RSSПолитическая география Южного Кавказа

Новое правительство Армении. Кадровый состав, рейтинг и взаимосвязи

00:31, 22 мая 2018

Чуть более недели прошло с тех пор, как Никол Пашинян назначил новое правительство Армении. Пока еще рано оценивать результаты их деятельности. Но сейчас можно оценить, каков кадровый состав правительства и какой линии оно будет придерживаться в будущем.

Для начала хотел бы попросить у читателей прощения за долгое отсутствие – у меня испортился компьютер и из-за этого публиковать новые записи не получалось, хотя темы были, причем не только связанные с Арменией.

Состав правительства

Поговорим о логике кадровых назначений. Правительство состоит из трех, примерно равных частей. Первая часть – это кадровые бюрократы, технократы, в общем, довольно квалифицированные специалисты, которые работают в той или иной сфере уже очень давно. Вторая часть – это политические назначенцы от партии премьера Пашиняна «Гражданский договор», в первую очередь речь идет о вице-премьерах, а также ряде прочих министров. Наконец, есть еще одна группа политических назначенцев – это коалиционные партнеры Пашиняна. В частности, представители других партий из блока «Елк», а также представители «Процветающей Армении» и АРФ «Дашнакцутюн».

Таблица 1. Правительство в расширенном составе – биографии[1]

(примечания перенесены наверх, чтобы таблица была лучше видна)

* Политическая или бюрократическая элита – в данном случае позиция члена парламента, а также совета старейшин Еревана; министра правительства, а также начиная с главы отдела в министерстве или приравненном ведомстве (Центральный Банк, Служба национальной безопасности, Полиция РА, президентская администрация, аппарат правительства) или заместителя агентства при министерстве (коих несколько десятков) или главы государственной некоммерческой организации (ПОАК), а также помощники президента и премьер-министра. Также, глава городского муниципалитета, глава или замглавы губернской администрации, а также посол. Стаж указывается в годах

** ЕГУ – Ереванский государственный университет, НАН РА – Национальная академия наук РА, МГУ – Московский государственный университет, РАУ – Российско-армянский (Славянский) университет. В случае западных университетов за исключением самых крупных – отмечается город.

*** - оценочная категоря, оценка автора

.

.

.

Позиция

Имя

Образование **

Год рожд.

Место рождения

Стаж

в элите*

Партия – членство или аффиляция

Основная профессия

Категория в прав-ве***

Премьер-министр

Никол Пашинян

ЕГУ

1975

Иджеван

6

Гражданский договор

Журналист

Политик

Первый вице-премьер

Арарат Мирзоян

ЕГУ, НАН РА

1979

Ереван

1

Гражданский договор

Историк, журналист

Политик

Вице-премьер

Тигран Авинян

РАУ, Лондон

1989

Ереван

1

Гражданский договор

Финансист-бизнесмен

Политик

Вице-премьер

Мгер Григорян

МГУ, ЕГУ, Лидс

1972

Аштарак

3

Беспартийный

Финансист-банкир

Технократ

Министр диаспоры

Мхитар Айрапетян

ЕГУ

1990

 

0

Гражданский договор

Востоковед

Политик

Министр здравоохр.

Арсен Торосян

Мед.ун-т

1982

Ереван

1

Беспартийный

Здравоохр.

