Огтай Гюльалыев остается в коме спустя четыре года после аварии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Спустя четыре года после ДТП, после которого азербайджанский правозащитник Огтай Гюльалыев впал в кому, состояние его здоровья существенно не изменилось, рассказала его супруга Фируза Гюльалыева. Она считает, что муж оказался в коме из-за несвоевременного хирургического вмешательства и винит врачей в его нынешнем состоянии.
Как писал "Кавказский узел", в январе 2021 года Генеральная прокуратура Азербайджана начала повторное расследование методов лечения Огтая Гюльалыева, который более года находился в коме. В декабре прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела против врачей, не усмотрев в их действиях состава преступления. Насиминский районный суд 14 апреля рассмотрел жалобу семьи Гюльалыева и отменил решение прокуратуры, отказавшейся возбуждать дело против врачей. Суд счел, что прокуратура не провела достаточного расследования, приняв указанное решение, и постановил вернуть дело в прокуратуру. Насиминская районная прокуратура в июле 2022 года повторно отказалась возбуждать уголовное дело против врачей, лечивших правозащитника.
29 октября 2019 года главу общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтая Гюльалыева, который ранее в тот день провел пресс-конференцию о кампании против пыток, сбил автомобиль. Гюльалыев через несколько часов после аварии впал в кому. У него диагностировали перелом черепа и повреждение головного мозга. 8 ноября 2020 года после лечения в стамбульской клинике он был перевезен домой. Состояние правозащитника резко ухудшилось после того, как ему была заменена гастростома. Врачи установили, что причиной ухудшения состояния здоровья Гюльалыева стало попадание инфекции в брюшную полость, вместе с тем они указали на положительную динамику в состоянии его здоровья. 17 августа 2021 года его состояние улучшилось, и он был выписан из больницы.
29 октября исполнилось четыре года со дня ДТП, после которого правозащитник Огтай Гюльалыев оказался в больнице и впал в кому.
По словам супруги активиста Фирузы Гюльалыевой, в состоянии ее мужа нет существенных изменений, он по-прежнему находится в коме. "Подвижки очень малые. Он слышит, смотрит, но Огтай по-прежнему в бессознательном состоянии, не понимает, что происходит вокруг него, речь не восстановлена. Огтай вот уже четыре года прикован к кровати", - рассказала она 31 октября корреспонденту "Кавказского узла".
Она винит в состоянии мужа врачей. "Люди падают с высоты, но их выводят из комы. Огтай после ДТП был еще в сознании, когда его привезли в больницу, он мог ходить, говорить, но после того, как он попал в руки врачей, его состояние стало ухудшаться", - отметила Гюльалыева.
Она считает, что жалоба семьи на врачей не была справедливо рассмотрена судом. "Мы жаловались на врачей. Один из них говорил, что, когда Огтай поступил в больницу, в головной мозг всего просочился 1 миллилитр крови. По словам врача, который оперировал Огтая, кровоизлияние составило уже 80 миллилитров. Но почему они не сделали операцию, когда в мозг попал всего миллилитр крови, а сделали хирургическое вмешательство только днем на следующие сутки, когда кровоизлияние было уже обширным? На эти вопросы мы не получили ответов. Суд не провел объективного расследования и не привлек к ответственности врачей", - сказала Гюльалыева.
Она не считает, что "это была банальная халатность врачей". "Да, в Азербайджане часто врачи бывают халатны в исполнении своих обязанностей. Но Огтай был известным в обществе лицом. Сразу после происшествия это событие привлекло повышенный общественный интерес, к нему было приковано внимание медиа… Но от врачей правоохранительные органы и суд даже не потребовали разъяснений, почему они медлили с операцией. Может, кто-то им "подсказывал", что именно так надо действовать. Огтай до этого происшествия говорил, что ему поступают угрозы в связи с преданием им огласке фактов пыток над арестованным по "Тертерскому делу". Он первым привлек к этому делу общественное внимание. Это потом к процессу подключились другие правозащитники, медиа. В конечном итоге преступления над жертвами пыток были раскрыты, они получили оправдание, а их мучителей посадили. Очевидно, что устранение Огтая было выгодно определенным силам. Он выжил, но здоровье, к сожалению, не восстановил", - продолжила Гюльалыева.
Весной 2017 года группа военных и гражданских была арестована по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Армении и подготовке диверсий. Во время следствия восемь человек были замучены до смерти, четверо из них впоследствии посмертно реабилитированы. В 2021 году члены Парламентской ассамблеи Совета Европы указали, что жертвами пыток стало свыше 200 военнослужащих, 11 из них скончались. 1 ноября 2021 года прокуратура Азербайджана признала пытки обвиняемых по "Тертерскому делу". В декабре 2022 года были освобождены 19 человек, оправданных по этому делу. Суд также прекратил дела в отношении двух умерших. По словам адвоката Расула Джафарова, в общей сложности оправданы 54 человека. 14 марта стало известно, что суд начал рассматривать дела четырех военных, обвиняемых в причастности к пыткам задержанных по "Тертерскому делу". Потерпевшими по их делу проходят 192 человека, а всего по "Тертерскому делу" - 452 человека. В суд также было направлено дело еще пяти обвиняемых. Потерпевшие выразили недовольство ходом расследования: по их мнению, некоторые высокопоставленные военные ушли от ответственности.
