21 мая 2002, 23:03

ал-Алкадари

Хасан-эфенди ибн Абдаллах ибн Курбанали (Курбан-Али) ал-Алкадари ад-Дагистани (1834-1910) - крупный дагестанский ученый-историк и правовед, поэт, просветитель.

Родился в селении Балахуни (ныне Унцукульский район Республики Дагестан). Отец - хаджи Абдаллах-эфенди (умер в 1862 г.), ученик Мухаммада ал-Яраги (Магомед Ярагский), знаменитого наставника (устад) братства (тарика) накшбандия-халидия в Дагестане, идейного вдохновителя народно-освободительного движения горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х годах XIX века. Мать - Хафса (Хафсат), дочь Мухаммада ал-Яраги. С 1834 по 1838 г. ал-Алкадари находился в селении Согратль (ныне Гунибский район), на территории имамата Шамиля, где скрывались его родители и Мухаммад ал-Яраги от преследований царских властей. В связи со смертью ал-Яраги отец ал-Алкадари вместе с семьей вернулся в селение Алкадар, где открыл мадраса, которую он возглавлял в течение 25 лет. В ней преподавали Коран, тафсир, арабский язык, логику, мусульманское право, риторику, теорию диспута, метрику, математику. Ал-Алкадари изучил все эти дисциплины, кроме того, он обучался персидскому языку у своего соученика Абдаллаха из Агдаша. В алкадарской мадраса ал-Алкадари учился до 1848 года, затем отправился в селение Юхари-Яраг Кюринского ханства (ныне урочище Магарамкентского района), где в течение года учился у Исмаила-эфенди, сына Мухаммада ал-Яраги. В 1855 (или 1856) году в селении Ахты Самурского округа (ныне центр Ахтынского района) ал-Алкадари в течение 8 месяцев изучал философию, астрономию и медицину в мадраса Мирзаали. В декабре 1856 года Юсуф-хан Кюринский пригласил ал-Алкадари в свою резиденцию, селение Юхари-Яраг, где он несколько лет заведовал канцелярией и учил детей хана. С 1861 (или 1862) по 1865 годы - делопроизводитель дивана в селении Касумкент Кюринского округа (ныне центр Сулейман-Стальского района). С 1866 года в течение двенадцати лет ал-Алкадари состоял в должности наместника (наиба) Южного Табасарана с резиденцией в селении Нижний Ярак (ныне Ашага-Ярак Хивского района) в чине сначала подпрапорщика (1867 г.), затем подпоручика (1870 г.), поручика (1874 г.). Осенью 1877 года он был арестован за сочувствие участникам антиколониального восстания 1877 г. и за недонесение царским властям о готовящемся выступлении. После пребывания в дербентской тюрьме (7 с лишним месяцев) ал-Алкадари был отпущен, вернулся в Алкадар, где продолжил преподавательскую деятельность. В марте 1879 года он был вторично арестован и сослан в Тамбовскую губернию, в г. Спасск, куда прибыл в июле того же года. Примерно через год туда прибыли его жена и дети. В мае 1883 года ал-Алкадари был переведен по его просьбе в Астрахань, а в июне того же года по амнистии Александра III вернулся вместе с семьей в Алкадар, где жил почти безвыездно до конца своих дней.

В селении Алкадар ал-Алкадари возобновил работу мадраса, основанной его отцом, одновременно вел научную и литературную работу. Мадраса ал-Алкадари - одна из первых в Дагестане школ светского типа, где начали преподавать математику, физику, астрономию, историю, географию. Школа пользовалась большой популярностью, в ней учились представители различных национальностей из Дагестана и Азербайджана.

Ал-Алкадари оставил богатое научное, поэтическое и эпистолярное наследие. Наиболее значительный исторический труд ал-Алкадари - "Асари Дагистан" ("Исторические сведения о Дагестане"). Он был завершен в 1890 году, набран в Петербурге в 1894 (или 1895) году, но опубликован лишь в 1903 году с разрешения цензуры. Автор использовал письменные и печатные материалы на многих языках - арабском, персидском, азербайджанском, турецком, русском, историко-этнографические и языковые данные. "Асари Дагистан" - крупномасштабное произведение, посвященное истории Дагестана на протяжении полутора тысяч лет (от V века до 70-х годов XIX века). Впервые история была представлена в общедагестанском масштабе, как часть истории Кавказа в целом, во взаимодействии с историей России, стран Ближнего Востока, поставлен вопрос о многовековом культурном наследии дагестанских народов.

Книга "Джираб ал-Мамнун" (мамнун, араб., "благодарный", - литературный псевдоним ал-Алкадари) - систематизация богатой и многолетней переписки ученого с представителями дагестанской мусульманской интеллигенции, ответы на многочисленные вопросы по актуальным проблемам дагестанской действительности - земельное, наследственное, семейное право, купля-продажа, вакф, обряды, шapиат и нормы обычного права, взаимоотношения различных религий, вопросы этики и морали и т. д. В целом это важный юридический и этико-догматический трактат.

