Ветер с Апшерона
Нжде сдал следствию всех известных соплеменников-армян
Читая не прекращающиеся злобные статьи в ереванской прессе по поводу сноса в Армавире таблички памяти фашиста Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян) , наткнулся на допрос Нжде советским следователем. Из текста видно, что дашнакский генерал сдал все известные ему имена армянских приспешников фашизма, и конфликтовал с другим негодяем - Дро. Последний в наше время героизирован в Армении также как Нжде. Ереванские СМИ повторяют цитированную Ильхамом Алиевым в Туркменистане фразу Нжде ""Кто умирает за Германию, тот умирает за Армению". .
https://politsturm.com/garegin-nzhde-mif-i-realnost-chast-2/
Вот протокол допроса, смотрите сколько имен своих товаришей он сдал и теперь стало ясно, почему
Следователь:
– С кем из немецкой разведки Вы встречались в Берлине?
Нжде:
– У меня был разговор с представителем немецкой разведки, который назвал себя майор Друм.
Следователь:
– О чём с Вами разговаривал майор Друм?
Нжде:
– Друм поинтересовался мной, я сказал, что я генерал дашнакской армии, армянский националист…он меня спросил, чем мы, армяне, можем помочь Германии? Я предложил открыть в Берлине школу для армян, где немцы будут тренировать их, а затем используют по своему усмотрению. Друм ухватился за это предложение и поручил подобрать группу из болгарских армян – примерно тридцать человек — и отправить в Берлин, где их подготовят для диверсионных целей и перебросят в Советскую Армению.
Следователь:
– Что Вы сделали не практике, чтобы выполнить поручение немцев?
Нжде:
– Я написал Айку Асатряну, чтобы он набрал группу армян в Болгарии для отправки в Берлин…группа была собрана – 31 человек. Их отправил в Берлин некто Аствацатрян (Нерсес Аствацатрян, был арестован – А.А.), который имеет скобяной магазин в Софии. Они двумя потоками были оправлены в Берлин…оттуда их переправили в Хохен-Бинде, где была открыта школа.
Следователь:
– Перечислите те лица, что тренировались в Хохен-Бинде.
Нжде:
– В основном в школе была молодёжь, поэтому всех не знаю, узнаю только в лицо. Из них близко знал нескольких — Маркус Маркусян из города Сливен, Григор Бостанджян из Бургаса, Оник Петросян из Сливена, Абро Григорян из Софии, Мартик, фамилии не помню, был из Пловдива. Фамилии остальных не помню, но всех знаю в лицо, там я бывал несколько раз, встречался со всеми.
Следователь:
– Как сложилась дальнейшая судьба слушателей школы?
Нжде:
– Всех слушателей оправили в Крым…дабы оттуда перевезти в Армению для совершения диверсий.
Следователь:
– Почему не осуществилась отправка диверсантов?
Нжде:
– Всё это происходило весной 1943-го, в это время уже началось наступление Красной Армии, так что не могло быть и речи про отправку группы, немцы отступали.
Протокол допроса Нжде (выписка) 17 октября 1944 год, номер 2
У каждого народа свои понятия о героизме, и герои
Следователь:
– Что скажете о лагере в городе Замберг?
Нжде:
– Это лагерь СС, где было несколько групп, состоящих из различных кавказских национальностей…я узнал, что внутри моей группы, которая готовилась к действиям против Турции, проводится разлагающая работа и эту работу осуществлял завербованный со стороны Дро Седрак Джалалян, их целью было перетянуть группу на свою сторону, чтобы в дальнейшем переправить в тыл Красной Армии. Всем этим Дро занимался ещё с начала войны. Внутри группы произошёл бунт против Джалаляна, члены группы взяли его под арест и конфисковали имевшуюся у него переписку с немецким командованием, в ней Джалалян обвинял меня и Айка Асатряна в работе против немцев и требовал передать Дро руководство группой. Я отбыл в Берлин для сглаживания этого инцидента, получил приглашение от немецкого майора Энгельхаупта посетить гостиницу «Эдем», где остановился Дро. Дро попросил забыть прошлые обиды, объединить наши усилия в пользу Германии и усилить действия армян диаспоры против Советского Союза. Дро сказал, что немцы недовольны нашими разногласиями. Это же подтвердил майор Энгельхаупт. Он добавил, что моя группа будет поделена на три части: одна часть должна быть распущена, как бесполезная, другая часть должна быть отправлена на службу в легионе, а третья часть должна быть передана в распоряжение Дро…
Следователь:
– Продолжайте свои показания о поездке в Берлин.
