RSSНагорные повороты. Карабах

Что выбрал царь?

12:45, 12 июня 2019

Некто начал хвастаться, что подарил царю драгоценный камень – алмаз. Когда царь услышал про это, он устроил большой пир на 1000 человек, в том числе и этого хвастуна, и в конце пира подарил каждому из присутствующих по золотой чаше, в которой лежал алмаз. Хвастун понял истинную цену своего подарка...

 «1660 года, Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашскаго шахова бляжняго человека Ихто Модевлетова, купчина Армянин Захарей Сарадаров в дарех: кресла оправлены золотом с каменьи, с алмазы и с яхонты и с жемчуги, по оценке 22,591 руб. алтын».

 Алмазный трон, который в 1660 году подарили армянские купцы из Персии русскому царю Алексею Михайловичу, был украшен 876 алмазами (армяне по всей Индии скупали самые редкие алмазы) и еще 1224 другими драгоценными камнями: изумрудами, рубинами и сапфирами. Все это оформилось золотом и жемчугом. Поистине царский подарок. Вместе с этим подарком, царю преподнесли и медное блюдо с выгравированной на ней сценой «Тайной вечери». 


фото: twitter.com/KremlinMuseums

Алмазы царя не удивили. Россия уже была могущественной страной и дальше развивалась и возвышалась. Удивили и тронули его рисунки, и он захотел, чтобы художник, нарисовавший это, переехал к нему в Кремль, в Оружейную палату. 

 Сохранился указ царя.

1667 г. июнь 15. — Указ Алексея Михайловича о назначении Богдана Салтанова живописцем Оружейной палаты.

175 г. июнь 15 де(нь) в. г. ц. и в. к. Алексей Михайлович (т.) указал быть вновь в Оружейной полате иноземцу арменские веры в живописцах Богдану Салтанову, которой по указу его В. г-я прислан в Оружейную палату из Посольского приказу в нынешнем во 175-м году июня в 8 де(нь) Посольского приказу с переводчиком с Василием Дсудовым, и выучить ему своему мастерству из русских людей учеников впредь для его государевых живописных дел, а для его иновемства великий государь указал ему дать своего государева жалованья в приказ с дворцов питья и корму сытного десять ведр вина дворянского, ведро вина двойного, пятнадцать ведр пиза, десять ведр меду, романей, ренского вина церковного по полуведру, с кормового белушку, осетрика, да свежих рыб шесть посолив, с хлебного осмину муки пшеничной. Записать в книгу.

Сей Великого государя указ приказал записать боярин и оружейничей Богдан Матвеевич Хитрово.

Лета 7175 г. июня в 17 де(нь) по государеву цареву и Великого князя Алексея Михайловича (т.) указу боярину оружейничему

 Желание царя было исполнено – художника нашли и уговорили (армянские купцы ему приплатили) приехать жить в Москву. Только после этого армяне смогли добиться своего. Царь дал им привилегию торговать в России и через Россию выйти в Европу. Это было выгодно и России – торговля для всех прибыльна. 

Как видим, царь выбрал не золото, алмазы и изумруды, а художника и его медный лист. 

Художник Богдан потом принял православие, получил дворянство и остался со своим родом жить в России. Судя по указу, он не только рисовал, но и учил рисованию. Свои картины он не подписывал, его ученики также не подписывали, и сейчас очень сложно разобраться, какие из картин русских царей нарисованы им. Также художник рисовал золотом и серебром лица царей на рукописях. 

Пользуясь возможностью прямого доступа к царю, Богдан не раз заступался за купцов-армян, с которых хотели содрать лишнее. В одном из писем к царю он жалуется на пожар, после которого ему пришлось заново отстраиваться, и, возможно, некоторые из его картин погибли в этом пожаре... 

У нас, армян, всегда были художники, картинами которых восторгается весь мир и чьи работы стоят сейчас десятки миллионов долларов, например картины Айвазовского...

 P.S.

В одной из своих статей я написал про Дикена, уникального художника из Степанакерта. Он умер еще в марте. Последние его слова на камеру: «Лох лява, матах иним, лох лява»...

Наивное искусство, просто и гениально: картины Дикена

Его собственный дом с маленьким садом, под номером 1 на возвышенности Степанакерта, мог бы стать его домом-музеем. Он очень хотел этого, и все в доме было: комната с камином, старинные ковры и кинжалы, хлеб – лаваш, которому было 35 лет и он даже не заплесневел, иконы и самое главное – его картины. Когда я в последний раз навещал его в доме престарелых, он и тогда украсил свою палату рисунками.

Во время войны в дом попала залповая ракета типа «Град», присланная из Шуши нашими соседями, стена разрушилась, потом ее подлатали, но видно место попадания ракеты.


дом Эдуарда Дикена в день его похорон,  фото: Евгения Филатова

У Дикена есть дочь, если согласовать с ней, чтобы она предоставила этот дом для музея, идея музея вполне осуществима. Картины, многое исчезло из его палаты после смерти, но многое и осталось. Также Тигран согласен безвозмездно, если будет открыт музей, передать ему около 50 картин художника, которые хранятся в его коллекции.

Государство, то есть должностные лица, которые могли бы помочь сделать это при его жизни, всячески закрывали глаза на его талант. Сейчас тоже не поздно, думаю, многие гости и туристы с удовольствием сходили бы в этот музей. Если у государства не найдется средств, может, какие-то из организаций, которые давно работают и пользуются доверием, смогли бы собрать на это деньги. Было бы желание, а деньги найдутся.


Помните выбор царя: не все то золото, что блестит...