08 апреля 2002, 21:19

О распространении христианской религии в Дагестане

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Распространение христианства - одно из проявлений международных связей на Кавказе, ибо религиозный признак всегда определял внешнеполитическую ориентацию народов. Проблемы проникновения христианской религии в Дагестан представляют большой интерес, так как с ними связаны различные аспекты культуры, общественного развития и взаимоотношений народов. Остановимся на некоторых из них.

Несмотря на свою актуальность, тема распространения христианства в дагестанской исторической литературе изучена мало из-за отсутствия необходимого фактического материала. Лишь отдельные ее стороны затронуты в трудах исследователей XIX-XX вв. Так, П. К. Услар, изучивший фольклор и языки дагестанских народов, едва прослеживал следы христианской религии в Дагестане, и, по его мнению, роль ее была весьма незначительной, что объясняется удаленностью края от очагов христианской религии - Грузии и Армении 1. По версии А. В. Комарова, христианство не имело широкого распространения в Дагестане. В докладе на V археологическом съезде в 1881 г. древнегрузинские надписи из Аварии он приписал пленным грузинам 2.

Материалы о проникновении христианской религии в Дагестан приводит и М. М. Ковалевский 3. Однако, свидетельства об этом он также считает случайными находками. Сведения о христианских храмах в долине Аварского Койсу сообщает М. Алиханов-Аварский, но, по его мнению, "христианство никогда не проникало в Дагестан" 4. Некоторые материалы о христианстве в Дагестане содержатся в работе Г. Н. Прозрителева 5. Ряд ценных суждений о путях проникновения христианской религии в Дагестан высказал А. Гасанов в комментариях к работе "Асари Дагестан" 6. Разнообразные данные, свидетельствующие о распространении христианства в Аварии, собрала экспедиция под руководством Н. Яковлева 7. Один из найденных письменных памятников, относящихся к христианству, опубликовал Н. Я. Марр 8.

Большую ценность представляют публикации академика А. С. Чикобава 9 и профессора Т. Е. Гудава 10 о крестах из Аварии с грузинскими и грузино-аварскими надписями. Вопрос о распространении христианства в Дагестане освещен также в трудах Д. М. Атаева11.

На основании письменных источников, данных эпиграфики и обширной литературы значительный вклад в изучение вопроса проникновения христианской религии внес А. Р. Шихсаидов 12.

Как известно, христианство возникло в середине I в. в восточных провинциях Римской империи, и уже в IV в. христианская религия превратилась в государственную религию на всей ее территории.

В Армении идеи христианства начали проповедовать еще во II в. Из Сирии и Малой Азии в Армению проникали сирийские и греческие проповедники христианства. Сохранились сведения, что в III в. во многих районах Армении были организованы не только тайные христианские общины, но даже было создано епископство.

В первой половине IV в., в период царствования Шапура II, Сасанидский Иран повел новое наступление на соседние государства.

Армения и Картлийское царство правильно оценили создавшуюся обстановку. Было ясно, что Сасанидский Иран представлял собой для них гораздо большую опасность, и поэтому Армения и Картли решительно ориентировались на Рим (Византию).

Одним из проявлений этой ориентации было принятие ими христианства в качестве государственной религии вскоре после получения покровительства со стороны государственной власти в Риме.

В Армении христианство было объявлено государственной религией в начале IV в., в Картли - в 337 г., в Кавказской Албании - в 323 г.

Большую ценность для освещения темы представляют сирийские, армянские, грузинские письменные источники и археологические материалы.

Историю христианизации населения приморского Дагестана, в частности гуннских племен, впервые поведал Фавстос Бузанд 13.

Весьма важным является сообщение автора VII в. М. Каганкатваци о христианском посольстве епископа Исраиля к гуннам, через ворот Чога, недалеко от Дербента 14. Анализ текста армянского автора дан в работе С. Т. Еремяна, который описывает приморский и горный маршруты посольства 15.

Первое сообщение о попытках армянской церкви распространить христианство в районе Дербента относится к 1 половине IV в. Как пишет Е. Козубский, в одном из списков "Дербенд-наме" сказано о принятии христианства жителями Дербента в 335 г. "от имени какого-то Несманшаха" 16. В связи с событиями, охватывающими 315-390 гг., Ф. Бузанд сообщает, что "в стан аршакидского царя маскутов, имя которого было Санесан", был отправлен молодой епископ Григорис. Сперва маскуты и гунны подчинились и приняли христианские проповеди, однако вскоре Санесан и его войско отказались от христианства.

Христианские миссионеры позже активизировали свою деятельность в Дагестане. С проникновением христианства связано основание в Дербенте храма, здание которого впоследствии было приспособлено под Джума-мечеть.

