В отношениях с Россией что-то не так ...
Вынужден вернуться к вопросу цены на газ, поскольку он у нас является одним из наиболее чувствительных для общественности вопросов. Проблема заключается в том, что тариф на газ связан с серьезными социальными проблемами, и его повышение может привести к цепной реакции, что повлияет на финансово-экономическое положение людей.
Вопрос роста цен на газ был предметом горячих обсуждений с прошлого года. С 1 января 2019 года цена на газ выросла на 15 или 10% за тысячу кубометров, но не повлияла на потребителей, и тариф практически не изменился, поскольку рост населения был компенсирован за счет внутренних ресурсов "Газпрома Армения".
Фото yerkir.am
После этого власти заверяли общественность, что цена на газ не вырастет до весны 2020 года, как и произошло. Пашинян заявил, что в результате обсуждений с российской стороной по этому вопросу было решено, что должен быть установлен такой тариф, который не нанесет вреда экономике Армении.
И тут вдруг выясняется, что "Газпром Армения" обратилась в Комиссию по регулированию общественных услуг и выразила намерение изменить цену на газ с 1 июля.
Надо отметить, что заявка, согласно которой потребителям, получающим семейные или социальные пособия на использование до 600 кубометров природного газа в год, предлагается изменить текущий тариф 100 000 драм за 1000 кубических метров природного газа на 135 000 909, 6 драм. То есть скидка для социально незащищенных слоев населения исчезает, а цена на газ вырастет на целых 36%.
Это означает, что рост цен на газ в первую очередь ударит по социально уязвимым слоям, которые потребляют менее 600 кубометров газа. Однако в настоящее время социально-экономическая ситуация в стране не очень хорошая из-за чрезвычайного положения, распространения эпидемии и прекращения деятельности в некоторых секторах экономики, и происходящие процессы добавят негативные последствия также в летние месяцы.
Если добавить к проблеме социально-экономических трудностей еще и рост цен на газ, то можно прогнозировать, что летом произойдет резкое ухудшение образа жизни населения, и социальная напряженность усилится.
Однако следует учитывать, что цены на энергоносители на мировом рынке резко упали. Более того, цена на нефть упала до исторического минимума, в основном в результате разногласий между Россией и Саудовской Аравией. И это обстоятельство не может повлиять на цену на газ для Армении.
И весьма примечательно, что в телефонном разговоре 31 марта президент Беларуси Александр Лукашенко и премьер-министр Армении Никол Пашинян отметили высокий уровень цены на природный газ, отметив, что он явно не соответствует мировому уровню и создавшейся ситуации в целом.
В тот же день заместитель премьер-министра Мгер Григорян направил письмо председателю "Газпрома" Алексею Миллеру о начале новых переговоров об изменении цен на газ.
Однако тот факт, что вместо того, чтобы начать новые переговоры, "Газпром Армения" подала запрос в КРОУ на повышение цены на газ, уже доказывает, что в армяно-российских отношениях есть некоторые проблемы. Глубокие проблемы. Как получается, что для Болгарии "Газпром" сразу снижает цены на газ на 40%, а предложения своего стратегического союзника Армении игнорирует?
Думается, здесь нашим властям есть над чем подумать.