Гюльалыева сообщила, что семья обращалась с жалобой на решение азербайджанских судов, не привлекших к ответственности врачей, в ЕСПЧ. "К сожалению, Европейский суд по правам человека не удовлетворил жалобу", - сказала она.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в апреле 2023 года отклонил жалобу на нарушение прав Огтая Гюльалыева. Жалоба касалась предполагаемых нарушений пункта 2 статьи 1, статьи 3 и статьи 13 Конвенции. Изучив всю соответствующую информацию, суд пришел к выводу, что представленные вопросы не демонстрируют каких-либо признаков нарушений прав или свобод, изложенных в Конвенции или протоколах к ней. Таким образом, суд счел жалобу неприемлемой, как указано в единоличным решении судьи Митса, информирует "Туран".
Отвечая на вопрос о том, какую медицинскую помощь государство оказывает в настоящее время, Гюлалыева отметила, что ее муж под ежедневным присмотром медработников, назначенных по указанию из Минздрава. "После того как операция, сделанная Огтаю в Азербайджане, оказалась безрезультатной, Фонд Гейдара Алиева оказал нам поддержку. Огтая специальным самолетом доставили в Турцию, там несколько раз оперировали в одной из лучших клиник. Но, поскольку изначальное хирургическое вмешательство оказалось запоздалым, операции в Турции не дали должного эффекта. Сейчас к Огтаю ежедневно с 09.00 до 18.00 приходят медработники, которые выполняют определенные процедуры. Мы хотим сейчас обратиться в Минздрав для выделения психолога, чтобы занимался с Огтаем. Может быть, есть смысл также поместить его на какое-то время в реабилитационный центр", - сказала Гюльалыева.
Азербайджанский правозащитник, директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов также считает, что врачи несут ответственность за несвоевременную эффективную медицинскую помощь Гюльалыеву.
"Уже в больнице скорой помощи ему была сделана томография головного мозга, и было ясно, что начался процесс просачивания крови в головной мозг. С операцией нельзя было медлить. Однако операция была сделана только днем следующих суток, и за это время его перевезли из больницы скорой помощи еще в два медучреждения. К этому времени кровоизлияние стало уже обширным. Прокуратура Азербайджана и суды страны не усмотрели вины врачей, что меня не удивляет. Странным, однако, оказалось то, что в ЕСПЧ дело рассматривал один судья, который не нашел признаков нарушения конвенции. Хотя налицо было нарушение самой основополагающей статьи конвенции – первой – право на жизнь. Ибо из-за действий или, точнее, бездействия врачей Гюльалыев мог потерять жизнь. Впрочем, хотя он и остался жив, но находится в бессознательном состоянии. Вообще, ЕСПЧ в последнее время стал более "терпим" к правительству Азербайджана. Во многих случаях ЕСПЧ не признает нарушения прав по всем статьям, поставленным в заявлении, или назначает малые суммы компенсаций, а порой, как в случае с Гюльалыевым, вообще не усматривает нарушений", - сказал Гусейнов корреспонденту "Кавказского узла".
Глава НПО "Демократический монитор" Фуад Гасанов также отметил, что "последнее время ЕСПЧ все чаще объявляет неприемлемыми жалобы о нарушении прав из Азербайджана".
"Примером такого решения может служить жалоба правозащитника Огтая Гюльалыева. Подобные решения порождают серьезные подозрения в каких-то закулисных сделках. Однако доказательств того, что судьям ЕСПЧ со стороны азербайджанских чиновников оказываются какие-то "знаки внимания", у нас нет. В любом случае европейские институты должны проанализировать решения ЕСПЧ по Азербайджану", - сказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".
Напомним, следователи пришли к выводу, что ДТП с Огтаем Гюльалыевым не было преднамеренным, в ответ на это правозащитники потребовали обнародовать видео аварии. На заседании суда 13 ноября 2020 года обвиняемый признал вину. 25 января 2021 года в Насиминском райсуде был оглашен приговор Кенану Абдуллаеву, обвиняемому по делу о ДТП с Гюльалыевым. Суд признал Абдуллаева виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности тяжкий вред здоровью потерпевшего. Он приговорен к двум годам и трем месяцам колонии-поселения и на три года лишен права управлять транспортными средствами.
"Кавказским узлом" подготовлена биографическая справка об Огтае Гюльалыеве.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"