RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Темрюковна в сериале "Грозный". Ужасный ужас

22:49, 25 января 2021

Слышала очень много негативных отзывов о том, как Мария Темрюковна, жена Ивана Грозного, изображена в сериале «Грозный». Наконец, нашла ту самую серию, где Гуащэнэй (позже ставшая в крещении Марией) и ее отец, кабардинский князь Темрюк Идарович, впервые появляются в кадре. «Консультант, работавший над образом кабардинской княжны в этом фильме, отработал из рук вон плохо, хуже быть не может», - подумала я. Оказывается, хуже, чем Мария, изображен только ее отец.

Тот Темрюк, что появился  в кадре на царской соколиной охоте, может быть кем угодно – торговцем на огромном восточном базаре, менялой, средневековым контрабандистом, но только не кабардинским князем, с семьей которого считали за честь породниться и ногайские, и крымские ханы. Непонятно, к чему понадобился утрированный закавказский акцент Темрюка? Разве что для придания карикатурности образу.

Под стать своему отцу в фильме изображается и Мария – дикой, коварной, распущенной, таинственно завывающей в гаданьях над бараньей лопаткой. 

Впервые в сериале она появляется на царской охоте, раздувая ноздри и воодушевляясь воинственным кличем, похожим на звуки орангутанов.

В общем, полный набор штампов и стереотипов для изображения Другого и Чужого.  

Фильм, по сути, транслирует одну из версий знакомства царя с будущей царицей, существующих в литературе 18-19 века: русский монарх на соколиной охоте в азарте погнался за молодым сокольником князя Темрюка. Царь, словно юноша, в порыве страсти летел на своем коне под свист ветра и лай неугомонных охотничьих собак, забыв о смерти первой жены и интригах бояр. Юный сокольник, якобы, своим мастерством наездника вернул царя к жизни и смахнул годы с его израненной души.

Царь, говорится дальше в одном из бульварных романов, настиг юношу, сбил шапку, из-под которой вывалились густые длинные волосы, и его взору предстала прекрасная дочь Темрюка. И царь так воспылал к красавице страстью, что все едва ли не случилось прямо тут, на охоте.

«Новой владычицей царской постели стала черкесская царевна Мария Темрюковна - дочь кабардинского князя Темрюка, который должен был теперь помогать ему в защите от набегов крымского хана. "Черная женщина" - с черными волосами, с глазами словно горящие уголья, "дикая нравом, жестокая душой". Восточная красота, темная чувственность и бешеная вспыльчивость... Во дворец пришла Азия», - так писал об этом Э.Радзинский.

На него, видимо, и ориентировались авторы сериала.

На самом деле сейчас накопилось достаточно источников, позволяющих взглянуть на историю и самой Марии, и в целом клана Черкасских, по-другому, объективно, не множа негативные сущности. Уже есть не только Карамзин и Костомаров, но расширился и круг источников, появились и диссертации, и фундаментальные академические статьи, и добротная публицистика.

Во-первых, вопрос о «дикой Азии», которая пришла к русскому царскому двору.  И Иван IV, и  кабардинский князь Темрюк Идарович, выигрывали от этого брачного союза. Для обоих породниться было геополитически выгодно и престижно. Благодаря матримониальным союзам своих дочерей Темрюк состоял в родстве с влиятельными восточными правителями. Дочь  Алтынчач была замужем за астраханским царевичем Бекбулатом.  Вторая дочь Темрюка Малхуруб была женой сына ногайского хана Измаила. В 1563 г. он возглавил Ногайскую орду.  Благодаря браку племянницы кабардинского зятя из Астрахани Бекбулата и сына турецкого султана, который позже сам  стал султаном, политические и семейные связи клана Темрюка простирались еще дальше, за Черное море.   

Историки С.Х. Хотко и Л.Е.Морозова (профессор, доктор исторических наук  из Института российской истории Российской академии наук) верно писали, что «женитьба на кабардинской княжне вводила Ивана Грозного в родственный круг восточных правителей». Это косвенно легитимизировало претензии Ивана Грозного на недавно завоеванные Казанское и Астраханское ханства.  Кстати, статью Е.Л. Морозовой в журнале «Кавказология», 2017, № 1  я рекомендую своим читателям.

Во-вторых, весь обряд сватовства, согласно источникам, выглядел солидно и соответствовал принятому церемониалу. Невесту привезли из отчего дома, сопровождали, встречали, размещали в Москве представители лучших русских боярских фамилий.

