20 Января в воспоминаниях бакинцев
Во время январьских погромов в Баку, в 1990 году, одного нашего нового соседа - азербайджанского беженца из Армении арестовали и осудили на 12 лет за участие в групповом убийстве другого нашего соседа – армянина. В той группе было десятки человек. После нескольких лет отсидки в тюрьме он был выпущен и уехал жить в России. Тот же самый человек, приехав из Армении, купил квартиру напротив нашего дома, у бакинского армянина. Та армянская семья не могла определиться куда им уезжать – в Краснодар к родственникам или в Армению. Не покидал квартиру, ждал. Больше шести месяцев две семьи жили в одной квартире, Никто никого не рубил. Когда армяне решили уезжать в Краснодар, азербайджанские беженцы помогали им грузить домашние вещи в машину, а прощаясь расцеловались. Потом тот же человек участвовал в погромах. Такая вот непонятная это вещь – война…
Матанат Азизова:
20 января 1990 года в Баку были введены советские войска. Погибли сотни людей. Обвинять сейчас опозиционных лидеров, возглавляющих на тот момент движение сопротивления, думаю это не корректно. Виновата советская коммунистическая власть. И слава богу, что СССР развалился. Именно 20 января стал точкой отсчета к независимости Азербайджана.
"Боевые машины давили любой автотранспорт попадавшийся на пути, вне зависимости кто в нём находился. Например, при следовании по Тбилисскому проспекту была обстреляна легковая машина. Один из танков развернулся и раздавил её. Находившийся среди пассажиров 13-летний мальчик выбежал из автомашины и попытался укрыться в безопасном месте, но был убит выстрелом в спину"
"Из многочисленных показаний свидетелей явствует, что военные, вывозя с мест событий обезображенные, раздавленные военной техникой трупы и отдельные части тел, таким образом пытались скрыть следы совершённых деяний. У одного из погибших была найдена только правая рука, её и похоронили на кладбище"
"Некоторые были заколоты штыками в спину"
Натик Джавадлы:
20 января 1990 года я служил в Питере (тогда – Ленинград), в стройбате. О событии в Баку мы узнали 21 января. В нашей воинской части служило больше 20 азербайджанцев. Мы отказались выходить на работу, заявили о забастовке. Вначале командир части, потом замполит пригласил нас на беседу, говорили что может, не все так как вы слышали, повремените, узнаем точно, может это дезинформация… Тогда я просил разрешения позвонить домой и поговорить с отцом, спросить у него. Нам позволили, я говорил с отцом, они дали мне послушать интервью Мирзы Хазара (тогда глава азербайджанской редакции «Радио Свобода») с поэтом Бахтияром Вагабзаде. Все слушали, поняли. И мы неделю не работали. Никто не резал лицо бритвой. Только не выходили на работу. Такой была форма протеста у советского солдата.
Айтен Алиева:
Мы были дома... Я уже работала тогда на радио в здании АзТВ, но вот уже два дня не выходила на работу. 19-го в 7 часов вечера мне позвонили коллеги и сообщили, что на АзТВ взорвался энергоблок.. Телевизор не работал. Вечером мы вышли с мамой в город. Город был не спокойным, бурлящим, масса народу на площади, костры, баррикады, безоружные люди собирались вокруг маленьких костров в бочках, беседовали о событиях, о выходе из состава СССР, о том, что никто никогда не посмеет стрелять в мирных людей, о том, что надо, чтобы в Москве поняли, что весь народ един... Мы вернулись домой рано. Свет почему-то переодически выключали. Погрелись у газа на кухне, поели жаренную картошку, еще немного посидели, и... подумывали о том, чтобы опять выйти в город... Кто-то позвонил.. Мама долго говорила по телефону. Не знаю как получилось так, что мы не вышли. Я даже не помню сколько было на часах, когда начал нарастать какой то зловещий гул... Он становился громче, громче, громче и стал просто невыносим... Это были танки... Они двигались по нашей улице вперед...