Технократ

МИД

Зограб Мнацаканян

МГИМО, Манчестер

1966

Ереван

20

Беспартийный

Дипломат

Технократ

Министр культуры

Лилит Макунц

ЕГУ, Флетчер

1983

Ереван

0

Гражданский договор

Филолог

Политик

Министр обороны

Давид Тоноян

ЕГУ, Москва

1967

Казахстан

11

Беспартийный

Полиция / армия

Технократ

Министр обр. и науки

Араик Арутюнян

ЕГУ, Дамаск, РАН

1979

Ереван

1

Гражданский договор

Востоковед, журналист

Политик

Министр охраны природы

Эрик Григорян

ЕГУ, Дрезден, Афины

1979

Раздан

3

Беспартийный

Эколог

Технократ

МЧС

Грачья Ростомян

Мед ун-т, физкульт. ун-т

1981

Ереван

12

Процветающая Армения

Спортсмен

Коалиция

Министр сельхоза

Артур Хачатрян

ЕГУ, Американский, Лондон

1972

Ереван

2

Дашнакцутюн

Финансист-менеджер

Коалиция

Министр спорта и молодежи

Левон Ваградян

Физкульт ун-т, академия гос.упр

1984

Артик

1

Процветающая Армения

Спортсмен

Коалиция

Министр терр. управления

Сурен Папикян

ЕГУ, СПбГУ

1986

Степанаван

1

Гражданский договор

Историк

Политик

Минтранс /ИТ

Ашот Акобян

ЕГУ

1968

Раздан

4

Процветающая Армения

Полиция

Коалиция

Министр труда и соц. вопросов

Мане Тандилян

Пед.ун-т, Американский

1978

Алаверди

1

Светлая Армения/Елк

Финансист-бухгалтер

Коалиция

Министр финансов

Атом Джанджугазян

Политех, инженерный

1971

Ереван

21

Беспартийный

Финансист-казначей

Технократ

Минэкономразвития

Арцвик Минасян

ЕГУ

1972

Талинский р-н

13

Дашнакцутюн

Экономист

Коалиция

Министр энергетики

Артур Григорян

ЕГУ

1969

Бжни

2

Процветающая Армения

Полиция

Коалиция

Министр юстиции

Артак Зейналян

Мед ун-т, Академия гос.упр.

1969

Ереван

4

Республика/Елк

Юрист

Коалиция

Глава аппарата правительства

Эдуард Агаджанян[2]

Монако

1988

Ереван

1

Гражданский договор

Диджей, менеджер

Политик

Глава полиции

Валерий Осипян[3]

Полиц. академия

1970

Туркменистан

0

Беспартийный

Полицейский

Технократ

Комитет госдоходов

Давид Ананян[4]

Эконом.ун-т

1971

Ереван

2

Беспартийный

Финансист-налоговик

Технократ

Глава Центрального банка

Артур Джавадян[5]

Сельхоз университет

1964

 

18

Беспартийный

Финансист-банкир

Технократ

Глава СНБ

Артур Ванецян[6]

Сельхоз академия, СПб

1979

Ереван

0

Беспартийный

ГБшник

Технократ

 

Логика назначений в правительстве

Итак, я разделил правительство на три категории – политических назначенцев, партнеров новой власти по коалиции и технократов. Условные «политики» или «партнеры по коалиции» на самом деле тоже могут быть технократами, а «технократы» тоже могут быть назначены по политическим причинам, но здесь важнее всего принцип назначения.

Говоря о технократе, мы подразумеваем, что на данную позицию подбирался человек, который является специалистом отрасли, причем как изнутри власти, имеющий большой бюрократический опыт, так и извне – имеющий опыт в бизнесе или общественных, а также международных структурах. Но стоит учитывать, что данный выбор всегда так или иначе ограничен – речь не идет о том, что производился конкурс в масштабах всей страны. Выбор ограничен политической и личной лояльностью, какой-то степенью знакомства, возрастом, принадлежностью к определенному социальному кругу и так далее.

Говоря о политических назначенцах, я имею в виду, что речь идет о политической опоре самого Никола Пашиняна, тех людях, которые будут его сторонниками в правительстве – в частности – представители партии «Гражданский договор» или прошедшие по ее «квоте» в правительство. К примеру, Лилит Макунц, судя по всему, не является членом партии «Гражданский договор», но прошла от этой партии, а значит, будет представлять ее в правительстве и в сфере, которой будет руководить. Среди представителей партии «Гражданский договор» технократов нет.

Наконец, понятно, о чем мы говорим, имея в виду коалиционных партнеров «Гражданского договора». Эти люди точно так же могут не быть членами соответствующих партий (как в случае некоторых представителей ППА), но, как я понимаю, приветствовалось то, чтобы и они были технократами. В частности, представители от блока «Елк», а также «Дашнакцутюн» скорее могут быть отнесены к технократам, наряду с их коалиционным статусом.