Нжде:
– Я написал письмо в Софию, Айку Асатряну, с предложением набрать группу в составе 30-ти человек и ему вместе с ними приехать в Берлин. Спустя несколько дней после получения моего письма, во главе с Айком Асатряном в Берлин пожаловала группа молодых армян. Нет, путаю, сперва в Берлин приехали Айк Асатрян, Седрак Джалалян и С. Петросян. А группа, которая была набрана для прохождения подготовки в Берлине, прибыла в два потока. По прибытии группы Джалалян и Петикян поехали в селение Хохен-Бинде, где группа нашла пристанище в лагере. А я и Айк Асатрян остались в Берлине, чтобы заниматься своими делами, связанными с армянским вопросом.
Следователь:
– Представьте имена и фамилии входящих в группу армян, которые прибыли в Берлин для прохождения подготовки.
Нжде:
– В составе этой группы пребывали следующие лица:
- Маркосян Маркус, 25 лет, беженец из Западной Армении, живёт в городе Сливен, по профессии, кажется, сапожник;
- Петросян Оник, 30 лет, турецкий армянин, переселенец, парикмахер, живёт в Сливене;
- Бостанджян Григор, 30 лет, турецкий армянин, имеет книжный магазин, живёт в Бургасе (арестован, — А.А.);
- Петикян Срвасар, 30 лет, турецкий армянин, офицер запаса болгарской армии. Сын владельца ковроткацкого предприятия, живёт в селении Панапорица, что неподалёку от Пловдива;
- Джалалян Седрак, 60 лет, эмигрировал из Советской Армении в 1920-21 годах. Учитель, из города Варна. Сейчас в Берлине, где присоединился к группе Дро;
- Тамазян Арам, 25 лет, турецкий армянин, коммерсант, из Варны, вместе с Джалаляном остался в Берлине, присоединился к группе Дро;
- Григорян Абрам (Абро), 60 лет, турецкий армянин, рабочий, жил в Софии, улица Сафрона. В первые дни по прибытии в Берлин заболел, был перемещён в больницу, однако не знаю, где теперь он может находиться;
- Минасян, имени не знаю, 27 лет, рабочий, турецкий армянин, живёт в Варне;
- Мартик, фамилии не знаю, 50 лет, турецкий армянин переселенец, слесарь, имеет слесарную мастерскую в Пловдиве (арестован, — А.А.);
- Оник, фамилии не знаю, 25-30 лет, турецкий армянин, живёт в Софии, сапожник.
Фамилии остальных не знаю. Их хорошо знает доктор Айк Асатрян, он в Софии, в доме своего свояка, который владеет кофейней. Его адрес можно узнать посредством армянской церкви. Список всей группы прибывшей в Берлин составил доктор Асатрян (нам неизвестно, обратились ли чекисты за помощью в местную церковь в поисках Асатряна, как советует Нжде, но вскоре в Софии был обнаружен и арестован Айк Асатрян – А.А.).
Как выяснилось после ареста Айка Асатряна, он действительно знал группу лучше, так как он составлял список. В своём показании Асатрян вспоминает имена 21-го диверсанта, мы представим только те имена, которые встречаются также в показаниях Нжде, таким образом, взаимно дополняя и подтверждая один другого (все те, кто сомневается в достоверности показаний, пусть попробуют найти аргументы для объяснения идентичности в именах перечисленных Нжде и Асатряном, про это напомним снова). Из Сливена – Маркосян Маркус и Петросян Оник, из Бургаса – Бостанджян Григор, из Софии – Григорян Абро, из Пловдива – Дограмаджян Мартик, из Варны – Минасян Арам и Тахмисян Арам (фамилия последнего в показании Нжде дана как «Тамазян»). Добавим, что Нжде и Айк Асатрян допрашивались в разных тюрьмах, в разное время и разными следователями.
