29 марта 2017, 14:35
Уничтожение приказов МВД Дагестана о профучете вызвало недоверие у правозащитников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правозащитники предположили, что профучет в Дагестане теперь будет по-прежнему осуществляться, но по другим категориям, нежели "экстремист". Сам факт отсутствия приказа не повлияет на дела поставленных на учет людей, уверен адвокат Коротеев.
Как писал "Кавказский узел", глава МВД по Дагестану Абдурашид Магомедов 23 марта в ответе на запрос судьи Верховного суда республики заявил о том, что профилактический учет по категории "экстремист" в МВД по региону не ведется. Магомедов также заявил, что регламентирующие ведение профучета приказы "уничтожены в связи с истечением их срока давности". Письмо министра было получено в ходе рассмотрения дела по иску жителя Дагестана о признании незаконным решения органов полиции о постановке его на профучет по категории "экстремист", в котором участвуют представители Правозащитного центра "Мемориал".
Орлов: ПЦ "Мемориал" готов поделиться письмом об уничтожении приказов о профучете со всеми заинтересованными
Информацией об уничтожении в Дагестане приказов, регламентирующих ведение профучета по категории "экстремист", необходимо пользоваться в следующих судебных процессах по соответствующим делам, считает член совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
"Информация об отмене профучета была получена нашим адвокатом во время очередного суда. Господин министр написал, что по категории "экстремист" учет не ведется. Таким образом, это можно и нужно использовать и нам в наших дальнейших взаимодействиях с органами внутренних дел, и другим участникам судебных процессов - адвокатам, представителям так называемых "экстремистов". Мы готовы отдать этот ответ для пользования", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Олег Орлов.
Он заметил, что ответ был дан не правозащитникам или адвокатам, а судье. "Но он разрешил во время суда ознакомиться с материалом, и наш адвокат Галина Тарасова никаких подписок о неразглашении не давала - так что этот документ необходимо использовать", - прокомментировал Орлов.
Ответ, впрочем, может быть интерпретирован двояко, продолжил правозащитник. "Первое: это отписка - чтобы не предоставлять суду документы. Возможно, по категории "экстремист" учет действительно не ведется, но ведется по "религиозному экстремисту". В этом случае это обман суда со стороны министра. Если это так, то это быстро выяснится", - указал Орлов.
"Второе: имеет место наша победа. В Дагестане одно за другим появляются квалифицированные, основанные на праве судебные решения, которые говорят, что вид, в котором ведется профучет, противоречит Конституции, и необходимо снимать людей с учета. Впрочем, местные ОВД не выполняют решений: они не извещают людей о снятии их с профучета, что рано или поздно приведет к скандалу. Не исключаю, что, осознав это, министр внутренних дел Дагестана действительно мог отменить свой приказ, и нет никакого нормативного акта, который регламентировал бы незаконный порядок профучета", - рассказал Орлов.
Правозащитник не верит в то, что документация, сроки хранения которой истекли, была уничтожена. "Уму непостижимо, что сроки прошли и досье уничтожены. Означает ли это, что нет ни одной копии нормативных актов, что они все порваны и в архивах ничего не осталось? Я уверен, что спешного уничтожения не было, чтобы не оставалось следов. Пишется это для того, чтобы не предоставлять информацию суду", - высказался Орлов.
"Попытка МВД избежать судебного контроля выглядит смешной"
Старший юрист ПЦ "Мемориал" Кирилл Коротеев в интервью корреспонденту "Кавказского узла" также заметил, что, согласно документу, профучет не ведется по категории "экстремист", но в то же время, допускает юрист, профучет может вестись по категории "религиозный экстремист" либо "ваххабит".
"Попытка МВД избежать судебного контроля выглядит смешной", - сказал адвокат.
На вопрос, каковы по закону сроки уничтожения отмененных приказов, Коротеев ответить не смог, так как данный процесс, по его словам, имеет внутренние инструкции. Адвокат также не располагает информацией о том, согласовываются ли сроки с 29 декабря и 15 марта, когда судьи еще ссылались на приказы.
