16 мая 2015, 05:25
Практика неравных браков распространена на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
История со свадьбой 17-летней Хеды Гайлабиевой и 46-летнего начальника Ножай-Юртовского РОВД Нажуда Гучигова является типичной для кавказского общества, считают опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» эксперты. В свою очередь, жители региона высказывают различные точки зрения на мотивацию неравных брачных союзов.
Как писал "Кавказский узел", о готовящейся свадьбе Гучигова и 17-летней девушки из села Байтарки сообщила 30 апреля журналистка Елена Милашина. Несмотря на общественный резонанс, власти Чечни и детский омбудсмен Павел Астахов не считают, что нарушены права девушки. Позднее стало известно, что свадьба пройдет сегодня, 16 мая.
«Не стоит сбрасывать элемент здорового прагматизма»
Браки с большой разницей в возрасте между женихом и невестой не являются на Северном Кавказе явлением исключительным, а история с Хедой Галайбиевой носит политический подтекст, считает старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, автор блога "Северный Кавказ сквозь столетия" на "Кавказском узле" Наима Нефляшева.
«В последние годы разница между женихом и невестой в 15 и даже 20 лет воспринимается в обществе и среди родственников молодоженов нормально. Считается, что мужчина "под 40" уже успел материально встать на ноги, он понял цену отношениям, он четко понимает, какую женщину он хочет видеть в качестве жены и матери своих детей. При этом, конечно, учитываются и другие критерии - чувства молодых, репутация рода жениха, в первую очередь, и психическое здоровье родственников до 7 колена», - сказала Нефляшева в комментарии корреспонденту «Кавказского узла».
Причины, по которым девушки делают подобный выбор, Нефляшева объясняет отсутствием достойной альтернативы среди молодых людей. «Имеет значение, что демографическая яма образовалась в результате двух чеченских войн. Но и молодые парни подходящего возраста, как правило, инфантильны. Очень много неработающих, сидящих на иждивении своих родителей. Не стоит сбрасывать и элемент здорового прагматизма. Есть семьи, которые очень нуждаются, и такой брак может изменить судьбу не только самой девушки, но и ее рода, поэтому элемент расчета тоже присутствует. Прагматика всегда присутствовала в кавказском институте брака, и в этом нет ничего плохого», - сказала Нефляшева.
Информация о первом браке Нажуда Гучигова была опубликована на сайте "Новой газеты" 30 апреля. "У него уже есть любимая жена, с которой он много лет в браке и вторая ему не нужна", - цитировала высказывание начальника Ножай-Юртовского РОВД журналистка Елена Милашина. 12 мая Гайбалаева дала видеоинтервью Lifenews, в котором опровергла информацию о принуждении к браку. Девушка и ее родственники заявили, что стороны достигли согласия.
Резонанс истории Хеды Галайбиевой связан с именем главы Чечни Рамзана Кадырова, считает эксперт. «Такие браки совершаются в Чечне часто, но именно эта свадьба оказалась вплетена в контекст шумных историй, связанных с главой Чечни в последние месяцы. С другой стороны, в самой этой истории тоже не все ясно. Никто не сказал, остается ли он в браке с первой женой», - отметила Наима Нефляшева.
«Я верю этой девушке - она вчерашняя школьница, из горного села, а горные села всегда, не только на Кавказе, порождают особый менталитет. Ей только что исполнилось 17 лет, она не привыкла к журналистам, к камерам, к публичному вниманию. Она стеснялась, это было видно. К тому же на Кавказе не принято говорить о чувствах публично. И эту ее стыдливость я воспринимаю как искренность, а то, что с нею сидели старшие женщины — так у нас принято, в ключевых ситуациях всегда старшие сопровождают девушку, это знак того, что она не безродная и находится под защитой», - заключила сотрудница Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.
"Федеральный центр позволит воспользоваться служебным положением"
Ранний брак часто приводит к тому, что девушка бросает учебу и подвергается риску семейного насилия, особенно при большой разнице в возрасте, уверена глава российского отделения Human Rights Watch Татьяна Локшина, перевод ее колонки "Несовершеннолетняя невеста, полигамный брак – Москве все равно?" приводится на сайте правозащитной организации 15 мая.
"Можно только догадываться, под каким давлением оказались Хеда и ее семья, когда девушка приглянулась начальнику местного РОВД, а глава республики, с которым в Чечне не принято спорить, лично «благословил» этот брак. Нетерпимость Кадырова и его силовиков к проявлениям несогласия хорошо известна, так что у девушки и ее родственники, скорее всего, и не оставалось другого выхода", - пишет Локшина.