Еще И. Н. Березин писал, что "местное христианское предание приписывает это здание нашей религии" 17.

Мнение о том, что Джума-мечеть перестроена из христианского храма, опирается не только на местное предание, но и подкрепляется у некоторых авторов таким аргументом, как базиликальный характер здания. По размерам она мало чем уступает крупнейшим христианским храмам Кавказа IV-VI вв. и не имеет аналогов 18. Обследовавший этот памятник М. И. Артамонов отмечает, что "без сомнения, для мечети приспособлено здание, выстроенное одновременно с древнейшей частью каменных укреплений. Стены мечети возведены в той же технике, что и постройка Ануширвана. Судя по плану, это было здание типа базилики, что согласуется с преданием, по которому дербентская Джума-мечеть ранее была христианским храмом" 19.

Наиболее ревностным распространителем христианства в Кавказской Албании был царь Вачаган III (487-510 гг.). Церковная иерархия, учрежденная им по образцу феодальной, со временем стала пользоваться широкими правами, иногда и в ущерб канонам светской власти.

Так, постановлением созванного Вачаганом собора узаконили право церкви на судопроизводство и передали в ее ведение ряд спорных бытовых вопросов.

В первой трети VI в. н. э. к гуннам Прикаспия прибыл армянский епископ Кардост с пятью священниками, которые несколько лет "многих окрестили и обучали...". Кардоста сменил армянский епископ Макар, деятельности которого приписывается строительство церкви. Однако их просветительная деятельность затронула лишь небольшую часть приморского населения Дагестана.

В 682 г. в "страну гуннов" Алп-Илитвера прибыла миссия епископа Исраила для реализации одного из основных условий договора между Албанией и "страной гуннов" - принятия гуннами христианского вероучения. В "стране гуннов" первыми его приняли великий князь Алп-Илитвер и знать гуннского общества.

Христианство насаждалось среди населения Кавказской Албании с большим трудом. Здесь оно не пустило столь глубоких корней, как в Армении и Картли, и люди продолжали поклоняться своим богам, как об этом говорится у М. Каганкатваци. В VII в., т. е. три века спустя, после проповедей Григориса в Тардмане снова имеет место крещение византийским императором Ираклием албанского правителя Вараз-Григора "и всего его народа".

Интересно, что в связи с деятельностью армянских христанских миссионеров в Кавказской Албании во всех языках Дагестана сохранилось древнее обозначение луны (божества, которому поклонялись албаны). Как считает лингвист Г. Дюмезиль, только в удинском, самом южном дагестанском языке, наиболее подвергнувшемся христианизации, древнее местное название луны - vaz - заменено словом xas, названием, совершенно изолированным, которое совпадает с армянским хас - "крест", т. е. термином, которым удины ныне тоже обозначают "крест". Борясь с языческим культом луны, армянские христианские проповедники название древнего местного божества заменили словом, обозначающим высший христианский символ 20.

Одним из факторов, благоприятствовавших деятельности миссионеров в Дагестане, было усиление политического влияния армянских царей на южный Дагестан. Об этом свидетельствуют арменизмы в дагестанских языках. Проблема армяно-дагестанских языковых взаимоотношений естественным образом вырастает из общего контекста длительных этнокультурных контактов носителей армянского и дагестанских языков. В дагестанских языках различаются лексические арменизмы троякого рода 21.

Исследователи предполагают довольно раннюю, соотнесенную с доарабской эпохой, хронологию проникновения, по крайне мере, части арменизмов в дагестанские языки. Чога не переставал быть распространителем христианства и после перенесения патриаршего престола. Католикос Виро и после этого продолжал подписываться как "католикос Агванский, Лбинский и Чога" 22. Источники сообщают о распространении христианства в Хайзане, Зирихгеране, Табасаране и других владениях.

Царь Хайзана (под Хайзаном подразумевается Кайтаг или Джидан) по имени Адзернарсе исповедывал, как сообщают авторы Х в., три религии: "в пятницу он молился с мусульманами, в субботу - с евреями, а в воскресенье - с христианами". Таким образом, не только царь здесь был христианин. Очень интересно сообщение Ибн Руста о мирной проповеди религий: "все последователи этих религий призывают к своей вере и каждый считает, что истина в руках его..." 23.

С распространением религии шло проникновение христианской терминологии в письменность. Так, в некоторых аулах Дагестана найдены каменные плиты с албанскими буквами.