Утром мы вышли на улицу. Звонили друзья, коллеги, журналисты. Позвонили с работы. Основной задачей в эти дни для нас было собрать и передать как можно больше информации о том, что произошло в Баку. Мы вещали на Европу, вещали на английском. Надо было все собрать и перевести, и дать в эфир. Это были сложные дни. Работали по 18-20 часов. Мы хотели, чтобы нас услышали... В эти дни в Баку было очень мало иностранных журналистов. А среди них еще меньше тех, кто готов был писать правду. Но они были. И они писали....
Газета Коммерсантъ сообщала в те дни:
Войска, применяя оружие, прорывают пикеты на Аэропортовском шоссе, Тбилисском проспекте и других дорогах, ведущих в город. Одновременно армейские подразделения разблокируют казармы. Пожалуй, наиболее кровопролитные бои были в районе Сальянских казарм. Говорит очевидец событий Асиф Гасанов: солдаты сломали пикеты из автобусов, — обстреливают жилые дома, ребята 14-16 лет ложатся под бронетранспортёры. Они абсолютно безоружны, я вам честное слово даю. Однако военнослужащие, опрошенные корр. «Ъ», утверждали, что пикетчики были вооружены автоматическим оружием, Другие очевидцы свидетельствуют, что вооружение состояло из бутылок с зажигательной смесью, ракетниц и пистолетов. Кровопролитные столкновения развернулись также в районе Баилова, около гостиницы «Баку», в ряде пригородных посёлков. По сообщению Э. Мамедова, сильному обстрелу подвергся штаб СНО.
Подразделения советской армии в Баку. Зима 1990 года
Танки сметали баррикады и провоцировали ДТП. Британский журналист Том дю Вааль пишет:
Танки переползали через баррикады, сминая на своём пути автомобили и даже фургоны скорой помощи. По словам очевидцев, солдаты стреляли в бегущих людей, добивали раненых. Был обстрелян автобус с мирными жителями, и многие пассажиры, в том числе четырнадцатилетняя девочка, погибли...
Вот такой он был... Январь 1990.. Страшный... Поломавший судьбы, и расстрелявший веру в Советский Союз... Если сегодня многие, вспоминая общую семью под названием "Советский Союз" вздыхает с ностальгией, то в тот день - все хорошее, светлое, доброе, во что мы верили, будто кто-то втоптал в кровь... Поэтому я убеждена - нет плохого или хорошего строя, нет понятия "хорошей жизни" при коммунизме или при капитализме.. Есть политики, которые хоть и называют себя людьми, увы такими не являются. И они есть везде. И они способны разрушить веру во все... Они способны сталкивать народы, разрушать иллюзии, рушить надежды, империи, идеи... Они ужасны... Идилию веры в Советский Союз расстоптали руководители КомПартии, стоявшие в тот год у руля... Пусть земля будет пухом детям, старикам, юношам и девушкам погибшим в эту ночь, вместе с верой в "светлое будущее"... И хотя многие жадуются на 2016, 2017 годы, я прошу у Бога только одного... Пусть никогда не наступит больше 1990-й....
Кямран Исмаилов
Официально сегодня день траура по погибшим 20 января 1990 года. Для меня же этот день это день единения народа. Пожалуй впервые в своей истории азербайджанский народ без деления на красных и белых,без деления на коммунистов и мусаватистов выступил против огромной и сильной тогда империи.
Я был учащимся 5-го класса но помню как народ рано утром 20- го января блокировал боевые машины десанта у исполкома Низаминского района,помню как командир десантников до хрипа в горле,переброшенный ночью из Таллина, клялся что это не они стреляли,что его часть не причём. Помню как гудели гудки заводов и кораблей в знак траура.
Потом были похороны погибших и аккупантам назло народ хоронил своих героев,своих сыновей и дочерей многомиллионым митингом на площади Азадлыг,которая тогда ещё носила имя Ленина.
Шесть из этих фотографии размещены на личной страничке Facebook председателем главной оппозиционной партии Азербайджана Исой Гамбаром. Остальные взяты с сайта salamnews и других СМИ Азербайджана. Фотографии сняты, иногда с риском для жизни азербайджанскими фотожурналистами Фаридом Хайруллиным и другими.