В списке, представленном выше, 26 фамилий. Из них 8 относятся к категории «политические назначенцы», 8 – «коалиционные партнеры», 10 – «технократы». В той же мере, в какой это деление является условным, оно является и достаточно стройным, поскольку представители каждой категории разделяются по способу кооптации достаточно четко. Те же технократы из рядов коалиционных партнеров по временному правительству, на самом деле, все равно назначены в виду своего политического бэкграунда. Точно так же как ряд технократов прошлого правительства не был назначен по тем же причинам, причем, судя по всему, в случае Вигена Саргсяна и Ваче Габриеляна, это было обусловлено их собственным (а также партийным решением), поскольку отмечалось, что Пашинян приглашал их в новое правительство (что еще следует проверить). В конце концов, не все технократы являются специалистами высшего уровня, к примеру, можно привести Арсена Торосяна, которого сложно считать бесспорной кандидатурой.

Как отмечают многие аналитики, команда Пашиняна в новом правительстве – «комиссары» (или же миссионеры[7]), плюс, есть специалисты, которые должны сохранять устойчивость управления и стабильность государства, в особенности в сфере экономики.

Логика назначений в правительстве во многом сохранила прежнюю структуру по своему наполнению. В книге “War, Business and Politics. Informal networks and formal institutions”, мы писали о том, что 20 лет назад система управления испытала определенную эволюцию, в результате которой был определен круг сфер, в которых считалось важным привлечение профессионалов/технократов к работе, в то время как в остальных случаях применялись политические назначения. Политические назначения подразделялись на два типа: раздел должностей с коалиционными партнерами, как мы видим и в этот раз – и раздача должностей представителям собственной команды[8].

Однако если в данном случае мы имеем дело с небольшой политической группой активистов – молодых политиков, то в начале 2000-ых, да и нередко в 2010-ых гг. это имело неопатриомниальную природу. Политические назначения изнутри собственной команды предполагали участие представителей мощных патрон-клиентских сетей на тех или иных должностях. Они также могли быть представителями патрон-клиентской сети самого президента, к примеру, Кочаряна или Саргсяна, но чаще всего являлись представителями крупного бизнеса или мощных элитных группировок. Бренд РПА в этом случае был очень условным. Не будем забывать, что эти должности предполагали достаточно широкое присутствие коррупционных механизмов, именно поэтому они были завязаны на неформальные механизмы и присутствие под брендом РПА такого рода людей «тянуло» весь бренд на дно.

Трансформация этого происходила в период Сержа Саргсяна, в особенности, в последние два года, когда РПА все больше структурировалась. Она, правда, скорее превращалась в зонтичную структуру бюрократии и аффилированного с государством бизнеса, а не собственно в партию, но вышеописанное довольно часто тоже является формой партии, это не армянское ноу-хау.

Что же касается политической группы Никола Пашиняна, то она немногочисленна и потому почти весь ресурс использован в правительстве, к тому же она объединена в том или ином виде революционным прошлым. В этом смысле она намного больше похожа на группу, пришедшую к власти в 1990 году под брендом АОД/Карабахского комитета. Та группа почти исключительно была политической. В ней были ученые, образованные люди – но и в этой группе такие есть. В той группе не было разделения на посты, требующие компетенции – и посты, не требующие профессиональной компетенции. Большая часть правительства была образована политическими назначенцами. Конечно, среднее и низшее звено государственного аппарата осталось на месте, но наверху изменения были серьезными.

На данный момент, однако, присутствие профессионалов в правительстве гораздо шире, чем было в 1990-1996 гг., что хорошо с точки зрения устойчивости государственных институтов, но непонятно насколько долго это положение будет продолжаться. В частности, сохранится ли оно после внеочередных парламентских выборов. То обстоятельство, что существует несколько постов вице-премьера, позволяет новой власти иметь люфт в этом отношении – наиболее важные политические назначенцы получают именно эту должность – и в данном случае она играет более органичную роль, чем предполагалась в правительстве Сержа Саргсяна, когда в модель было заложено, что есть правительство во главе с Кареном Карапетяном – и есть его политическая «крыша» - Серж Саргсян. В данном случае глава правительства и глава политической силы – один и тот же человек.

 

Рейтинги членов правительства

В прессе уже писалось о том, что новое правительство принято «скопом» и, соответственно, далеко не факт, что понравится обществу. В частности, изначальный выбор народа, на котором сыграла оппозиция, состоял в отстранении от власти, затем речь зашла о приходе к власти Никола Пашиняна, что на данный момент воспринимается обществом позитивно[9], но его команда-то и вовсе может быть как «кот в мешке». Здесь есть определенные вопросы – в частности, часть команды участвовала в акциях протеста. Но во многом это так и есть.

