RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Абдул-Меджид Чермоев - Руслан Аушев

22:29, 02 мая 2011

Что общего между Абдул-Меджидом (Тапой) Чермоевым, - легендарным чеченским "нефтяным королем" и первым премьером  Горского правительства, и Русланом Аушевым – кадровым военным, воспитанным в лучших традициях советской военной школы, и первым президентом Ингушетии.

Во-первых, оба – кадровые военные. Чермоев, закончив реальное училище во Владикавказе, т.е получив среднее образование, поступает в Николаевское кавалерийское училище. Такие училища, как и кадетские корпуса, мужские гимназии были в конце 19-начаде ХХ вв. инструментами формирования лояльных горских элит. По окончании Николаевского училища в 1901 году Чермоева зачисляют в лейб-гвардию Собственного его Императорского величества конвоя. Императорский конвой  - предел мечтаний многих молодых офицеров из казаков и горцев, это давало возможности для дальнейших социальных лифтов, гарантировало финансовое благополучие и, наконец, обеспечивало связями, которые молодые горцы приобретали, находясь при императорском дворе.

Путь Аушева на военной стезе тоже был довольно успешным: в 1975 он году окончил Орджоникидзевское общевойсковое командное училище имени Еременко, вскоре стал командовать мотострелковым взводом, а затем мотострелковой ротой. С 1979 по 1980 год был начальником  штаба мотострелкового батальона. В 1985 году Аушев закончил Военную академию имени Фрунзе

В  трудные для родины дни и Чермоев, и Аушев ведут себя как безупречные воины.

В августе 1914 года, когда Россия вступила в первую мировую войну, Тапа Чермоев, контролировавший к тому времени все крупные нефтяные акции в Грозном ( с именем Чермоева связано развитие  нефтяной промышленности  в Чечне в начале ХХ века. После смерти отца в 1908 году Т. Чермоев вышел в отставку и вернулся в Терскую область. Т. Чермоев с уходит в бизнес, становится в 1913 году учредителем фирмы "Алдынская нефть" и вскоре становится  миллионером),  вернулся в действующую армию и в чине штабс-ротмистра (кавалерийского капитана) был направлен в "Кавказскую туземную конную дивизию", где служил  адъютантом Чеченского конного полка Кавказского корпуса.

Сражения  в Галиции, в Карпатах,  отражение наступления германо-австрийских войск у Перемышля, Брусиловский прорыв в мае-августе 1916 года – за это Чермоев  был награжден орденом Святой Анны 3 степени с надписью "За храбрость", орденом Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом и благодарностями командования.

Афганистан, самый ответственный вызов, который взяла на себя советская империя во времена Брежнева, стал для Аушева особой «чертой» - в 1981 - 1982 гг. он был командиром мотострелкового батальона в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. За мужество и героизм капитану Аушеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Аушев стал первым из «афганцев», получившим столь высокое звание.

В 1991 году Аушев стал народным депутатом СССР и тогда же был назначен председателем Комитета по делам воинов-интернационалистов при кабинете министров Советского Союза, а затем возглавлял аналогичный комитет при президенте СССР. В марте 1992 года Аушев стал председателем Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников СНГ.

Февральская революция и создание Союза объединенных горцев как попытки собрать народы Кавказа в единое государственное целое в условиях политического хаоса в Центре, казалось бы, не могут быть сравнимы с осетино-ингушским конфликтом 1992 года – разные исторические контексты и разные по масштабу события. Сравнима может быть позиция наших героев в ситуации вызова и выбора.

 Известия о Февральской революции застали  Чермоева во Владикавказе, где он находился в госпитале после ранения. Т. Чермоев вместе со своими единомышленниками Пшемахо Коцевым, Рашидом Каплановым, Вассангиреем Джабагиевым составили ядро руководящей группы Союза объединенных горцев, которая от имени ЦК фактически возглавила общегорское движение. Острейшие социальные проблемы, аграрные противоречия, рост анархии и грабежей, конфликты горского населения с солдатами и казаками, обострение межнациональных отношений были наиболее актуальными, но не единственными вопросами, которыми занимались ЦК Союза объединенных горцев и национальные комитеты летом 1917 года.

В обстановке кризиса центральной власти, обострившихся социальных и межнациональных противоречий, Т. Чермоев немало сделал для предотвращения вооруженного столкновения между горцами и терскими казаками. Он дружил с первым выборным атаманом казачьего войска М. А. Карауловым, что во многом  гарантировало добрососедство на Тереке. Часто казалось бы неизбежные конфликты разрешались благодаря личному авторитету Т. Чермоева.

Позже Т. Чермоев проявил себя как прекрасный дипломат в поисках пути сохранения мира на Юге России. В январе 1918 года во время межнациональных столкновений во Владикавказе выехал в Чечню, затем в Дагестан.

 Аушев в начале ноября 1992 года приехал из Москвы в Назрань, чтобы вмешаться в осетино-ингушский конфликт. Благодаря ему во многом удалось объединить ингушей и удержать их от попыток отомстить за выдворение  из исторически заселенного ими Пригородного района Северной Осетии.

После этого Кремль сделал Аушева ингушским заместителем главы временной администрации региона (главой администрации был Сергей Шахрай).

В январе 1993 года инициативная группа, боровшаяся за возвращение Аушева на должность главы администрации, с которой он подал в отставку в декабре 1992 года, выдвинула его кандидатуру на пост президента Ингушской республики.

Аушев победил на выборах, в декабре 1993 года был избран членом Совета Федерации по Ингушскому избирательному округу.

 продолжение следует