Владикавказ. Там, где тепло и сыро.
Скандальная выставка в горах - о Владимире Соскиеве
19:45, 30 сентября 2020
На то он и художник, что создаёт свой собственный мир образов, свою вселенную. В этот мир он приглашает всех нас, чтобы мы почувствовали то, что чувствует он. Владимир Соскиев замечательно справляется с этой задачей - выстроить вселенную необычных фигур, заставляющих переживать - положительные возвышенные эмоции или, наоборот, негативные. И даже резкое неприятие его работ вовсе не значит, что художник плохой. Это значит, что вам с ним не по пути. Это не значит, что вы не разбираетесь в искусстве, это не значит, что вы не умеете чувствовать. Это просто значит, что это не ваше, вот и всё. Просто выберите себе другого.
Для меня самого мир, который создает Соскиев, не притягателен. Это не мой художник. Он сильно депрессивен, полон страдания и упадка. По крайне мере, так я его вижу. Но я не призываю его бросить на костер из наших обвинений.
Впервые я узнал кто такой Соскиев в 93-м году, когда моего дядю похоронили на Аллее героев во Владикавказе. В тот год мы часто ходили с бабушкой к нему на могилу. В конце небольшой аллеи тогда только был установлен «Ангел смерти» Соскиева - невероятно холодящая сердце работа. И каждый раз моя бабушка, наплакавшись у могилы сына, поднимала глаза на этого ангела и начинала рыдать с удвоенной силой, проклиная того, кто его туда поставил.
Тогда я понял, что попадание у этой работы стопроцентное, у нее сильнейший эффект, но дело в том, что он там не нужен. Не нужно так сильно и так прямолинейно утягощать и без того тяжелую атмосферу кладбища, где лежали молодые и недавно все погибшие парни. Но то, что он создал такой сильный эффект, лишь подтверждает его силу художника.
Не нравятся мне и другие его работы, включая Коста Хетагурова в центре Владикавказа (там было непопадание в пространство). При этом, я очень жалею, что не смог поехать на его скандальную выставку в горы. Возможно, что там, в горах, я бы наконец приобщился и перестал внутренне отталкивать этот мир, и увидел бы там что-то своё, наконец. А может и нет.
Ну нет, так нет. Это мои личные проблемы.
Но что я точно не скоро пойму, так это то, как можно называть художника говном только за то, что он изображает человеческую наготу? Как можно писать малявы в прокуратуру на своего соотечественника, авторитета в мире скульптуры, прославляющего Осетию за её пределами? Да ещё и используя абсурднейший российский закон об оскорблении чувств верующих?
На фото "Распятие", одна из скандальных работ Владимира Соскиева.