Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
Листовка МВД Франции о правилах поведения в холода. Какой она могла быть на Кавказе?
Маирбек Вачагаев, с которым я сделала немало материалов об истории кавказской диаспоры в Европе, и вы можете перечитать эти материалы, разместил на своей страничке в фейсбуке смешную (скорее, милую) листовку.
Листовка распространяется Министерством внутренних дел Франции и рекомендует французам, как вести себя в связи с нагрянувшими холодами. А холода, по европейским меркам, во Франции случились нешуточные – минус 4 градуса. Так вот, в листовке говорится следующее:
«Очень холодно, низкая температура, будьте осторожны!
Ограничьте свое нахождение вне помещения и не тратьте много физических усилий.
Если вы все-таки вышли на улицу, наденьте несколько теплых вещей и не забудьте укутаться так, чтобы нос и рот были прикрыты шарфом.
Не перегревайте помещения, в которых находитесь
Не блокируйте воздухозаборники в помещениях.
Если вам нужно использовать личную машину, узнайте все о состоянии на дорогах и возьмите пакет для оказания скорой помощи
Будьте осторожны на тротуарах, там, где скользко».
Маирбек рассказал, что по распоряжению французских властей метро на время холодов открыты круглосуточно, чтобы бездомные могли там переночевать и согреться, а полиция обязана развозить им еду и вино, чтобы они не замерзли.
Я подумала, что хорошо бы найти информацию и поделиться с читателем тем, как лет 100 назад перестраивалась жизнь народов Северного Кавказа зимой. Как они готовились к зиме? Чего опасались? Как менялся их досуг?
Конечно, это тема для специального исследования и можно даже покопаться, чтобы понять, как вообще метафорически воспринимали зиму и снег, но пока в этом посте – только несколько фрагментов.
Во-первых, зимы не боялись и не ждали ее, как герои «Игры престолов» словами «Зима близко». Даже если зима близко, первым делом утеплялись. Для зимы для мужчин шили специальный бешмет на вате. Для тех, кто не знает или, возможно, забыл, бешмет – это традиционная кавказская мужская рубаха из сукна домашнего производства. Бешмет мог быть чуть выше или ниже колена, шили его по фигуре. Бешмет имел невысокий ( примерно 5 см ) стоячий воротник, нагрудные карманы. От воротника до пояса бешмет застегивался спереди на мелкие пуговицы и петли, изготовленные из тонкой самодельной тесьмы.
Зимой мужчины облачались в овчинные шубы. Их надевали зимой поверх бешмета, а иногда и поверх черкески. Фасоны шуб были разными, некоторые шубы были похожи на пелерины, а некоторые шились в пол.
Вот что пишет Н. Грабовский о верхней зимней одежде вайнахов: «(она –НН) состоит из черкески туземного сукна, ситцевого бешмета, папахи и чувяк, делаемых из лошадиной кожи или из сафьяна, с подошвами из этой кожи; зимою сверх этого костюма носится овчинная шуба, а ноги облекаются в теплые чувяки, похожие на валенки. С четырехлетнего же возраста (детей –НН) одевают в рубашки, а дальше дают и шаровары; зимою же одевают в полушубки…».
Женщины зимой носили шали и шубы, но тот же Грабовский пишет о вайнахских девушках, что надевать шубы «девушкам считается большим срамом. Предполагается, что молодая кровь должна согревать их…».
В Дагестане в высокогорных районах, где холоднее, чем на равнине, носили зимой остроносые сапоги из войлока с длинными голенищами. В зимнее время осетины носили теплые, из войлока, чувяки («дзабертое»), почти до колен.
Зимой менялась система питания. У черкесов осенью и особенно зимой в рационе преобладали мясо и мясные блюда, молочные продукты (в основном копченый сыр и кислое молоко), различные блюда из фасоли, тыквы. Например, у западных адыгов капуста и свекла, “квашеные с перцем”, как писал Хан-Гирей, а также квашеные “тыквы, арбузы и дыни” составляли “любимую пищу в зимнее время”. Кстати, этнографы С.А. Арутюнов и Г.А. Сергеева подметили, что мясо у адыгов редко было повседневной пищей, в основном его использовали для зимних и военных запасов, а свежее мясо потреблялось главным образом в культовых и ритуальных ситуациях.