"Диван ал-Мамнун" - поэтический сборник, в котором нашли отражение многие события политической жизни Дагестана в XIX в. и сохранились поэтические тексты, принадлежащие многим дагестанским авторам XIX века.

В "Асари Дагистан" ал-Алкадари называет 13 своих сочинений, 4 из которых пока не удалось обнаружить, а остальные впоследствии полностью вошли в книгу "Джираб ал-Мамнун". В их числе: "Джахд ал-ариб фи джаваб ал-ариб" - ответ на поступившие из сибирской ссылки 25 вопросов от Газанфара-эфенди по проблемам мусульманского права и этики; "Талхис ал-матлуб фи мушкилат мулла Аюб" - ответы на вопросы по логике и логической классификации науки; "ал-Кавл ал-джами фи мушкилат Мухаммад-Али ал-Чухи" - ответ на вопросы о формах земельной собственности, завещаниях, "практической" астрономии; "Кашф ал-фаттах фи шарх ан-никах" - о практике брака и развода, и другие.

В книгах и многочисленных письмах и записях ал-Алкадари нашли яркое отражение его общественно-политические, философские, этические воззрения. Исторический процесс он рассматривал как цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных событий, одним из первых оценил положительные последствия присоединения Дагестана к России, был знаком со многими достижениями науки, главным условием социального прогресса считал расцвет науки и просвещения. Ал-Алкадари призывал к единству народов, к миру, согласию, веротерпимости, равенству, высоко ценил этические и моральные качества дагестанцев, осуждал насилие, социальную несправедливость, отжившие нормы феодального строя, религиозную нетерпимость. Большую роль в формировании взглядов ал-Алкадари играло его сотрудничество с первой азербайджанской демократической газетой "Экинчи" ("Пахарь"), с ее редактором - выдающимся демократом-просветителем Гасан-беком Зардаби, а позже - знакомство с достижениями науки и образования в России.

Рукописное наследие ал-Алкадари огромно, оно сосредоточено в ИИАЭ ДНЦ РАН (автографы - "Асари Дагистан", "Джираб ал-Мамнун", дневник 1906 года, полтора десятка писем, 50 писем-распоряжений в бытность его наибом Южного Табасарана; многие тексты в копиях), в Институте рукописей и Институте литературы Академии наук Республики Азербайджан (автографы и копии), в Закатальском краеведческом музее ("Диван ал-Мамнун" в копии 1879 года, выполненной в ссылке его учеником - Батрук-Мухаммадом из Катеха, и "Макамы" ал-Харири, также переписанные в 1879 году тем же учеником, с многочисленными записями ал-Алкадари на полях рукописи, сделанными при преподавании этой книги); во многих частных коллекциях (автограф-дневник, точнее, семейная хроника, которую ал-Алкадари вел в 1856-1909 годах, копия с автографа - перечня книг, составлявших личную коллекцию ал-Алкадари, большое число автографов и копий материалов, связанных с научной, педагогической, административной работой, значительная частная переписка. В 1999 году обнаружен автограф Диван ал-Мамнун).

Творческое наследие ал-Алкадари плохо изучено. На русский язык переведено только одно его крупное сочинение - "Асари Дагистан". Рукописное наследие еще не систематизировано и полностью не выявлено.

Сочинения:

Китаб асари Дагистан та'лиф ал-'аллама Мирза Хасан-афанди б. ал-Хаджж-'Абдаллах-афанди ал-Алкадари ад-Дагистани. Петербург, 1312 [1894/95]; ал-'Урда ал-махдийа ли-р-равда ан-надийа ли-л-фадилайн ад-Дагистанийайн. Сахиб ал-асл... 'Абд ал-Латиф-афанди ал-Хузи... ва-л-мухаммас... Мирза Хасан-афанди ал-Алкадари. Петровск [б./г., дозволено цензурой в 1905 г.]; Джираб ал-Мамнун та'лиф... Хасан-афанди ад-Дагистани ал-Алкадари. Ту-би'а би-л-матба'а ал-исламийа. Темир-Хан-Шура, 1912; Диван ал-Мамнун. Ат-Табака ал-ула. Темир-Хан-Шура, 1913.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей

14 ноября 2019, 06:52

14 ноября 2019, 05:53

14 ноября 2019, 05:22

14 ноября 2019, 04:36

14 ноября 2019, 04:00

  • Оппозиция пригрозила массовыми протестами властям Грузии

    Депутаты вновь отложили голосование по законопроекту о проведении выборов в Грузии по пропорциональной системе. Мажоритарные депутаты от "Грузинской мечты" заявили, что не поддержат законодательную инициативу. Представители оппозиционных партий призвали парламентариев проголосовать за нее, пригрозив организовать массовые акции протеста.


Персоналии

Все персоналии

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей