Ингуш, правозащитник Магомед Муцольгов
Муфтият приговоренный властью
Фото с сайта «Кавказский Узел»
Верховный суд Ингушетии вынес безусловно беспрецедентное, но неудивительное в сегодняшней ситуации решение, он удовлетворил иск Управления Минюста России по Ингушетии о ликвидации Духовного центра мусульман Ингушетии (Муфтията). А беспрецедентным это решение является потому, что Муфтият все время своего существования был единственным «Официальным» духовенством республики. Все эти годы, Муфтият для региональных и федеральных властей был «своим», в том плане, что никто из чиновников никогда не воспринимал представителей духовенства в отрыве от Муфтията.
Во-первых, большинство жителей республики конечно же не поддерживают такие действия власти сегодня, потому что понятно, что эту борьбу начал Евкуров и основная причина почему народ не поддерживает это – потому как власть не имеет права лезть в дела религии. Евкуров в свою очередь не просто пытался вмешиваться в религию, он пытался руководить этими процессами и действительно он создавал новое Управление по вопросам религии при своей администрации. Причиной преследования властями Муфтията, стал личный конфликт никем неизбранного президента Ингушетии Евкурова с прежним муфтием Иссой Хамхоевым, а не противостояние с самим Духовным центрам мусульман республики. Хотя сейчас при появлении Калиматова новоявленное Управление ликвидировали, но надежды на позитивные изменения оказались тщетными, власть все-таки пошла на ликвидацию Муфтията.
Во-вторых, конечно же есть люди кто никогда не входил в состав Муфтията и не признавал его, может есть те, кто и обрадовался его ликвидации, но я не вижу повода для радости. На мой взгляд в самом деле, в его ликвидации больше негатива и не могу сказать какой позитив в этом они сами усматривают. В Ликвидации Муфтията на мой взгляд больше плохого, потому что власть пытается управлять религией и с этой точки зрения, такое решение суда является нехорошим прецедентом. Власть итак уже давно залезла в дела НКО, в дела СМИ, в последнее время в сферу адвокатуры и сейчас не хватало еще их вмешательства в религию, которая до последнего казалось бы оставалась последним оплотом, где власть напрямую ничего не решала. Если эта тенденция сейчас пойдет и дальше, в других регионах, а мы давно уже наблюдаем нападки на религиозных деятелей и различные организации, то естественно от этого будет только хуже и жителям нашей республики и вообще для страны в целом.
В-третьих, на работу Муфтията это решение никак не может повлиять, создадут другой Духовный центр, в любом случае духовенство продолжит свою деятельность и вопрос их самоорганизации и объединения в единую структуру это уже вопрос, который больше будет волновать именно власть. Ведь существует в республике Совет имамов Ингушетии, в который входят представители 18 мусульманских общин, не входящих в состав Муфтията. К примеру, существуют уполномоченные по правам человека в Республики Ингушетия и по правам ребенка, типа государственные правозащитники и есть успешно работающие общественные правозащитники такие как ПЦ «Мемориал» и Правозащитная организация «МАШР». Имамы, их наибы и помощники были во все времена, даже во времена депортации в Среднюю Азию и Казахстан, когда преследование за религиозность было постоянным. Ведь отношение духовенства и населения не относятся к вертикали власти а исходит именно от людей. Да, конечно в Муфтият входят не все это понятно и это печально, ведь сейчас произошли перемены. Народ добился чтобы уволили главу республики, хотя и не дали народу право выбирать его, и конечно же в этом году был избран новый муфтий Ингушетии, его предшественник не стал выставлять свою кандидатуру. Я с уважением отношусь к этому решению Иссы Хамхоева, считаю это решение разумным, хотя несмотря на это, я всегда был за его отставку, потому что он делили мусульман Ингушетии на своих и чужих и учувствовал в захвате мечети, что ни при каких обстоятельствах, не к лицу одному из лидеров духовенства. Учитывая все изложенное, религиозные деятели, входящие в Муфтият выбрали Абдурахмана Мартазанова на пост муфтия республики.
Хорошие не хорошие, это уже второй вопрос, главное, что к власти пришло новое руководство республики и новый человек возглавил Муфтият. И этот факт был возможностью выхода из затянувшегося глубокого политического кризиса в республике и стабилизации общественно-политической ситуации. При том что люди необоснованно подвергаются репрессиям и все мы это видим, это очевидно. Все это Махмуд-Али Калиматову не поможет стабилизировать ситуацию, а наоборот, на мой взгляд только усугубит ее, создавая для него более тяжелые условия работы, а для жителей республики более суровые условия жизни. Такой подход власти, подобные решения, ангажированы, они политические и не имеют никакого отношения к праву, точно так же, как не имеют отношения к праву развернутые в республике репрессии и в этом нет ничего хорошего. Опять же проблема для республики это продолжение эскалации ситуации в регионе, накаливание ее до предела, и никакими решениями социальных проблем и задач, этого не решить. Тех кто подвергся репрессиям необходимо отпустить и перед ними должны извиниться. Нужны системные изменения, равенство всех перед законом, воры должны быть наказаны, а украденное должно быть возвращено в казну, не давать им снова и снова занимать должности, позволять грабить свой народ и предавать национальные интересы.