглашает их показания, данные на предварительном следствии сразу по «горячим следам» прошедших событий.
Яндиев обвиняется по статьям "Бандитизм" (ст. 209 УК России), "Незаконный оборот оружия и боеприпасов" (ст. 222 УК России), "Совершение терактов" (ч. 2 ст. 205 УК России) и "Покушение на убийство двух и более лиц" (ст. 30, ст. 105 УК России).
9 апреля оглашались процессуальные документы, а сегодня были зачитаны показания трех потерпевших и трех свидетелей по делу.
В начале сегодняшнего заседания были оглашены показания Алексея Авдисова и Левана Тедеева, признанных пострадавшими по делу о теракте 25 июня 2006 года на товарном дворе на окраине Владикавказа. Срок за совершение этого теракта сейчас отбывают Умар Хадзиев, Рустам Цуров и Алихан Оздоев.
Около 9.30 мск близ Черменского шоссе во Владикавказе сработало взрывное устройство с часовым механизмом, оно было начинено поражающими элементами в виде болтов, гаек. Его мощность составила около 500 грамм в тротиловом эквиваленте. Жертв в результате взрыва не было, механические повреждения получил автомобиль, находящийся в эпицентре взрыва, также были разбиты витрины близлежащих коммерческих киосков.
Из показаний Авдисова и Тедеева, данных в 2006-2007 годах, следует, что оба пострадавших на момент совершения теракта являлись безработными и пришли на неформальную «биржу труда», чтобы устроиться разнорабочими. С их слов, в момент теракта на товарном дворе находилось еще около 20 человек, ищущих работу. В результате взрыва потерпевшие не получили телесных повреждений, однако у Авдисова был поврежден автомобиль ВАЗ-2113 (разбиты стекла, пробоины), и он подал гражданский иск к виновникам случившегося на сумму в 15 тысяч рублей. У Тедеева от взрыва случился психологический шок, он оценил моральный ущерб своему здоровью в 10 тысяч рублей.
В тот же день, 25 июня 2006 года, но на несколько часов раньше был подорван транслятор ЗАО «Мобил-Кавказ» в селе Дачное Пригородного района Северной Осетии. Ответственность за этот взрыв силовики также возложили на Хадзиева, Цурова и Оздоева. Сегодня в суде были оглашены показания руководителя отдела региональной безопасности компании ПАО «Мегафон» (правопреемник ЗАО «Мобил-Кавказ») Туаева, согласно которым в результате подрыва блок-контейнера с оборудованием компания понесла убытки в 1 млн 421 тысячу рублей. «Указанный ущерб для ЗАО «Мобил-Кавказ» является значительным», - зачитала показания Туаева гособвинитель.
Самодельное взрывное устройство, начиненное поражающими элементами, было взорвано около пяти часов утра 25 июня 2006 года. В результате корпус станции ЗАО «Мобил-Кавказ» получил повреждения. Мощность взрывного устройства на базе часового механизма, по оценке специалистов, составляла около 300 грамм тротила. Пострадавших в результате взрыва не было.
Необходимо отметить, что гособвинитель Чибисова не конкретизировала, какое отношение Яндиев имеет к совершенным Хадзиевым, Цуровым и Оздоевым терактам и как конкретно, по мнению обвинения, Яндиев совершал преступления, где он находился, что делал.
Затем гособвинитель огласила показания милиционеров, участвовавших 21 июля 2006 года в задержании Умара Хадзиева, Рустама Цурова и Алихана Оздоева. Показания были ими даны 26 июля того же года.
Отвечая на вопросы следователей, свидетели - сержант милиции Ибрагим Битаров и старший сержант милиции Валерий Кокаев - пояснили, что вечером 21 июля они были направлены начальством на пост «Вильнюс», расположенный на Черменском шоссе, с целью недопущения провоза оружия, боеприпасов и наркотиков. В 22.45 мск милиционеры остановили для проверки документов показавшуюся им подозрительной пассажирскую «Газель», двигавшуюся из Чермента во Владикавказ.
По словам милиционеров, в «Газели» находились водитель и два пассажира без документов, представившихся жителями поселка Карц (пригород Владикавказа). Как выяснилось позже, находившиеся в «Газели» люди оказались Хадзиевым, Цуровым и Оздоевым. Как рассказали Битаров и Кокаев, в ходе осмотра «Газели» они обнаружили между сидениями СВУ - «металлический ящик размером 50 на 60 сантиметров, из которого торчали четыре провода соединенные с пластиковой бутылкой». По словам свидетелей, Хадзиев, Цуров и Оздоев оказали сопротивление, и чтобы доставить их в ОВД Промышленного района Владикавказа, милиционерам пришлось воспользоваться помощью сослуживцев и применить к ним «приемы самбо».
Также из показаний Битарова и Кокаева следует, что во время конфликта задержанные кому-то звонили и обещали милиционерам, «что вот сейчас подъедет человек, который с вами разберется». После их звонков поинтересоваться судьбой задержанных на серебристой машине ВАЗ-2114 подъехал человек, предъявивший документы на имя сотрудника милиции Тимура Хамхоева.
12 октября 2006 года следователями был допрошен Тимур Хамхоев, работавший тогда старшим референтом МВД Ингушетии, он занимался проверкой и корректировкой документов, поступавших на рассмотрение министру МВД республики. Отвечая на вопросы следователя, Хамхоев рассказал, что он знает Хадзиева, Оздоева и Цурова. Последний является родным братом его жены и работал на «Газеле» водителем маршрутного такси.
Со слов Хамхоева, вечером 21 июля 2006 года ему позвонил Цуров, сообщил, что его задержали сотрудники милиции и пожаловался, что они пытаются ему что-то «засунуть в салон», а сам он находится «под стволом пистолета». Услышав в голосе Цурова испуг, Хамхоев решил подъехать к нему на помощь. Когда Хамхоев подъехал, милиционеры заявили ему, что у Цурова нашли «бомбу или взрывчатку». «Мне неизвестно зачем Цуров, Хадзиев и Оздоев везли взрывчатку во Владикавказ, о терактах ничего пояснить не могу», - зачитала прокурор Чибисова показания Хамхоева следователю.
После оглашения документов гособвинитель заявила ходатайство о допросе ключевых свидетелей по делу, которое суд удовлетворил. Предполагаемые сообщники Аслана Яндиева будут допрошены 23 апреля в 10.00 мск посредством видеоконференцсвязи: Алихан Оздоев - из Гарнизонного военного суда Владикавказа, Умар Хадзиев - из Тогучинского районного суда Новосибирской области. Рустам Цуров будет давать показания 24 апреля в 10.00 мск.
После заседания адвокат по назначению Аслана Яндиева отказался давать комментарии. «До допроса ключевых свидетелей комментарии не даем», - заявил Сергей Заикин.
Напомним, в Волгограде 29 июля 2018 года прошел флешмоб в поддержку Яндиева. По словам участников акции, уроженец Северной Осетии "был депортирован из Словакии в Россию вопреки позиции ООН". Яндиев подал в Интерпол жалобу на экстрадицию в Россию. С учетом ареста Яндиева в Словакии, он находится под стражей уже восемь лет, но российские суды берут в расчет только срок ареста в России, отметила защита Яндиева.
источник: корреспондент "Кавказского узла"