Главред азербайджанского сайта обвинен в клевете
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Главный редактор сайта Criminal.az Анар Мамедов счел поданный против него иск о защите чести и достоинства необоснованным. Активисты выступили с заявлением в защиту журналиста.
Как писал "Кавказский узел", 18 марта главного редактора сайта Criminal.az Анара Мамедова приговорили к 5,5 года лишения свободы условно. Суд признал его виновным в публичных призывах, направленных против государства, превышении должностных полномочий и должностном подлоге. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир призвал пересмотреть дело Анара Мамедова. Защита самого журналиста, настаивающего на своей невиновности, обжаловала приговор. Апелляционный суд оставил вердикт в силе.
Иск в порядке частного уголовного обвинения против Мамедова выдвинула владелица фирмы Lombard N:1 Малахат Гурбанова. Она обвиняет его в клевете, требуя осудить по ст. 147 (клевета) и 148 (оскорбление) УК Азербайджана. Предметом иска стали статьи, в которых речь идет о тяжбе между Гурбановой и бывшего министра труда из-за нежилой площади, рассказал Анар Мамедов корреспонденту "Кавказского узла".
Гурбанова в иске указывает, что не занимается ломбардной деятельностью и обвиняет журналиста в защите интересов экс-министра.
"Я освещал тему судебного спора с учетом того, что одним из фигурантов был экс-министр. Участие в споре высокопоставленного чиновника, пусть даже бывшего, обуславливает общественный интерес к теме. Гурбанова же в исковом заявлении указывает, что не занимается ломбардной деятельностью и обвиняет меня в защите экс-министра с целью вынесения судом решения в пользу него. Я не занимал ничью сторону, а использовал материалы судебного дела. Перед тем, как публиковать материал об этом споре, я звонил Гурбановой, ее помощник подтвердил, что она занимается ломбардной деятельностью", - рассказал Мамедов.
Он отметил, что дважды Ясамальский районный суд Баку отказывал в приеме иска в производство. "Но Гурбанова решила подать иск по месту моей прописки в Агдамский районный суд. Подготовительное заседание было проведено без моего участия перед Новым годом и меня привлекли уже в качестве обвиняемого. Уведомление об этом я получил 5 января", - сказал Мамедов.
По его словам, заседание было назначено на 7 января.
"Но сегодня ни истица, ни ее представитель не явились в суд. Они прислали ходатайство о назначении экспертизы на предмет установления есть ли в выражении [в заголовке статьи журналиста] оскорбление. Получается, что они сами не уверены, что это оскорбление. Но суд оставил ходатайство без рассмотрения. Мне был предложен адвокат по назначению. Но я отказался от его услуг. Я вручил [суду] ордер моего адвоката Эльчина Садыгова, который примет участие в следующем заседании. В итоге судья отложил слушания на 10 января. Вероятно, суд рассмотрит ходатайство истицы о назначении экспертизы", - сказал Мамедов.
Защита Мамедова считает иск необоснованным. "В публикациях нет признаков диффамации. В заголовке указана сфера деятельности предпринимателя, и это зафиксировано в названии ее предприятия. Иск сам составлен неправильно. Журналиста требует привлечь к ответственности и за клевету, и за оскорбление - за одно и то же выражение. Тут должно быть одно из двух. Наконец, привлечение журналиста к уголовной ответственности по диффамации противоречит Европейской конвенции прав человека и решениям Европейского суда. Иски о защите и чести достоинства могут рассматриваться только в плоскости гражданского законодательства", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Эльчин Садыгов.
Он отметил, что по диффамационному иску журналисту грозит до двух лишения свободы и, в случае признания его виновным, к этому сроку прибавятся 5,5 года лишения свободы, которые он отбывает сейчас условно.
Эксперт в области медиа Алескер Мамедли также считает, что суды не должны принимать в уголовное производство иски о диффамации.
"Это противоречит статье 10 Европейской конвенции прав и свобод человека и прецедентным решениям ЕСПЧ и, в частности делам "Фатуллаев против Азербайджана" и "Агазаде и Махмудов против Азербайджана". Удовлетворение уголовных исков будут неизбежно признаны неправомерным со стороны ЕСПЧ", - сказал Мамедли.
Глава Центра исследований "Восток-Запад" Арастун Оруджлу считает, что иск может быть использован для наказания принципиального журналиста, освещающего негативные явление в работе силовых структур.
"На него постоянно оказывается давление. Вызывают в полицию, прокуратуру, уже осудили условно. Теперь вот этот иск. То есть используют разные варианты, не получается по одному - прибегают ко второму, третьему, в общем всячески стараются посадить", - сказал Оруджлу корреспонденту "Кавказского узла".
25 азербайджанских активистов 7 января выступили с заявлением в защиту Мамедова. В нем указывается, что Мамедов и ранее подвергался "незаконным допросам и угрозам, а также приговорен по бездоказательным обвинениям к 5,5 года лишения свободы условно за освещение Гянджинских событий июля 2018 года".
"Ясно видно, что деятельность независимого сайта беспокоит правящие круги, и различными атаками они пытаются прекратить его деятельность", - говорится в документе, поступившем "Кавказскому узлу".
Активисты заявляют, что расценивают новое обвинение как "продолжение давления на Анара Мамедова". "Мы требуем прекращения давления на журналиста, представляющего независимое СМИ", - отмечено в заявлении, которое подписали 25 человек.
Среди подписантов - журналисты Шахвелед Чобаноглу, Хадиджа Исмайлова, Ровшан Гаджибейли, Рауф Миркадыров, Натиг Джавадлы, правозащитники Самир Казымлы Эльчин Мамед, эксперты Арастун Оруджлу, Ильхам Исмаил, Назим Бейдемирли, юристы Алескер Мамедли, Халид Агалиев, Джавад Джавадов и др.
"Уголовное преследование журналистов - очень серьезное дело. Суды понимают, что это может вызвать большой резонанс и, как правило, избегают принятия в производство уголовных исков по диффамационным делам, если конечно нет политического заказа сверху. Поэтому, нас удивило, что иск, поданный некрупным предпринимателем, взят в производство. Это настораживает. Все это происходит спустя несколько дней после того, как журналист был вызван в [полицию], где его расспрашивали о связях с журналистом-расследователем Хадиджой Исмайловой, выдвигали претензии? в связи с критикой полиции", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" один из подписантов заявления, глава НПО "Демократическая школа журналистики", редактор газеты "Азадлыг" Ровшан Гаджибейли.
Анар Мамедов 30 декабря 2019 года был вызван в управление полиции из-за публикаций о сотрудниках правоохранительных органов. Также полицейские расспрашивали о связях с журналисткой-расследователем Хадиджой Исмайловой, сообщил Мамедов.
По мнению Гаджибейли, иск несостоятелен. "В Азербайджане принято в обиходе людей называть с указанием их рода деятельности, и никто на это не обижается. Наоборот это является признанием их авторитета в данной области", - сказал он.
Предприниматель Гурбанова оказалась недоступна для комментариев.
В Агдамском районном суде подтвердили наличие иска Гурбановой против Мамедова.
Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа размещены на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"