Извинения подростков перед Нурмагомедовым дали повод для дискуссии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Извинения двух подростков перед Хабибом Нурмагомедовым, несмотря на резонанс, не будут иметь для них никаких последствий, считает Михаил Рощин. Однако сама эта процедура является унизительной, отметил Алексей Малашенко. Мода на извинения "экспортирована" в Дагестан из Чечни, предположила Светлана Ганнушкина. Публичные извинения являются нормальной практикой в кавказском обществе, когда они не являются инструментом для давления властей, уверен Руслан Кутаев.
Как информировал "Кавказский узел", 8 августа было опубликовано видео, на котором два подростка принесли Хабибу Нурмагомедову извинения за видеоролик с оскорблениями. Авторы публикаций в Instagram-паблике пояснили, что речь идет о видео с оскорблениями, произнесенными перед картонной фигурой с портретом спортсмена. Пользователи соцсети назвали эти извинения ожидаемыми, но отметили, что ни один из извинившихся подростков не похож на молодого человека из видео с оскорблениями. Они предположили, что подростков убедили извиниться вместо других людей. Говоря о практике публичных извинений, распространившейся в республике вслед за Чечней, заммуфтия Дагестана Абдулла Салимов заявил, что следует избегать необдуманных высказываний в соцсетях, поскольку это чревато публичными извинениями. Духовенство обратилось к этой теме на фоне резонансных извинений подростков перед Нурмагомедовым. Руководители дагестанских СМИ считают, что таким образом духовенство лишь призвало не создавать конфликтных ситуаций необдуманными словами.
Извинениям подростков предшествовала публикация видео, на котором двое молодых людей общаются с картонной фигурой, установленной в качестве рекламы в магазине и изображающей Хабиба Нурмагомедова. В кадре виден лишь молодой человек с бородой, стоящий спиной к видеокамере. "Эй, ты меня понял, эй? Ты чё там про меня говорил?" - говорит он, ударяя фигуру по уху. "Конкретный черт", - добавляет за кадром второй.
Публичные извинения практически не распространены в Дагестане, и для извинившихся перед Хабибом Нурмагомедовым на видео подростков это не будет иметь никаких последствий, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин.
"В Чечне существует жесткий патерналистский режим, а в Дагестане с его многонациональностью такая система не работает", - сказал Рощин корреспонденту "Кавказского узла".
Он предположил, что подростки действительно сняли первое видео, а потом, осознав, решили извиниться, или же они просто ребята захотели привлечь к себе внимание. "Первая [гипотеза] - то, что они на самом деле это сделали [сняли первый ролик], потом, поняв, что сделали, извинились - сами или под давлением или по совету родственников. Второй вариант - ребята просто решили привлечь к себе внимание, словить хайп, как сейчас модно говорить", - отметил он.
Вряд ли Нурмагомедов будет лично реагировать на это, считает Рощин. "Для него это слишком мелкий уровень", - подчеркнул он.
Хабиб Нурмагомедов - дагестанский боец смешанных боевых искусств, получивший среди спортсменов прозвище "Орел". В апреле 2018 года спортсмен стал первым в истории россиянином в UFC с чемпионским титулом, он крайне популярен в Дагестане и за его пределами.
"Мода на извинения" пришла в Дагестан из Чечни, полагает председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. "К сожалению, это не единственная отрицательная мода, "экспортируемая" из Чечни", - сказала она "Кавказскому узлу", приведя в качестве примера нападения на отделения "Мемориала" в Дагестане и Ингушетии.
22 января 2018 года в Махачкале был подожжен автомобиль представительства ПЦ "Мемориал". 23 января сотрудники дагестанского офиса "Мемориала" получили сообщения с угрозами, однако "Мемориал" отказался останавливать работу в Дагестане. Ранее, в ночь на 17 января, в офисе ПЦ "Мемориал" в Назрани произошел пожар. Сгорели компьютеры и мебель, никто из людей не пострадал. Согласно записи с камеры видеонаблюдения, офис был подожжен двумя неизвестными.
Ганнушкина, как и Рощин, считает, что в Дагестане, в отличие от Чечни, эта история не будет иметь последствий, "если это не будет раздуваться".
