RSSПолитическая география Южного Кавказа

Вопросы о том, как жить дальше и что делать Армении

02:27, 23 ноября 2020

Весь последний месяц я писал плохие новости в своей ленте ФБ. К сожалению, это надо делать. Сегодня наш народ испытывает большой стресс. И хочет слышать только хорошее, такова защитная реакция. Все хотели слышать хорошее во время войны, и слышали убаюкивающие рассказы о том, как мы "берем" Шаумян и Геташен, как ситуация исправляется и о том, что армия выполняет все свои боевые задачи. Сейчас же, когда всё объективно плохо, и с этим никто не спорит, многие предпочитают просто игнорировать это, переключиться на что-то другое, жить дальше как будто ничего и не произошло. И хотя опять же эта реакция естественна, и она также используется действующей властью, чтобы смазать восприятие ситуации, я думаю это - непозволительная роскошь для нас сегодня.
Нам нужно осознать, увидеть, понять, освоить, прожить и пережить все происходящее. И нужно понять, что произошло, почему это произошло и каково наше положение сейчас. Последнее сделать довольно сложно, ибо объективно не хватает данных чтобы понять сущность произошедших изменений.
 
Эти изменения серьезные. Они включают в себя, но не ограничиваются вопросами:
  • будет ли кто-либо доверять армии и жертвовать жизнью ради страны после всего произошедшего?
  • каково внешнеполитическое положение страны - и может ли она в дальнейшем иметь хоть какой-то люфт во внешних сношениях с третьими странами?
  • будет ли кто-то доверять фонду "Айастан" после того как с ним поступили?
  • какими будут отношения между Арменией и диаспорой?
  • будет ли кто-то доверять власти (не верить, а доверять) и государству вообще?
  • какими являются невопсолнимые экономические потери от этой войны?
  • каким будет мироощущение детей, выросших в проигравшей стране?
  • как мы будем относиться к ветеранам, раненым, беженцам, живущим среди нас?
На мой взгляд у вопросов, приведенных выше, пока еще нет однозначного ответа. Если у читателей они есть, то я бы хотел с ними ознакомиться. Но все эти вопросы ответа потребуют - и чем раньше - тем лучше.
 
На протяжении всех полутора месяцев войны наш народ хотел слышать плохие новости про Турцию и Азербайджан и обсуждать геополитику. Обсуждали действия России, Ирана, Европы, США, но не наши. А вместо этого, следовало бы подумать, а что можем сделать мы? Ведь только в этом вопросе есть смысл. В психологии есть такое понятие - локус контроля. У людей, у которых он внешний, ориентация на внешние события и людей, они считают свою жизнь сложением обстоятельств, не зависящих от них. У людей, у которых он внутренний, есть ощущение контроля над собственной жизнью, и они в ней выступают основным актором. Мы не можем изменить поведения Азербайджана, Турции, Ирана, России, Грузии, Израиля, кого бы то ни было еще. Мы можем только изменить собственное поведение, и вот следствием этого может быть уже и изменение политики наших союзников и противников. А может кто-то из противников перестанет им быть.
По факту Армения оказалась одна ввиду неспособности выстроить адекватную внешнюю политику. Многие армяне упивались тем, какие сильные у Армении враги (Турция, Пакистан), вместо того, чтобы думать о том, как эту вражду нейтрализовать. Кадры во внешнеполитическом ведомстве неадекватно слабые, но и они не имеют четкого целеполагания, что просто необходимо для выстраивания адекватной политики. Кроме того, Армения за 30 лет не сформулировала своих интересов, а нормативные документы, которые должны были служить этому (Концепция национальной безопасности 2007, 2020) не служили этой цели.
 
Есть и ряд других вопросов, на которые мы все же можем дать ответ. Это следующее:
  • можем ли мы жить как будто ничего не произошло, если ~4 тысяч лучших из нас нет рядом с нами?
  • можем ли мы считать, что произошедшее в Арцахе не касалось Армении?
  • можем ли мы считать, что после произошедшего теперь нас ждут годы мира и процветания как ту же Японию после Второй мировой войны?
На все эти вопросы мой твердый ответ - нет.
 
Ну и напоследок. Поняв, что мы не должны делать, надо понять и что надо делать.
  1. Надо действительно понять что произошло. Армения - проигравшая сторона, подписавшая капитуляцию. Любые разговоры о том, что это не так уводят нас от понимания и соответственно не дадут возможности идти дальше.
  2. Необходимо переформулировать основы внешней политики. Нельзя бесконечно ездить на той же лошадке, что и всегда. Да, надо определяться, и быть в этой определенности инициативными, а не неким объектом, который заставляют что-то делать.
  3. Необходимо собирать государство с нуля. Все, что было построено с 1991 года, потерпело поражение за прошедшие два месяца. И в том положении, в котором Армения сейчас, выходов из ситуации я не вижу. Даже не обсуждается, что выход может предложить нынешняя власть. Все что она может предложить - это новый общественный конфликт и потеря нового драгоценного времени. Единственная платформа - и тут процитирую президента - нужно собирать государство вокруг идеи возрождения, и под нее уже подберутся кадры. Личности не должны быть важны. Ценности и компетенции должны иметь значение.
И тогда может быть еще есть шансы спасти страну. А в том, что вопрос стоит именно так, думаю, никто из здравомыслящих людей не сомневается.