В сюжете, показанном на телеканале ГТРК «Грозный» вечером 5 мая, глава Чечни заявил буквально следующее: «Я лично направил туда (в Байтарки) направил (людей), согласна девушка или нет. И дочь, и ее мать,.. дед дал согласие, и это решено, говорят они. Я сам туда не ездил, но я направил туда самого доверенного человека. Мы дали (девушке и ее родственникам) высказаться». На свадьбе будут присутствовать представители руководства Чечни, сообщила член Совета по правам человека при главе республики Хеда Саратова корреспонденту "Кавказского узла".
"Станем ли мы свидетелями того, как федеральный центр предоставит событиям развиваться своим чередом и позволит полицейскому чину, как минимум, «слегка» воспользовавшись служебным положением, с полного одобрения главы республики вступить в неофициальный полигамный брак с девушкой втрое моложе? Пока складывается впечатление, что все идет именно к этому, и государство не собирается брать под свою защиту несовершеннолетнюю «невесту», которой с большой вероятностью непоправимо искорёжат жизнь и отказывают в защите, гарантированной российским законодательством и международными нормами", - говорится в колонке Татьяны Локшиной.
«Шариат признает право женщины на выбор супруга»
В шариате отсутствует понятие неравного брака, однако ислам оставляет за девушкой «право выходить замуж за кого она хочет», сообщил в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» экс-муфтий Северной Осетии Али-хаджи Евтеев.
«В данном случае у девушки (Хеды Гайлабиевой) есть родители, которые обязаны по исламу соблюсти ее права», - говорит религиозный деятель.
Случаи принуждения к браку бывают, «когда речь идет о материально обеспеченных людях», признает Евтеев, однако называет ситуацию «искусственно гипертрофированной» и «не широко распространенной в последнее время».
«Мне не известны случаи, чтобы на Кавказе женились ради временного удовольствия и возвращали после этого девушек домой. Надо обратить внимание на то, что когда немусульмане говорят об исламском обществе, там заложены определенные стереотипы, как-то «дети для родителей — это вещь для торговли», «отец продал дочь», что «ислам позволяет временные браки». Это искаженное представление об отношениях в исламских семьях. Ислам запрещает временные браки, это противоречит сути и духу религии», - заключил Евтеев.
«Говорить нужно именно о принуждении»
Неравные браки довольно распространены в Чечне и имеются в каждом тейпе, уверен Житель Заводского района Грозного Аслан, попросивший не называть его фамилии.
«12 лет разницы между женами братьев моего отца и ими. Оба дяди женаты на тех, кто младше них на 12 лет. У одного уже 16-летняя дочь, все у них нормально. У второго тоже дети и нормальная семья. Одной было также 17 лет во время женитьбы, а вторая была уже совершеннолетней. История с Хедой Гайлабиевой прошла бы незаметно, не вмешайся в нее СМИ. Это для нас обычно, точнее для тех, у кого власть и деньги», - сказал Аслан корреспонденту «Кавказского узла».
Он убежден в правильности действий журналистов, которые осветили проблему. «Говорить об этом нужно было, именно о принуждении. Все мы видели, как рядом с ней сидит тетя и подсказывает, что отвечать на камеру, и все тут понимают это, но люди боятся что-либо сказать. Конечно, есть и другая сторона медали, и невозможно сказать, что многие здесь не мечтают выдать замуж своих дочерей за «выгодных» женихов. Часто семьи просто отдают свою дочь как барашка», - резюмировал Аслан.
«Прожили долгую совместную жизнь»
Историю, связанную с неравным в возрастном плане, но счастливым браком своего родственника рассказал корреспонденту «Кавказского узла» житель Карачаево-Черкесии Рустам.
«Брак между 26-летней девушкой и моим дядей, который был старше ее на 40 лет, был известным в нашей республике в 1980-е годы случаем. К тому времени он был вдовцом, а она пришла к нему по работе, и очень ему понравилась. Он тем же вечером послал к ней сватов, они поженились и прожили очень долгую совместную жизнь до последнего момента, когда он был уже немощным, она была рядом с ним. Он был высокопоставленный чиновник, а она была простая девушка из аула, и говорили, что девочка, которая не имела ничего, в одну минуту получила все», - рассказал Рустам.
С его слов, в семье по отношению к девушке никто не проявлял пренебрежения, невеста быстро заслуживал почтение и уважение всех членов рода. «Родственники дяди были очень рады, потому что первая жена была не черкешенка и мы хотели женщину своей национальности. Он сам себя так вел по отношению к ней так достойно, что с ней скоро стали считаться и отношение к ней было также достойное», - подвел итог житель Карачаево-Черкесии.
Автор: Магомед Туаев источник: корреспондент "Кавказского узла"