Видео с извинениями подростков в Дагестане, скорее всего, настоящее, полагает президент "Ассамблеи народов Кавказа" Руслан Кутаев. "Я считаю, что невозможно, чтобы люди, не сделавшие этого, записывали извинения. Люди, особенно подростки, не могут вести себя так", - сказал он "Кавказскому узлу".
По его данным, Нурмагомедов сам заявил, что не будет требовать извинений. "Он не только физически силен, но человек, сильный духом, и потому не хотел давить своим авторитетом, требуя извинений", - отметил Кутаев, пояснив, что если кто-то начнет раздувать это дело, то это отрицательно скажется на репутации борца.
При этом в Дагестане подросткам вряд ли будут долго припоминать эту историю, уверен Кутаев.
"Лучшей позицией для Хабиба Нурмагомедова было бы сказать что-то вроде: "Бедные мальчики", ну или как-то обругать их в ответ на пресс-конференции... Это все очень сильно напоминает анекдот об Александре III и мужике, плюнувшем на царский портрет (император тогда велел не предавать его суду и передать мужику, что "он тоже на него плевал")", - считает руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", профессор Алексей Малашенко.
На Кавказе одинаково остро воспринимают оскорбления, высказанные человеку лично и произнесенные перед его изображением, но в случае с оскорбившими Хабиба Нурмагомедова подростками спортсмену для имиджа предпочтительнее на них не реагировать, что Нурмагомедов и сделал, заявили ранее опрошенные "Кавказским узлом" востоковеды.
Публичные извинения в Дагестане напомнили об унижениях в Чечне
В ряде случаев процесс извинений девальвировался, полагает Михаил Рощин. "Это во многом зависит от ситуации - в каких-то случаях это серьёзно, в каких-то - носит ритуальные характер", - сказал он.
По словам Алексея Малашенко, несмотря на девальвацию процесса извинений, сама эта процедура несет в себе значительный негативный заряд. "Те, кто это делают, помнят, что их унизили. И если ситуация повернется другой стороной - не обязательно сегодня, даже через энное количество лет - эта копящаяся злость от унижений вырвется наружу", - полагает Малашенко.
Светлана Ганнушкина не согласилась с тем, что публичные извинения девальвировались. "Современные публичные извинения по-чеченски - это каждый раз унижение людей. И сейчас это может трансформироваться в новую привнесенную традицию, абсолютно противоположную нынешней чеченской традиции и предполагающую уважение к личности - не только своей, но и своего оппонента", - считает она.
В Дагестане в этом году было как минимум четыре случая публичных извинений перед местными силовиками. Практика публичных извинений в Дагестане не приживется так, как это произошло в Чечне, предположили опрошенные "Кавказским узлом" силовики в отставке. Местным традициям соответствует только искреннее признание ошибок, пояснили они. При этом практика публичных извинений широко распространена в соседней с Дагестаном Чечне. Жители республики регулярно просят прощения, в том числе в эфире местного телеканала, за неподобающее поведение или критику властей республики. В докладе Международной кризисной группы "Чечня: внутреннее зарубежье", опубликованном на "Кавказском узле", говорится, что такие извинения являются следствием давления и угроз. Подробнее о случаях принуждения к извинениям, которые с подачи Рамзана Кадырова практикуются и за пределами Чечни, указано в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин".
По мнению Руслана Кутаева, публичные извинения являются достаточно нормальной практикой в кавказском обществе, "если кого-то обидели зря". "Но с новыми технологиями это превратилось в канал для властей, по которому она заставляет извиняться тех, кто ей не нравится", - отметил он.
Подобная традиция публичных извинений в Чечне не привилась в обществе, а ее применение связано исключительно с деятельностью Рамзана Кадырова, полагает президент "Ассамблеи народов Кавказа". "[Практика публичных действует] исключительно в связи с деятельностью Рамзана Кадырова, который может использовать для давления весь аппарат власти. Как только эти люди уйдут из власти или ситуация серьезно изменится, это явление, как уродливый нарост, исчезнет из чеченского общества", - считает Кутаев.
Новости о практике публичных извинений размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет". "Кавказским узлом" также подготовлена биографическая справка о Хабибе Нурмагомедове.
источник: корреспондент "Кавказского узла"