Карачаевцы и балкарцы заготавливали сушеное мясо осенью впрок в огромных количествах, готовили колбасу (къыйма) из мяса крупного рогатого скота или из баранины и козлятины. Къыйма была престижна, могла храниться очень длительное время, не теряя своих вкусовых качеств.
Заготовки на зиму колбасных изделий делали и в Дагестане. Для этого тщательно промытые в проточной воде кишки начиняли мясным фаршем. Фарш изготовляли из лучших кусков мяса, мелко изрубленных мелким топориком в деревянном плоском тазике (корыте). Сушили и курдюк.
Согревались и специальными зимними напитками. Осетины в Северной Осетии пили зимой араку невысокой крепости в подогретом виде, что для осетинских массовых застолий на свежем воздухе как раз то, что надо. В осенние и зимние холода подогретая арака прекрасно согревала. Не все могли себе позволить заготовить себе на зиму лакомые копчености из баранины, говядины и превосходной дичи (тур, олень, серна, лань). Из внутренностей осетины на зиму готовили несколько видов колбасы ("руд", "дзормæ").
Карачаевцы и балкарцы готовили на зиму пиво и бузу. Г. Ю. Клапрот писал: «У них мало опьяняющих напитков, кроме пива и бузы. Пиво и бузу они изготавляют на зиму. В обыденные дни, кроме больших торжеств, пьют очень редко». В прошлом карачаевцы и балкарцы заготавливали айран впрок. На зиму айран заготавливали осенью из цельного молока. Молоко могло быть коровье, овечье или козье, но в основном это было коровье молоко, так как к осени козьего и овечьего молока становилось меньше.
У аварцев есть такое блюдо мугъ – это простое отваренное очищенное зерно (пшеница, ячмень, кукуруза или просто смесь всех перечисленных злаков). Его часто подают с фасолью и подливой из жаренного, разрезанного на мелкие куски курдюка или жирного сушеного мяса. Часто в мугъ по вкусу добавляют прокисшую молочную сыворотку (къанца). Для длинных холодных зимних вечеров мугъ – идеальная еда.
У всех народов Кавказа на зиму были запасы меда и сухофруктов, они заменяли свежие фрукты и были достаточны для пополнения витаминами.
Наконец, зима – это время долгих зимних вечеров у огня («цIадах», – авар.; «булкьунза», – дарг.; «дуссух», – лакс.), на которые собирались взрослые и дети. Этнограф Мусаева пишет, что «эти посиделки у огня были первой школой воспитания у детей умения излагать свои мысли, школой обучения правилам речи, можно даже сказать «актерскому мастерству», которое в жизни иногда было необходимо».
Для детей зимой заливали катки, они катались по льду или стоя на ногах и балансируя руками для равновесия, или сидя на своеобразных деревянных санках, на которых они скатывались с горок. Игры в снежки были очень популярны.
Интересно, какой бы была подобная листовка для народов Кавказа, если бы она гипотетически была напечатана в 19 веке? Наверное, такой:
«Пришла зима. Очень холодно. Не делайте из зимы проблему, но будьте осторожны в горах. Возможны сходы снежных лавин.
Не засиживайтесь дома, не превращайтесь в неповоротливых увальней, развалившихся на циновках и коврах только потому, что холодно.
Если вы вышли на улицу или, например, женщины и девушки пошли к роднику, утепляйтесь. Доставайте из своих сундуков шали и шубы, зимние бешметы и теплые башмаки.
Всегда будьте готовы оказать первую помощь. Если кто-то упал и сломал ногу или руку, везите его к местным костоправам, и они не подведут.
Доставайте свои зимние припасы – копченое мясо, колбаски, квашенные овощи. Пейте горячие травяные чаи и кислое молоко.
Зима – не повод для паники. Пусть ваши дети играют в снежки и учатся кататься на льду. Собирайтесь семьями у огня, навещайте родственников, будьте ближе друг к другу.
Весна – уже скоро».