Один из сайтов провел онлайн-опрос, где пытались выяснить мнение опрашиваемых о тех или иных министрах нового правительства. Поскольку в данном случае в опросе были представлены только члены правительства в узком смысле слова, то речь идет только о министрах и вице-премьерах. Мы знаем ограничения метода онлайн-опросов на примере Армении. Однако учитывая то, что все последние годы уровень интернетизации резко рос (равно как и сама надежность метода онлайн-опроса). В то же время, если в прошлые годы общественное мнение не имело преломления в политике, а значит «активно выраженное» и «пассивно выражаемое» общественное мнение очень сильно расходились[10], то сейчас, с активизацией публичной политики, это не так и общественное мнение, выраженное в интернете может быть более точным методом измерения.

Таблица 2. Результаты онлайн-опроса о членах нового правительства[11]

Позиция

Имя

Категория

Число голосов

Распределение голосов*

Средний балл

Рейтинг **

Первый вице-премьер

Арарат Мирзоян

Политик

1235

35-27-20-7-11

3.68

454.5

Вице-премьер

Тигран Авинян

Политик

1168

29-31-28-6-6

3.56

415.8

Вице-премьер

Мгер Григорян

Технократ

1113

14-19-49-11-8

3.20

355.9

Министр труда и соц.вопросов

Мане Тандилян

Коалиция /Елк

1163

34-34-22-5-5

3.87

450.1

Минздрав

Арсен Торосян

Технократ

1228

20-16-28-13-22

2.99

367.2

Минюст

Артак Зейналян

Коалиция / Елк

1158

49-28-17-2-3

4.19

485.4

МЧС

Рачья Ростомян

Коалиция / др.

1097

9-16-41-20-13

2.88

315.8

МИД

Зограб Мнацаканян

Технократ

1113

41-28-29-1-1

4.07

453.0

Минэкологии

Эрик Григорян

Технократ

1078

12-19-47-13-8

3.14

338.6

Минсельхоз

Артур Хачатрян

Коалиция / др.

1040

10-17-60-10-4

3.19

331.6

Минэнерго

Артур Григорян

Коалиция / др.

1020

5-11-62-15-7

2.92

297.8

Минобр./науки

Араик Арутюнян

Политик

1192

61-21-11-3-4

4.32

514.9

Минкульт

Лилит Макунц

Политик

1131

20-22-39-10-8

3.36

380.0

Минобороны

Давид Тоноян

Технократ

1125

49-29-19-2-2

4.20

472.5

Минспорта

Левон Ваградян

Коалиция/др.

1021

6-14-64-10-7

3.02

308.3

Миндиаспоры

Мхитар Айрапетян

Политик

1141

31-23-27-9-10

3.54

403.9

Мин.терр.упр

Сурен Папикян

Политик

1027

18-24-45-7-5

3.43

352.7

Минэкономики

Арцвик Минасян

Коалиция/др.

1052

9-17-38-17-18

2.82

296.7

Минтранс

Ашот Акобян

Коалиция/др.

982

4-9-57-18-11

2.77

272.0

Минфин

Атом Джанджугазян

Технократ

1008

19-25-46-6-4

3.49

351.8

 

 

 

 

 

 

 

 

Политики (6)

1149

32-25-28-7-7

3.65

420.3

 

Технократы (6)

1111

26-23-36-8-8

3.52

389.8

 

Коалиция – Елк (2)

1161

42-31-20-4-4

4.03

467.8

 

Коалиция – прочие (6)

1035

7-14-54-15-10

2.93

303.7

 

Коалиция – всего (8)

1067

16-18-45-12-9

3.21

344.7

 

Правительство – все (20)

1105

24-22-38-9-8

3.43

380.9

* Первая цифра – очень хорошее отношение, вторая – хорошее, третья – нормальное, четвертая – плохое, пятая – очень плохое, в %

** Рейтинг – произведение среднего балла и числа поданных голосов (/1000), чтобы учитывать как средний поданный голос, так и число поданных голосов

То же самое можно представить в графическом виде для наглядности. Так действительно гораздо лучше видно. В особенности бросается в глаза тот факт, что коалиционные партнеры из «Процветающей Армении» и АРФД имеют самые низкие рейтинги на данный момент. Впрочем, здесь можно ожидать в будущем снижения некоторых рейтингов у тех, у кого рейтинги очень высоки, но не роста рейтингов указанных партий, как мне кажется. Наоборот, включением в это правительство они уже рейтинги повысили и этот ресурс уже исчерпан, поскольку с нынешнего высочайшего уровня рейтинг правительства будет идти только вниз; вопрос – с какой скоростью.