"Мы не знаем, когда приказы были отменены. Кроме того, если какие-то приказы были отменены, это не значит, что другие не действуют. И это не значит, что МВД не действует без правовой основы: некоторые судебные решения в Дагестане говорят о том, что ее нет вообще", - заметил Коротеев.
Ответ судье никак не повлияет на дело, в связи с которым был сделан запрос, считает адвокат. "Но я надеюсь, что суд решит в пользу заявителя. Практика судов, в частности, по профучету, в кои-то веки критична к МВД. Мне сложно вспомнить дела, которые за последнее время выиграло МВД по данной теме. Вероятно, существует некоторая институциональная конкуренция между судами и МВД", - заключил Коротеев.
Борщов: силовики используют методы советской школы спецслужб
Отмену ведения профучета позитивным шагом считает член Московской Хельсинской группы Валерий Борщов. При этом правозащитник все же относится к нему с опаской.
"Сам по себе факт положительный. Власти поняли: чем больше записывать людей на профучет, тем меньше шанс успешной борьбы с экстремизмом. Если понятие расширяется и присваивается людям того не заслуживающим, то население настраивается против силовиков, при этом обесценивается работа силовых структур. Решение разумное, которое свидетельствует о взвешенном подходе к проблеме", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Валерий Борщов.
Тем не менее, считает правозащитник, продолжится ведение неформального, негласного учета. "Он ведется везде - и в Дагестане, и в Москве, и в Петербурге. Те люди, которые на учете, - к ним отношение соответствующее. К примеру, им не дают высказываться о своих проблемах, выступать в СМИ. За некоторыми следят усиленно, отслеживается каждый шаг, накапливается материал. Это советская школа спецслужб", - подчеркнул Борщов.
"Профучет в Дагестане будет осуществляться по иным категориям"
О том, что заявление Абдурашида Магомедова об уничтожении приказов, регламентирующих ведение профучета, вызывает у правозащитников недоверие, говорится и в поступившем 28 марта "Кавказскому узлу" релизе ПЦ "Мемориал".
По данным Правозащитного центра "Мемориал", ссылка полиции на приказ о ведении профучета содержится в решении Советского районного суда Махачкалы о снятии с профилактического учета Магомеда Магомедова.
Ссылка на приказ также содержится в вынесенном 15 марта 2017 года решении Ленинского районного суда Махачкалы о признании незаконной постановки на профучет очередного гражданина, отметили правозащитники.
"Но получается, что уже во второй половине марта приказы не только отменены, но и архивные сроки хранения этих нормативных актов истекли? И в архивах не осталось от них никаких следов? И означает ли этот ответ министра, что теперь любые действия его подчиненных в рамках осуществления профучета будут прекращены?", - говорится в сообщении правозащитной организации.
В нем также содержится предположение, что "профучет в Дагестане будет по-прежнему осуществляться, но по иным категориям". К примеру, профилактический учет будет вестись по категориям "религиозный экстремист" или "ваххабит", отмечают правозащитники.
"Надеемся, что ответы на эти вопросы нам удастся получить в ближайшее время в ходе продолжающихся судебных процессов по обжалованию незаконных действий полиции при осуществлении профучета", - подчеркивается в релизе.
Ранее член общественного совета при мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале Магомед Гаджиев не смог получить ответ от полиции о постановке на профучет и обратился в суд. 6 марта Советский районный суд Махачкалы признал законным отказ полиции сообщить, состоит ли заявитель на профучете.
Министр настаивал на законности этой практики в борьбе с терроризмом, ссылаясь на некие "нормативные акты МВД Российской Федерации". Члены СПЧ ему заявили, что "профилактическим учетом силовики подменяют оперативную деятельность" и "это выливается в лишение людей их гражданских прав".
Автор: Олег Краснов источник: корреспондент "Кавказского узла"