Большую роль в распространении христианства в районах Западного Дагестана играла Картли. При Мириане (середина IV в. н. э.) были предприняты лишь первые, довольно неудачные шаги, однако государственная власть Картли не переставала стремиться к этой цели. В грузинском источнике "Картлис цховреба" говорится, что преемник Мириана - его сын Бакар - "обратил в христианство большинство кавкасионов, обращение которых не удалось его отцу".

Царь Арчил (VIII в.) действовал в том же направлении: он насильно крестил (т. е. обращал в христианство) нухпатийцев - "язычников, имевших душу диких зверей" (речь идет о территории, где сидел эристави царя, "управляющий тушами и хунзами и всеми язычниками тех гор").

Обращение горцев в христианство было длительным процессом 24. В цахурском владении, известном под названием Цукетии, была выстроена "церковь Карси", в связи с чем активизировалась и деятельность проповедников.

В последующие века проникновение христианской религии из Грузии в западные районы Дагестана принимает широкий размах. Во многих аварских аулах обнаружено большое число христианских памятников-могильников, датируемых VII-X вв.

В ходе работ Дагестанской археологической экспедиции 1955-57 гг. на территории входившей в Серир, добыт разнообразный материал, который позволил сделать целый ряд новых наблюдений о времени распространения и характере раннего проникновени христианства в аварские аулы 25.

В результате полевых археологических исследований были выявлены христианские могильники, расположенные у селений Урада, Тидиб (Шамильский район), Хунзах и Галла (Хунзахский район), Тинди и Кванада (Цумадинский район), Ругуджа (Гунибский район). Некоторые из них, как, например, могильники у селений Урада, Хунзах, Тадраал, Ругуджа, Кванада, подвергнуты раскопкам.

Наибольший интерес представляют раскопки Урадинского могильника, отразившего процесс постепенной христианизации Аварии. Он расположен на расстоянии 0,5 км к юго-западу от селения Урада. В раскопках найдены два каменных креста, сделанных из грубо отесанных каменных плит.

( Изображение креста появляется задолго до возникновения христианской символики. Знаки в виде крестов на памятниках из Дагестана известны с эпохи бронзы. Поэтому христианская символика горцами воспринималась в процессе христианизации как нечто близкое 26.)

Имеются сведения о христианских памятниках к северо-востоку от Урада у хутора Чориш, собранные Д. М. Атаевым.

"По сообщению местных жителей, - пишет он, - в Гидатле имелись христианские церкви. Они были, по предположениям, в Ураде и Тидибе. Это подтверждается находкой в Тидибе бронзового кадила, в местности, где раньше якобы существовала христианская церковь (гьат/ан)" 27.

Из христианских памятников большой интерес представляет Датунский храм, который P. O. Шмерлинг датирует концом Х и первой половиной XI в.

Христианские могильники найдены вблизи Хунзаха, в местности "Тадраал". На расстоянии 10-15 км от этого могильника Д. М. Атаев обнаружил три каменных креста с грузинской и грузино-армянской христианской символикой 28.

В Дагестанском краеведческом музее хранится еще один крест с надписью на аварском и грузинском языках, найденный в Хунзахе. По мнению Д. М. Атаева, этот крест также связан с могильниками "Тадраал". Надпись на нем расшифрована академиком А. С. Чикобава и датируется XIV веком.

В 1957 г. отряд Дагестанской археологической экспедиции приобрел еще два камня с надписями X-XI вв. на древнегрузинском языке, найденных на "Тадраале" 29.

В работе "Нагорный Дагестан в раннем средневековье" Д. М. Атаев приводит и другие памятники, свидетельствующие о распространении христианской религии в аварских аулах. Это крест, хранящийся в Хунзахской средней школе, каменная плита с надписью на древнегрузинском языке "джвари кристейси", что означает "крест Христа".

Христианские памятники были найдены в урочище Гала, расположенном недалеко от селения Батлаич. В 1950 г. был найден каменный крест с древнегрузинской надписью, которая расшифрована Т. Е. Гудава 30. В селении Гиничутль, вблизи урочища Галла, имеется камень с древнегрузинской надписью, вмонтированный в стену одного из домов. Обломок креста с высеченными на нем древнегрузинскими буквами происходит из селения Гоцатль. Вблизи селения Хини существовала церковь, в Тадраале найден камень с изображением креста, христианские храмы обнаружены и в долине Аварского Койсу, близ хутора Заи.

В аулах Гунибского района - Ругудже, Чохе, Гонода и других также найдены каменные кресты и другие христианские памятники.

"В этом же районе (Гунибском) группа селений Бацада, Унти, Шулани с прилегающими хуторами, - отмечает Д. М. Атаев, - носят название Гуржильи, что связывается с былым распространением здесь христианства" 31.

