Владикавказ. Там, где тепло и сыро.
не надо давить на чувства, война есть война...
Ги Дебор как-то назвал Чарли Чаплина "мошенником чувств и шантажистом страданий". вероятно он имел в виду, что уж слишком сильно Чаплин стал тиражировать свой образ печального клоуна, а все, что тиражируется безмерно, даже самое талантливое - отталкивает. мне понравилась эта фраза и иногда я ее вспоминаю.
у Дмитрия Бальтерманца есть классическая военная фотография, "Чайковский... Германия, 1945-й год". известная на весь мир. не менее известно и ее истолкование, если коротко, то она о людях, которые прошли страшное испытание войной и остались людьми, не потеряли человеческого облика.
Бальтерманц - классик фотографии, никто этого не оспаривает, но иногда я думаю, пианино это всего лишь музыкальный инструмент, который стал средством давления на чувства людей. и совсем не важно кто за ним сидит.
вот например уже немецкий офицер не потерял человеческого лица и сел после боя исполнить мелодию на пианино
а вот и американские солдаты на той же войне также не теряют человеческого облика
а это уже первая чеченская компания. сначала не потеряли лица чеченские ополченцы
а потом и российские солдаты
армянский ополченец в Нагорном Карабахе
Боснийский солдат
ну и евромайдан конечно, фотография из ФБ Виссариона Ассева.
сюжет с пианино на войне превратилось в раскрученное фотоклише, в средство давления на чувства людей. ведь у каждой из этих фотографий своя целевая группа, каждая показывает человечными солдат, оправдывая их действия.
мое мнение - не надо никаких чувств, когда пишешь, сочиняешь, рисуешь, фотографируешь о войне. не надо давить на чувства, это шантаж наших страданий. война есть война, не нужно ее романтизировать.
закончу другим фото Бальтерманца, "Военная дорога", в нем, я считаю, намного больше правды.