График 1. Рейтинги членов правительства, на середину мая 2018 г.

Наконец, может возникнуть еще один вопрос - учитывая высокие рейтинги представителей "Елка", почему они указаны отдельно от "Гражданского договора", ведь "ГД" является частью "Елка". На мой взгляд, тут никакой загвоздки нет. Учитывая, что у "Елка" суммарно кадровый ресурс есть, тогда как у "Гражданского договора" скамейка запасных очень короткая, мы должны были бы ожидать большее число политиков из "Светлой Армении" и "Республики" во власти, по сравнению с тем, что получилось в действительности. Напротив, некоторые неопытные и совсем молодые, не показавшие себя даже на акциях протеста, представители "Гражданского договора" не должны были бы в таком случае попасть в правительство - а в лучшем случае - в парламент. В действительности, как мы видим, ситуация совершенно не такова.

По факту есть один прототип новой партии власти - это "Гражданский договор", тогда как остальные партии "Елка" в новом правительстве могут претендовать лишь на роль младшего коалиционного партнера. После же выборов - опять либо в коалиции - либо в оппозиции, но не на равных с властью - и не частью ее. Это важно понимать.



[1] Источник данных – сайт правительства Армении http://www.gov.am/ru/structure/

В случаях, когда на сайте правительства отсутствуют данные, указан источник.

[2] Биография Эдуарда Агаджаняна на сайте iravaban. http://iravaban.net/190721.html

[3] Биография Валерия Осипяна на сайте hetq.am http://hetq.am/rus/news/88741/

[4] Биография Давида Ананяна на сайте Комиета госдоходов. http://www.petekamutner.am/as.aspx?itn=asChairman

[5] Биография Артура Джавадяна на сайте ЦБ РА https://www.cba.am/en/SitePages/staffdetails.aspx?StaffID=1

[6] Биография Артура Ванецяна на сайте СНБ http://www.sns.am/index.php/am/nss-today/leadership

[7] См. "Миссионеры" Пашиняна: чем займется молодежь в правительстве Армении. «Спутник», 12 мая 2018 г. https://ru.armeniasputnik.am/politics/20180512/11992999/pashinayn-pravitelstvo-armenia-kadry.html

[8] Iskandaryan, Mikaelian, Minasyan. War, Business and Politics. Informal networks and formal institutions. Yerevan, 2016, p. 84 http://c-i.am/wp-content/uploads/Informal-networks_the-book.pdf

[9] См. результаты опроса, проведенного в начале мая.

78% ожидают скорейшего решения основных проблем, стоящих перед Арменией, 75% поддерживают партию Пашиняна – опрос  http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/33018

[10] Об этом подробнее см. в моем эссе

«Кто он, армянский избиратель? Штрихи к социологическому портрету». Новости-Армения, 28 марта 2017 г. http://newsarmenia.am/news/analytics/kto-on-armyanskiy-izbiratel-shtrikhi-k-sotsiologicheskomu-portretu/

[11]  Ինչպես եք վերաբերվում նորանշանակ կառավարության անդամներին

http://b4b.am/archives/news/%D5%AB%D5%B6%D5%B9%D5%BA%D5%A5%D5%BD-%D5%A5%D6%84-%D5%BE%D5%A5%D6%80%D5%A1%D5%A2%D5%A5%D6%80%D5%BE%D5%B8%D6%82%D5%B4-%D5%B6%D5%B8%D6%80%D5%A1%D5%B6%D5%B7%D5%A1%D5%B6%D5%A1%D5%AF-%D5%AF%D5%A1%D5%BC

Продолжение следует

Грант Микаелян