В работах Д. М. Атаева приводятся сведения о христианских памятниках из Цумадинского, Шамильского (Кахибского), Гумбетовского, Унцукульского, Ботлихского и других аулов.

Разнообразные кресты, найденные в Аварии, весьма близки к декоративно-прикладным формам искусства.

Однако не столько характер изводов крестов, сколько наличие самих христианских могильников около селений, где они встречаются, доказывает принадлежность их к христианским памятникам 32.

О распространении христианской религии в дагестанских аулах свидетельствуют и другие материалы - лингвистический, топонимический и фольклорный. Так, слово "гьатан" в аварском языке означает христианский храм, а "гьота/нкхо" - день "гьат/ана", т. е. "день церкви" - воскресенье.

По многочисленным преданиям, в древности аварские аулы были заселены христианами, что подтверждается именами христианского происхождения среди некоторых аварцев.

Распространению христианской религии на территории Аварии способствовали как активизация внешней политики Грузии при царе Арчиле в VII-VIII вв., так и традиционные дагестано-грузинские связи 33.

"Время упрочения христианства в Аварии, - пишет Д. М. Атаев, - падает на Х-ХII века, т. е. на эпоху, когда средневековая Грузия достигла вершины своего политического и культурного развития. Именно к этому периоду относится большинство христианских древностей Аварии" 34.

В Аварию одновременно проникает и мусульманская религия, и столкновение ислама и христианства здесь носило ожесточенный характер 35.

Христианство сохраняло свои позиции в Аварии и в период первой трети XIV столетия. Например, царь Георгий Блистательный (1318-1346 гг.) упрочил свою власть, и, согласно грузинским источникам, в это время в обществах Анцуха и Хунзаха существовали христианские храмы. В этом же источнике упомянут Хунзахский епископ, который имел резиденцию в Хунзахе. Если верить грузинским источникам, при царе Александре (1413-1443 гг.) из Дагестана были изгнаны арабские муллы и "страна была приведена в прежнее состояние", т. е. здесь снова доминировала христианская религия.

Итак, на обширной территории Аварии, от Чирюрта до Гидатля и от Цумадинского района до Гунибского, рельефно прослеживаются следы былого распространения христианской религии. Поражает разнообразный характер материала, подтверждающий это. Распростанение христианства прослеживается не только по данным археологии и эпиграфики, но также и в искусстве, и в быту 36.

Знаток арабского языка М.-С. Саидов писал: "В 888 г. хиджры, что соответствует 1483 г. н. э., ислам вытеснил христианство из гидатлинской Аварии, куда оно было занесено грузинскими миссионерами" 37.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в средневековую эпоху распространение христианской религии не всегда происходило мирно, темпы ее проникновения в дагестанские владения были неодинаковыми, о чем свидетельствуют многочисленные памятники христианства.

Одновременно с христианством в Дагестан проникла и письменность. Христианская религия оказала влияние на развитие искусства, архитектуры, строительного дела определенной части населения края, а также способствовала дальнейшему расширению связей Дагестана с народами Закавказья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Услар П. К. Начало христианства в Закавказье и на Кавказе // Кавказские горцы: Сборник сведений. Вып. 2. М., 1992. С. 16-17.

2. Труды предварительного комитета V археологического съезда в Тифлисе. Тифлис, 1885. С. 124.

3. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М. 1890. С. 147-148.

4. Алиханов-Аварский М. В горах Дагестана // Кавказ. 1896. ? 254.

5. Прозрителев Г. Н. Древние христианские памятники Северного Кавказа. Ставрополь, 1906. С. 12-14.

6. Алкадари Г. Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1929. С. 170 (примечание-32).

7. Яковлев Н. Ф. Новое в изучении Северного Кавказа // Новый Восток. 1924. ? 5. С. 238-252.

8. Марр Н. Я. Албанская надпись // КС ИИМК. 1934. XV. С. 10 (рис. 2).

9. Чикобава А. С. Грузино-аварская надпись XIV в. из Дагестана // Сообщения Грузинского филиала АН СССР. Тбилиси, 1940. ? 4. С. 325.

10. Гудава Т. Е. Две надписи (грузинская и грузино-аварская) из Дагестана // Материалы по истории Грузии и Кавказа. 1954. Вып. 30. С. 185-193.

