Почему в Грузии больше демократии?
Этот месяц в двух соседних странах – Азербайджане и Грузии, выборный. В первой стране президентские выборы проведены 9 октября, с очередной победой Ильхама Алиева, а во второй народ пойдет голосовать в субботу. Есть повод для сравнения. Все-таки соседние народы, всегда были рядом и в чем-то должны быть похожи обязательно.
Но сразу бросается в глаза сокрушительное различие: если на 9 млн азербайджанцев в выборах участвовало 10 кандидатов, то в Грузии, где должно проживать в три (с лишним?) раза меньше населения, ЦИК допустил до выборов аж целых 23 кандидата.
Как это комментировать? Больше кандидатов – больше демократии? Да, то есть ЦИК никого, или очень немногих отшил, приняв документы 23-х. С другой стороны, азербайджанцы кажутся прагматичнее и менее политизированными, ведь понимают, что президентом будет в конечном итоге один. Зачем другим напрасно тратить жизненную энергию?
Слышал в западной прессе, что там народ тоже неполитизированный, а кто-то и имени президента не знает. Говорят, что таким должно быть нормальное общество.
Не знаю, кто в первой схватке победил… Положим, пока между грузинами и азербайджанцами ничья: 1:1.
Главное на выборах в наших краях – это фальсификации. Обманут – не обманут, и как обманут? Только об этом и говорим.
В Азербайджане спорят не о «обманут – не обманут», а «на сколько» обманут. По моим субъективным подсчетам, Ильхам Алиев реально победил на 65%, а официально на 85%. Думать так позволяют видеозаписи о закидываемых в урны пачками бюллетеней. Если бы даже не было этих пачок, понятно, что итог выборов был предопределен неравными агитационными возможностями кандидатов.
О грузинских фальсификациях говорить еще рано, но кандидат Нино Бурджанадзе заявляла, что будет бороться за то, чтобы голоса ее сторонников никто не сфальсифицировал. В Марнеульском районе, по ее словам, представители Сакребуло (местной власти) вызывали людей и предупреждали, что для правительственного кандидата должно быть положено 60%.
Значит, до Швеции-Норвегии им тоже еще далеко. 2:2.
Теперь об оценке местных и международных наблюдателей. В Азербайджане наблюдатели от США и БДИЧП выдали негативное мнение о выборах. Остальные наблюдательные структуры (СНГ, тюркские страны, ОБСЕ, ЕС, группа немецких депутатов и т.д.) распространили мажорные заявления, радующие душу.
Думаю, что учитывая очевидные и справедливые симпатии Европы и США к Грузии, их оценка после 27 октября будет обязательно положительная, хотя где-то в грузинских провинциях без драк и выключений света во время подсчета бюллетеней не обойдется. Ну и реноме российского магната Иванишвили далеко от демократии. Тут можно рассуждать о политической спекулятивности и продажности европейцев с их резолюциями, но не стоит, тема эта изжеванная и бесспорная.
Опять получается ничья: 3:3.
Тем не менее, думаю, грузины на пути к демократии ушли дальше азербайджанцев, и вот почему. Обобщаю мнение многих, с которыми говорил, сравнивая два общества. После появления на небосклоне Саакашвили мы только этим и занимаемся.
В годы правления царской России Тбилиси был административной и культурной столицей Кавказа. В Баку же только добывали нефть, строили фешенебельные здания, дошедшие до сегодня, и организовывали пролетарскую революцию. А Еревана словно и не было вовсе.
Многие азербайджанские просветители, драматурги и писатели получили образование в Тбилиси и Гори. Грузины же, понятное дело, в Баку не учились. Только направили к нам юного Коба (Сталина) с маузером, за что им не спасибо.
В советское время отношение Кремля к азербайджанцам с одной стороны, и к грузинам-армянам с другой стороны тоже было разное. Нас считали неблагонадежной нацией, стремящейся к исламскому миру и Турции. Считали правильно. Именно поэтому азербайджанцев заставили отказаться от латиницы, писать на кириллице и принять фамилии по славянскому типу (окончания –ов; -ев). Тоже случилось со всеми мусульманскими народами в СССР.
Грузинам и армянам, как родным-христианам, русские верили и дозволили сохранить свой алфавит и оригинальные фамилии.
Эта разница выдерживалась в процессе школьного воспитания, в отношении центральной и местной власти к народу, в объемах строительства учреждений культуры
Отсюда больший, чем у азербайджанцев, либерализм в грузинском обществе, их более выраженная тяга к европейским ценностям и просвещению.
Наконец, второйфактор,определяющий грузинскую победу – это фактор Саакашвили. Такого демократа в азербайджанской властвующей элите еще не было. Грузины могут сейчас изгаляться по его поводу, чем они сутками и занимаются, но Саакашвили задал такую планку демократичности грузинского общества, до которой нам еще долго дотягиваться.
Так я думаю, и так считают в Азербайджане.