Ветер с Апшерона
Тегеранские дни: два аэропорта
Начинаю серию рассказов о моей поездке в Тегеран. Не знаю, сколько в этой серии будет сюжетов, наверное, не меньше шести, а может и больше. Не спланировалось еще в голове. В прошлый раз, весной, когда на праздник Новруз я махнул в Ардебиль и Тебриз, вначале думал описывать увиденное хронологически, то есть последовательно рассказывать о днях в Южном Азербайджане. Но потом повествование само собой вылилось в тематические рассказы – о политике, городах, людях этих городов. Наверное, так будет и в этот раз.
Почему поехал (полетел) в Тегеран? В Европе я был, и в бывшем СССР полетал-поездил, дважды гулял по Эмиратам, трижды по Турции, но такого интереса как к Ирану, у меня там не было. Наверное потому, что государство и общество Ирана закрыты, на телеканалах их не показывают или делается это коротко и очень предвзято, а газетные статьи все посвящены антииранской политике США. Представьте, что Америку я видел на экранах и страницах так много и разно, что за свой счет никогда туда не поеду. Только в Лондон хочется. Более в Европе (за свой счет, конечно) мне делать нечего.
Тегеранские репортажи начну с бакинского аэропорта, так как все путешествия начинаются, как известно, с ворот. Здесь и дальше увиденное буду невольно сравнивать с Баку и Азербайджаном. Так интересней мне и уважаемым читателям.
Обычно я приезжаю и отъезжаю из бакинского аэропорта на такси. 20 манат туда и столько же обратно – даже по бакинским меркам недешево. 1 манат почти равен 1 евро. Рассчитав, я решил на этот раз приехать на своей, припарковать ее на аэропортовской площади и на ней же вернуться. Стоимость парковки в сутки там 5 манат. За 4 дня я заплатил столько, столько дал бы таксишнику в один конец.
Припарковался и забыл, что аэропорт переехал в новое здание! В прежнем – еще почти новом и гигантском-модерновом, теперь принимают и отправляют внутренние рейсы. Зашел прежнее здание, а в нем пассажиров почти ноль. Лишь один у стойки регистрации, да и работников не видно. Хорошо, что новое здание, где обслуживают зарубежные рейсы, совсем рядом и фасадом выходит на ту же площадь.
В новом здании аэропорта я впервые. Красиво, эффектно, стильно. Строить наши умеют. Фотографии не обманывают. Но не научились еще работники стильных, современных офисов вести себя подобающе эффектному зданию. Если не обращать внимание на форменные зеленые кители и фуражки с высокой, как у гестаповцев тульей, наши молодые таможенники вели себя как торговцы на Черкизовском рынке. Один кричал что-то товарищу, хотя правильней было бы подойти и сказать тихо, не раздражая пассажиров. Другой издали спрашивал, не угостит ли его коллега чаем-кофе. Да так громко, что нельзя было не оглянуться на обезвоженного юного государственного чиновника. Руки у всех в тесных брючных карманах. Ручной бильярд, как я понял, у этих ребят самый популярный. Ну и конечно, смачные мужские поцелуи, с громким шлепком дружественных ладошек.
Как к этому относиться? Назовешь петухами – обидятся и полезут в драку, но целоваться в губы, да еще в обществе? Я не против: если у вас такие интимные страсти и в вашем ведомстве они приветствуются, делайте друг с другом что хотите, но для этого же есть закрытые помещения. А здесь вокзал, кругом пассажиры с детьми…
Хочется, чтобы главный начальник чиновников, служащих в аэропорте им. Г.Алиева, прочитал эти строки и понял: профессиональная подготовка персонала его службы заключается не только в определении фальшивости оттисков печатей в паспортах. Вести себя достойно и главное, скромно, тихо, не становиться центром внимания пассажиров, а быть по возможности незаметным и полезным - вот в чем должно заключаться профессиональное мастерство. Все-таки вокзалы, уважаемый главный вокзальный чиновник, и улочки на бульваре - очень разные общественные места, предполагающие разную манеру поведения.
Сели в самолет, выйдя из широкого автобуса. Гражданский самолет Embraer-195 производства Бразилии вполне хорош, соответствует эконом-классу. Четыре ряда широких кожаных сидений, причем колени в спинку переднего сиденья не упираются. За 1 час 10 минут полета по маршруту Баку-Тегеран нас вкусно накормили и напоили. Салон самолета был на треть пустой, так же и на обратном пути. Я даже могу сказать точно, так как слышал разговор бортпроводников. Возвращались из Тегерана в таком же самолете 61 человек, при минимальной вместимости лайнера в 98 пассажиров (последняя цифра взята из интернета).