11. Атаев Д. М. Христианские древности Аварии // Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. 4, серия истор. Махачкала, 1958. С. 161-182; он же. Каменные кресты из окрестностей Хунзаха // МАД.1.1. Махачкала, 1959. С. 182-185; он же. Галлинский могильник - памятник средневековой Аварии (Серира) // Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. 6, серия истор. Махачкала, 1959. С. 177-200; он же. Археологические исследования у Главного Кавказского хребта // Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. 7, серия истор. Махачкала, 1960. С. 185-204; он же. Основные итоги историко-археологического изучения средневековой Аварии // Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. 11, серия истор. Махачкала, 1953. С. 186-199; он же. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963. С. 196-214; Атаев Д. М., Марковин В. И. Петрографика горной Аварии // Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. 14, серия истор. Махачкала, 1965. С. 342-371; Атаев Д. М. Культура народов Дагестана в V-XV вв. // История Дагестана. Т. 1, М., 1967. С. 215-231.

12. Шихсаидов А. Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. 3, серия истор. Махачкала, 1957. С. 54-77; Когда и как насаждался в Дагестане ислам? Махачкала, 1962; Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964; Шихсаидов А. Р. Взаимоотношения народов Дагестана с народами Кавказа и юго-восточной Европы в VI-X вв. // История Дагестана. Т. 1. М., 1967. С. 160-171; он же. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969.

13. Фавстос Б. История Армении. Ереван, 1953.

14. Каганкатваци М. История агван / Пер. К. Патканова. СПб., 1861. С. 191-192.

15. Еремян С. Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп Илитверу // Записки Института востоковедения АН СССР. Т. 7. 1939. С. 150.

16. Козубский Е. И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура. 1906. С. 12.

17. Березин И. Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850. С. 143-145.

18. Хан-Магомедов С. О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979. С. 134-135.

19. Артамонов М. И. Древний Дербент // СА. 1946. ? 8. С. 141.

20. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959. С. 293.

21. Виноградов О. И., Климов Г. А. Об арменизмах в дагестанских языках // Этимология. 1977. М., 1979. С. 155.

22. Каганкатваци М. История агван. С. 131.

23. Ибн Русте. Книга драгоценных камней / Пер. Н. Караулова // СМОМПК. Вып. 32. Тифлис, 1889. С. 47.

24. Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959. С. 130.

25. Атаев Д.М. Христианские древности Аварии. С. 161-182

26. Атаев Д. М., Марковин В. И. Петрографика горной Аварии. С. 346-347.

27. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963. С. 201.

28. Он же. Каменные кресты из окрестностей Хунзаха. С. 182-185.

29. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. С. 203.

30. Гудава Т. Е. Две надписи (грузинская и грузино-аварская) из Дагестана // Материалы по истории Грузии и Кавказа. 1954. Вып. 30. С. 185-193.

31. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. С. 206.

32. Там же. С. 208; он же. Христианские древности Аварии. С. 178.

33. Гасанов М. Р. Из истории дагестано-грузинских взаимоотношений с древнейших времен до конца XIV в. Автореф. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1968.; он же. Исторические связи Дагестана и Грузии. Махачкала, 1991.

34. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. С. 209; он же. Христианские древности Аварии. С. 179.

35. Шихсаидов А. Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан. С. 54-77.

36. Атаев Д. М. Христианские древности Аварии. С. 182; он же. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. С. 212.

37. Саидов М. С. Из истории возникновения письменности у народов Дагестана // Языки Дагестана. Махачкала, 1976. Вып. 3. С. 123.

1 сентября 2000 г.

Автор: М. Р. Гасанов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестана Дагестанского государственного педагогического университета источник: Научная мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал - Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 2000. N 4 (24).

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

16 апреля 2024, 22:06

16 апреля 2024, 21:33

  • Юристы оценили шансы Сетракова избежать колонии

    Уроженец Ростовской области, мобилизованный Дмитрий Сетраков, который был вывезен российскими силовиками из Армении, согласился на сотрудничество со следствием, но это вряд ли спасет его от уголовного преследования, заявил представитель проекта "Идите лесом". По новому закону Сетраков может на любой стадии уголовного дела написать заявление об отправке в зону военной операции, указали юристы.

16 апреля 2024, 20:34

  • Родные и защита Мамедли потребовали обследовать его

    Учредителю Toplum TV Алескеру Мамедли отказывают в госпитализации, несмотря на ухудшение здоровья в СИЗО, сообщили его брат и адвокат. Аппарат омбудсмена рекомендовал медуправлению Минюста Азербайджана обеспечить обследование и лечение Мамедли в частной клинике за его счет, но ведомство проигнорировало рекомендацию.

16 апреля 2024, 19:43

  • Кадыров похвалился новым назначением Алаудинова

    Апти Алаудинов назначен заместителем начальника главного управления по военно-политической работе Минобороны России, при этом он продолжит командовать спецназом "Ахмат", сообщил сегодня Рамзан Кадыров.

16 апреля 2024, 18:47

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей