RSSВетер с Апшерона

Без режиссерских новаций спектакль про евреев в концлагерях и эсэсовцах сегодня не воспринимается

14:23, 10 марта 2019

В среду был  с другом на спектакле "В поисках смысла", сыгранного актерами Русского драм театра им.С.Вургуна, получившего буквально на днях статус академического. Поздравляю весь театральный коллектив, рост зарплаты в два раза - это здорово!

«В поисках смысла» это театральная постановка об австрийском психиатре Викторе Франкле, пережившем ужасы нацистского лагеря и основателе логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии", - писал о спектакле рецензент, опубликовавший свое видение здесь: http://baku-journal.com/1796-vyisshiy-pozor-radi-zhizni-utratit-smyisl-zhizni/ 

Театр русской драмы прокис как все, что не меняется

Одноименная пьеса принадлежит перу израильского писателя и врача Идо Натаньяху.

фото из статьи в http://baku-journal.com/

Я буду еще ссылаться на его мнение, так  как не хочу, чтобы мое понимание (или недопонимание, а может даже непонимание) увиденного довлело в посте. Просто не могу отделаться от впечатления, произведенного на меня тремя (!) зрителями рядом, удобно проспавшими почти весь, немного более часовой спектакль. Двое мужчин старшего возраста и средних лет женщина. Мой друг тоже хотел спать, но как он мне раздраженно сказал, ему мешали голоса со сцены. Как игнорировать этот факт?

Спектакль, в котором беспрерывно звучала тяжелая недомузыка, актеры беспрестанно страдали, а с пола поднимались концлагерные мученики, чтобы быть битыми бравым эсэсовцем. Происходила частая перебивка во времени, действие переносилось в предвоенный, счастливый год мирной Австрии, или в послевоенную страну, но там и там опять звучали те же стоны, ужасная действительность, так хорошо нам известная по советским документальным фильмам. Режиссер Ильгар Сафат предлагает зрителям окунуться в мир гитлеровского ужаса.  В показанном нет лжи, несомненно, так и было, это  касается также слов бывшего эсэсовца, впомнившего как в Украине местные люди сдавали им евреев на растерзание. Очень напомнило московские антиукраинские телешоу, но так действительно было.

Если режиссер поставил перед собой задачу вновь сказать много раз  прежде рассказанное и даже показанное в фильме "Обыкновенный фашизм", тогда надо же придумать новые формы доведения до сознания того, что нам известно с советского детства! Пусть напоминает и поучает, в конце-концов, найдутся те, кто не осведомлен об истории сороковых европейских годов. Театральное искусство не остановилось на временах актера Смоктуновского, также как зрители сегодня другие, они живут в век социальных сетей и заказанного на дом ТВ!

После спектакля один из актеров Русской драмы, согласившийся со мной в критике увиденного сказал, что если бы поставка принадлежала финскому режиссеру Кямрану Шахмардану (вырос и учился в Баку), мы видели бы сейчас совсем другое и действительно ново-увлекательное. Режиссер Ильгар Саффат оказался не таким, каким я его себя представлял.  Актеры не причем, они работали как могли в русле режиссерских требований. Но русло пустое, точнее сказать, протоптанное десятками годов предыдущего театрального искусства. 

Зачем была открывшая  спектакль сцена похотливости жены бывшего эсэсовца, что хотел этим сказать режиссер, если тема сексуальной распущенности конкретно этой женщины не только не продолжилась каким-то образом в спектакле, но оборвавшись, резко диссонировала с главной его мыслью?

Для того, чтобы мои субъективные впечатления не портили настроение глубоко уважаемым актерам Людмиле Духовной, Мабуту Магеррамову,  Азеру Айдемиру и Румии Агаевой, занятым в спектакле,  я вновь процитирую театрального критика:

зрители, люди (а пьеса написана в первую очередь для них) вполне не официальные,  испытали самый настоящий шок из-за правдивости и фантастической реальности образов, актерского перевоплощения, широты режиссерского замысла и глубины идейного содержания драматургии, собранных в единый энергетический узел на скромной по размерам сцене Центра мугама и не менее скромной по времени сценического действия.

Большинство духовно оглушенных зрителей, во всяком случае те, с кем мне удалось поговорить после «занавеса», не были готовы говорить об идейной составляющей пьесы. Это к месту говоря и понятно, ее осмысление требует времени, но блистательная режиссура автора постановки Ильгара Сафата, его тонкое понимание театральных визуальных технологий, умелое, да какое там, потрясающе талантливое использование минимального  сценического пространства и им же подобранный впечатляющий музыкальный ряд, наряду с изумительной актерской игрой было отмечено всеми, в том числе и автором этих строк" - пишет уважаемый театральный критик.

Хорошо, пусть так и будет...