За невестой из Москвы  отправились высокопоставленные бояре,  Ф.В. Вокшерин и С.Мякинин. Невеста тоже прибыла в страну, язык и нравы которой ей еще предстояло понять, отнюдь не как безродная девочка с улицы. Ее сопровождали брат Доманук и царственная семья  из Астрахани - сестра Алтынчач со своим  мужем астраханским царевичем Бекбулатом и их сыном.

Гостям навстречу из Москвы двинулась делегация, которая встретила их  на Волге. От имени царя их приветствовал боярин из знатного рода И.А. Бутурлин.  Присоединившись к сопровождению, Бутурлин вместе со свадебным поездом  15 июня прибыл в Москву.

Гости  остановились  в Кремле на дворе постельничего Игнатия Вешнякова. Как пишет Е.Л. Морозова, «для Кученей был выбран дом царского постельничего, как наиболее доверенного жениху человека». 

Все те приемы, которые царь позже устроит для своих гостей из Кабарды, дары царя невесте будут свидетельствовать о том, что царь считался со своей новой родней. И потом, она ему явно нравилась – молодая, красивая, яркая, стройная.

Все  последующие обряды – крещение, венчание - были растянутыми во времени, в них не было никакой суеты и спешки.  Царь не нарушал траур по своей первой жене, и свадьба состоялась чуть больше чем через год после кончины царицы Анастасии.  

Обряд крещения невесты состоялся 20 июля в Успенском соборе. Его осуществил сам митрополит Макарий.  После обряда царь вместе с сыновьями отправился в Успенский собор, благословил невесту золотым крестом с мощами святых. Царевичи подарили ей золотые кресты, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. 

Осенью, вскоре после венчания, Иван и Мария со свитой отправились  в Троице-Сергиев монастырь,  но царь вскоре отправил детей и братьев домой, чтобы путешествовать вместе с супругой по селам почти 2 месяца, до ноября.

Можно предположить, что царь был заинтересован в том, чтобы юная  царица поладила с его детьми от первого брака. Царевичи часто сопровождали Марию в паломнических поездках,  и вместе с детьми царица уезжала в безопасное место в случае угрозы.

Источники говорят, что после женитьбы царь  отправил посольство к Темрюку с щедрыми дарами. Родственники Марии стали получали чины и должности при дворе Ивана Грозного. Иван Грозный находился с тестем в постоянной переписке, часто решая вопросы внутренней конкуренции в Кабарде с помощью московского  войска.

В-третьих, постоянно муссируется вопрос о диком нраве кабардинской княжны. В самой адыгской системе женского, тем более княжеского, воспитания «дикий нрав» априори невозможен. Острый язычок возможен, а дикий нрав – нет. Мария Темрюковна, конечно же, не была необузданной дикаркой. Те же русские летописи свидетельствуют о ее благочестии,  она часто ездила в монастыри с царевичем или с мужем, молилась, прося у Бога наследника.  Первый и единственный ребенок Марии и царя Ивана умер, прожив пару месяцев. При раскопках в подвале Троицкого собора Александровой слободы обнаружили несколько захоронений младенцев. Возможно, это были мертворожденные дети Марии Темрюковны. Следует отметить, что  царь так хотел наследника,  что не только сам молился около всех святынь, но и обязывал это делать сыновей.

Вообще, Мария с мужем часто посещала монастыри, ездила на освещение храмов, дарила монахам книги и богато украшенные иконы. На монахов она производила хорошее впечатление.  Уважаемый и любимый царем митрополит Макарий в своей Прощальной грамоте оставил завет не только царю и его сыновьям, но Марии Темрюковне, называя ее «боголюбивой и христолюбивой царицей».

Возвращаясь к сериалу. Понятно, что тема Черкасских, Темрюка и его дочери, неосновная в фильме, и была нужна только в общем контексте. Но и в таком варианте она заслуживает более профессиональной проработки (про одежду героев, например, про практически ассирийскую шапку Темрюка, я вообще не говорю).

Возможно, продюсеры очередной клюквы сэкономили на консультанте? Возможно, сделали это намеренно, считая, для изображения «чужой» и так сойдет? Что вообще привнесла сербская актриса в образ Темрюковны, кроме черных глаз и густых волос? По-моему, ничего, что сделало бы эту роль не столь провальной...

 На фото - актриса Милена Радулович в роли Марии Темрюковны.