Власти ограничили масштаб похорон Анзорова под предлогом эпидемии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Часть представителей тейпа чинхой, к которому принадлежал застреленный полицейскими во Франции после убийства учителя Самуэля Пати Абдуллах Анзоров, не была допущена на его похороны в село Шалажи. Закрытие села власти объяснили пандемией коронавируса.
Как писал "Кавказский узел", тело уроженца Чечни Абдулака (Абдуллаха) Анзорова, который обезглавил в пригороде Парижа учителя Самуэля Пати и был застрелен, 5 декабря доставили в Чечню и похоронили в селе Шалажи Урус-Мартановского района. В похоронах приняло участие около 200 человек. Анзоров был богобоязненным юношей и вынужденно отреагировал на обсуждение карикатур на пророка Мухаммада, рассказали его близкие в телесюжете государственной телекомпании "Грозный". Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя сюжет телекомпании, отметил, что оправдывать преступление Анзорова нельзя. Кадыров, который сначала отрекся от Анзорова, затем разрешил похоронить его на родовом кладбище в Чечне, пытаясь подстроиться под настроение части мусульман, предположил политолог. Сюжет в телеэфире не мог увидеть свет без санкции руководства республики, считает бывший чиновник. Кампания по прославлению Анзорова целенаправленно создавалась чеченскими властями, предположили правозащитники.
16 октября был обезглавлен учитель истории и географии Самуэль Пати, который перед этим на уроке, посвященном свободе слова, демонстрировал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo. Предполагаемый убийца при задержании кричал: "Аллаху акбар!" и был застрелен полицейскими. Им оказался гражданин России чеченского происхождения, 18-летний Абдулак (Абдуллах) Анзоров, которому во Франции был предоставлен статус беженца. Среди 16 задержанных по этому делу, шестеро из которых уже отпущены, были его родственниками.
В селе знали, что тело Анзорова везут в Шалажи, чтобы похоронить на родовом кладбище, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" местный житель Якуб. "С того времени, как случилось это преступление, прошло почти два месяца, и мы думали, что его похоронят где-то в Европе. У нас же тела таких парней по приказу Кадырова родным не выдают. Случайно узнали, что тело для захоронения везут через Турцию. То, что будут его хоронить в Шалажи, особо не афишировали. Но все равно эта новость распространилась", - сказал он.
По словам Якуба, у одного из близких родственников Анзорова три дня ворота были открыты, люди приходили выразить соболезнования. "На тезет приходили в основном местные жители, потому что село заблокировано, никого не пускали. Желающих выразить соболезнование было много, даже из Ингушетии приезжали люди, но их не пропустили. Полицейские следили за порядком [...] родные парня считают, что его спровоцировали на это преступление, и Абдулак невиновен, зря его убили", - рассказал он.
Якуб отметил, что на похоронах не было никого из руководства республики и из представителей духовенства, как это было, когда хоронили Юсупа Темирханова.
Юсуп Темирханов, осужденный за убийство экс-полковника Буданова, умер в колонии и был похоронен 4 августа 2018 года. В село Гелдаган в Чечне съехались десятки тысяч людей, чтобы выразить соболезнования близким Темирханова и принять участие в поминках. В день похорон глава Чечни Рамзан Кадыров заявил о непричастности Темирханова к убийству Буданова. При этом Кадыров признал, что обвинительный приговор сделал Темирханова народным героем, "отомстившим за поруганную честь" и убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой.
Чиновница одной из госструктур Чечни Аза рассказала, что три дня люди приходили на тезет. "Траурное мероприятие проходило благопристойно, каких-либо нарушений со стороны молодых сельчан не было. Нужно учитывать, что Абдулак Анзоров относится к одному из крупных и богатых тейпов чинхой. Приблизительная численность представителей тейпа - 50-55 тысяч человек. Этот тейп основал известный и почитаемый в Чечне религиозный и общественный деятель шейх Дени Арсанов, живший в начале XX века. В Шалажи живут его потомки", - сказала Аза корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, сейчас село Шалажи закрыто в связи с пандемией, и попасть туда могут только жители этого населенного пункта.
За сутки с 8 по 9 декабря в Чечне выявлено 144 новых случая заражения коронавирусом. Общее число зараженных с начала пандемии в республике составило 5609, умер 81 пациент. На главной странице "Кавказского узла" каждые четыре часа обновляется карта, на которой указано число зараженных коронавирусом на Южном Кавказе и юге России. Динамика распространения вируса, в том числе на Южном Кавказе, отражена в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Жительница Шалажи Зейнап, рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что представители тейпа чинхой живут и в других населенных пунктах Чечни. "К примеру, в селах Ушкалой, Итум-Кале. Это далеко в горах. Конечно, все чинхоевцы на соболезнование не приедут оттуда, когда открыты ворота. Старейшины, как правило, приезжают чуть позже. Обычно по три-четыре человека, сколько в машине помещается", - рассказала она. Зейнап отметила, что, несмотря на карантин, стариков в село всегда пропускают.
Ранее жители Чечни неоднократно критиковали местных чиновников за двойные стандарты в вопросе соблюдения мер профилактики коронавируса. Так, 6 сентября глава Чечни сообщил о свадьбе племянника и опубликовал шестиминутный видеоролик. Пользователи Instagram указали на отсутствие масок у участников торжества. Выступая на заседании оперативного штаба 29 сентября, Кадыров заявил, что на свадьбе присутствовали только те, кто переболел коронавирусом или имел справку об отсутствии инфекции. При этом он потребовал от подчиненных усилить контроль за проведением свадеб и поминок.
Вскоре Рамзан Кадыров и его подчиненные вновь проигнорировали запрет на проведение массовых мероприятий без масок во время открытия реконструированного древнего поселения Хой на юге Чечни. Местные жители раскритиковали пренебрежение правилами и назвали несуразным требование о тестировании на COVID-19 перед свадьбами или поминками. Человек с отрицательным результатом COVID-теста безопасен максимум один день, отметили врачи.
"Кавказский узел" также писал, что по делу об убийстве французского учителя Самюэля Пати были задержаны 16 человек. Вечером 20 октября шестеро из них были отпущены - в их числе родители, дедушка и младший брат обвиняемого в убийстве Абдулака Анзорова. Под стражей оставались, в частности, отец ученика, который критиковал Самуэля Пати, и несколько учащихся школы, где работал учитель. 9 декабря стало известно, что французские правоохранители задержали еще пятерых чеченцев из числа знакомых Анзорова.
источник: корреспондент "Кавказского узла"