RSSВладикавказ. Там, где тепло и сыро.

снова о 1981-м

14:17, 22 апреля 2014

Мы так мало знаем о событиях 81-го года в Орджоникидзе, что любое воспоминание является ценным.

Наткнулся на эту цитату недавно скончавшегося известного в республике журналиста Олега Доева. И это уже не первый раз, когда люди описывают свое ощущение от тех дней именно в таких словах, свободы и чувства чего-то нового.

«Ты не представляешь, в каком болоте мы жили. Абсолютно серая жизнь, и журналистика такая же абсолютно серая. И вдруг наступает Перестройка, можно делать что хочешь, говорить что хочешь. Такое чувство было еще в 1981 году… Мы шли по улицам и чувствовали, что мы абсолютно свободны… Может, это было нечто другое, но ощущения были похожими…»

http://www.gradus.pro/top/oleg-ramazanovich-znal-e-to-luchshe-vseh.html

Привожу эти слова в частности для тех, кто считает, что 81-м ничего особенного не происходило, и ценности в тех событиях никакой нет. Олег Доев это журналист, чья принципиальность и талант никогда ни у кого сомнения не вызывала.

Так вот, очень короткое, но очень емкое воспоминание. Мне оно как раз дает возможность понять что чувствовали тогда люди, как они сами воспринимали те события. Ранее я уже приводил воспоминания Гогки Бекоева и они очень схожи по эмоциям. И опираясь на эти слова, я предположу, что называть те события «антиингушским» или «антикабалоевским» бунтом это принижать их значение. Эти дни вернули людям чувство свободы, силы, уверенности в себе. Пусть и недолго это длилось, но расценивать их надо именно так, как этап освободительной борьбы за свои права.

Поводом послужило убийство осетина ингушами, но гнев был направлен не против другого народа, а против собственного правителя – сделайте что-нибудь, нас убивают, защитите, как будто хотели сказать люди. Я ничего не имею против Билара Кабалоева, уверен, что ему не зря ставят в заслугу постройку различных объектов в республике и тд. Но было бы интересно узнать что тогда делалось для снижения межнациональной напряженности. Потому что, когда убивают людей, народ сразу забудет и аэропорты и дворцы пионеров и так далее. Это нормально. Кроме того, это просто морально очень тяжело – жить 12 лет под одним руководителем, неизбежно складывается ощущение застоя, болота. Потому массы и поднялись. Отсюда и все эти чувства у людей, о которых писал Олег Доев. поэтому, чем больше знакомлюсь с воспоминаниями, тем больше складывается ощущение некоего духовного подъема у народа в целом в те дни, в том числе и у интеллигенции, а не просто какого-то бессмысленного хулиганского восстания.

И еще один момент – в связи со смертью Олега Доева, по местному ГТРК крутят отрывки его репортажей из Пригородного райна в 92-м году, как я понял, люди получали много информации именно благодаря этим репортажам. И это кадры, которых я никогда не видел. Почему это все нам не показывают в другие дни, это же все хроника войны, материалов о которой очень мало? Я понимаю, что это не укладывается в сегодняшнюю российскую политику, но залейте их хотя бы интернет, это же память все. Уверен, там есть немало редких съемок…

АЦ