Протокол допроса Нжде () 17 октября 1944 год, номер 3.
Следователь:
– Скажите, что Вам известно о деятельности Дро в пользу германской разведки?
Нжде:
– В первые же дни войны Дро созвал собрание в Бухаресте, здесь он представил программу действий дашнакских организаций в пользу Германии. В частности, про вербовку сил против Советского Союза. На этом сборе была выбрана политическая комиссия, которая состояла из пяти человек: Ваан Папазян, турецкий армянин, сейчас находится в Берлине, Давитханян, советский эмигрант, находится в Берлине, Саргсян Епрем, эмигрант, сейчас находится в Бухаресте, Араратьян Саргис, умер, Канаян Дро. Политический комитет должен был вести переговоры с немецко-фашистским руководством и установить связи с Италией. Комитет руководил также работой по вербовке сил для немецких разведывательных органов. После смерти Араратьяна в Италии исполнительную работу принял на себя Ованес Деведжян. После поражения фашистской Румынии Деведжян из Бухареста приехал в Болгарию с какой-то политической миссией. В настоящее время живет в Варне, у своей сестры. Деведжян хорошо осведомлён обо всей деятельности Дро и был одним из его самых активных и искренних помощников в деле организации сил против Советского Союза (Деведжян в самом деле приехал в Болгарию, но, должно быть, предчувствуя опасность, снова переходит в Румынию, однако здесь же его арестовывают – А.А.)
Протокол допроса Нжде () 18 октября 1944 год, номер 4
Следователь:
– В предыдущих показаниях Вы сообщили, что в 1943-м в Берлине осуществился конгресс Дашнакцутюн, предоставьте подробности об этом конгрессе.
Нжде:
– В этом конгрессе, насколько мне известно, приняли участие представитель Болгарии Мхитарян Оник, представители греческой организации, которых я не знаю, представитель Болгарии Акобян Арам, Мисакян Шаварш и представители парижской организации. Мне не известно, какие решения приняли на этом конгрессе, но я слышал, что делегаты из Парижа выразили недовольство в связи с прогерманской деятельностью Дро. Однако представители балканских организаций одобрили политику Дро и приняли его решение, оправдывающее деятельность… Чтобы иметь более целостное представление о конгрессах, созванных Дро в Румынии и Берлине, я советую допросить делегатов этих конгрессов — Саргсян Епрема и Деведжян Ованеса. Эти двое могут целиком и полностью предоставить ход конгресса, его программу и принятые решения.
Следователь:
– Продолжайте показания о работе Дро на немецкую разведку.
Нжде:
– Лично мне известно, что находящийся в Бухаресте Саргсян Епрем два раза ездил в Берлин по делам разведки и вербовки. Саргсян является ближайшим другом Дро и осведомлён обо всех его делах в пользу немецкой разведки.
Очень близок с Дро член румынского комитета партии Дашнакцутюн Саргис Саруни, он живёт в Бухаресте.
Начальник штаба Дро…Багдасарян Тигран…Он ездил по оккупированным частям Украины, говорили, что он весьма активно работал на немцев в службе разведки. Где он сейчас, не знаю.
В группе Дро был также старый дашнак-маузерист, некий Арютик, фамилия мне не известна, Арютик вместе с Дро на оккупированных частях Украины и Кавказа активно занимался шпионажем в пользу немцев, - конец цитаты из протокола допроса.
Скульптура генералу дашнанской армии, впоследствии сдавшему следствию всех своих фашистов Гарегину Тер-Арутюняну возведена в Ереване при президенте С.Саргсяне. Команда Никола Пашиняна уважает Нжде и рвет на себе рубаху, защищая наследие армянского матерого фашиста. Интересно знать, удалось ли СМЕРШу по наводке стукача арестовать и расстрелять всех указанных Гарегином предателей? Это сколько же армян таким образом было уничтожено, благодаря герою армянского народа Нжде!
9 мая в Москве будет торжественно отмечаться 75-летие победы над гитлеризмом. Путин пригласил всех глав дружественных государств. Мне интересно, с каким лицом там будет присутствовать Нжде, как будет смотреть на Путина, с которым у него, как будто, нет проблем? Будут вместе хаять Украину с ее бандеровцами?