RSSПолитическая география Южного Кавказа

Вандализм и уничтожение армянских памятников в Талише и Матагисе по приказу бакинского диктатора Алиева

23:48, 04 декабря 2020

Азербайджан, как и ожидалось, начал уничтожение армянского христианского культурного наследия на захваченных территориях в Арцахе. Эта тема потребует пристального внимания с нашей стороны, поскольку сейчас мы столкнемся со второй фазой уничтожения армянского наследия после тотальной ликвидации его в Нахиджеване в 1998, 2002 и 2005 гг. - теперь уже на территории Арцаха. Под контроль Азербайджана перешло, по предварительным подсчетам, 72.3% территории Нагорно-Карабахской Республики, на большей части которой представлено большое количество армянских памятников, включая древние и средневековые, а также памятники 19 века и современные.

Оккупационная политика Азербайджана будет включать в себя:

  • Уничтожение имущества армянского населения,
  • Уничтожение армянских памятников и стирание культурного следа,
  • Переименование топонимов,
  • Экономическое и демографическое освоение захваченных территорий.

Пример последнего очевиден: уже происходит строительство новой дороги в Талиш и Матагис, что очевидно предполагает экономическое и демографическое освоение этих двух сел. Матагис (которое азербайджанцы раньше называли Мадагиз) Алиев оперативно, после оккупации, переименовал в "Суговушан".

Фото: Коммерсант

Вчера в сети появились фотографии уничтоженного мемориала в селе Талиш, выложенные на свою ФБ-страницу журналистом Кириллом Кривошеевым, а также статья "Надписи на поверженных камнях", где также представлены некоторые материалы. Село Талиш сильно пострадало во время войны 1992-4 гг., а также во время Апрельской войны 2016 года, вследствие чего оно по большей части не было восстановлено. После 2016 года была попытка его восстановления и частичного заселения, но большинство населения не вернулось. Тогда же было поставлено несколько хачкаров и памятников (церемония официального открытия обновленного мемориала состоялась в июне 2017 года).

 

Фотографии мемориала до и после уничтожения

Как выглядел мемориал раньше (фото 2018 года).

Как он выглядит сейчас.

Вот еще фото оттуда:

А так были вандализированы (но пока полностью не уничтожены) хачкары в селе Матагис.

Обращу внимание, что памятники не пострадали во время войны от обстрелов, не были уничтожены во время боев, не были уничтожены разъяренными солдатами, ворвавшимися в село после тяжелых боев. Они были уничтожены, скорее всего, централизованно, скорее всего по приказу Алиева, уже после оккупации села, и Азербайджан этим в действительности хвастается, раз позволяет российским журналистам распространять эту информацию. Почему я так говорю?

Есть видео от 5 октября о водружении азербайджанского флага в селе Талиш. Примерно в середине записи там есть вставка с этого мемориала. Он был в почти полном порядке, если не считать что сильно запылился. Ниже представлю 4 фотографии, снятые самой азербайджанской армией после оккупации села.

Как мы видим, все было в полном порядке. Более того, водрузившие флаг солдаты не проявляют какой-то бешеной агрессии и не уничтожают все, что им попалось под руку. Алиевская пропаганда десятилетиями утверждала о том, что азербайджанцы жить не могут, но ненавидят всех армян и хотят освободить Карабах. В действительности, армян больше всех ненавидит Ильхам Алиев, который всю эту пропаганду и запускал. Уничтожено все было позже - и централизованно.

11 октября село Талиш посетили азербайджанские журналисты. Мемориал все еще был целым. Но уже были выбиты таблички с фотографиями армянских бойцов, оборонявших село. Разрушения на стелле на второй фотографии скорее являются следствием попадания осколков снаряда, чем работы кувалдой. Они выглядят идентичными тем, которые сняты после водружения флага. На новых фотографиях следы работы кувалдой куда очевиднее.

14 ноября азербайджанская армия выложила еще одну видеозапись из села. На ней есть фрагменты из церкви, но нет фотографий из мемориала. Работа по уничтожению - ручная, бульдозер через калитку вряд ли мог въехать.

Аэрофотосъемка мемориала

Есть также возможность изучить этот мемориал по исторической аэрофотосъемке в Google Earth.

Съемка 19 января 2013 года. Стеллы уже стоят. Центральный элемент - тоже. Фактически, новыми (2016 года) были только хачкары.

Съемка 20 августа 2019 года. Мы видим два новых здания по соседству с мемориалом, скорее всего это администрация села. Также, слева от села появился парк.

Вот - новая аэрофотосъемка, снятая уже после захвата села азербайджанцами. Она сделана 18 октября 2020 года, на ней два крыла центрального элемента мемориала уже не выглядят симметричными и отбрасывают неравномерную тень. Хачкары не были различимы и на съемке от 2019 года, так что их судьбу по этой съемке определить невозможно.

Следует, таким образом, предполагать, что мемориал был уничтожен между 11 и 18 октября, либо можно даже сузить интервал - с 12 по 17 октября. Это логично: после того как журналисты прибыли и засняли, что мемориал в порядке, его можно было не сохранять. А 18 октября я исключаю потому что на самой аэрофотосъемке ни людей, ни автомобилей не видать. Скорее всего, все "работы" по вандализации мемориала уже были завершены.

Церковь

Ниже - фотографии армянской церкви из села Талиш, снятые азербайджанской армией 14 ноября. Снаружи:
Снутри:
Церковь очевидно пострадала и внутри. Возможно, пострадала лишь дверь, но не видно алтаря, фресок, настенных надписей и др. Оценить характер повреждений можно лишь при изучении фотографий священником, служившим в церкви или хотя бы человеком, который там бывал.
Орнамент в виде хачкара на одной из колонн.
Далее - еще одно сильно пострадавшее здание из села. Что это за здание, я сказать не могу, как и понять от чего оно пострадало: от обстрела или вандализма. Оно не выглядит заброшенным с советских времен, поскольку отремонтирована крыша. Стекол нет, хотя на стенах по соседству со стеклами следов снарядов нет. Но в любом случае не буду спекулировать, необходимо, чтобы фотографию изучили люди, хорошо знакомые с селом.

Дальше, уже из статьи, мы узнаем следующее:
 
Хачкар возле христианской церкви в Талыше тоже повален, хотя оценить состояние самой церкви сложно — там нет ни фресок, ни подсвечников, ни икон, как будто все их вывезли.
-----
Во дворе находим отсыревшие молитвословы и бумажные иконы. Не сговариваясь, кладем все находки на полуразрушенную колонну — кирпичи в ней составляют что-то вроде ступенек. Получается что-то вроде красного уголка.
 
Не стоит думать, что азербайджанцы впервые делают это. Вот фото, снятое азербайджанцами в апреле 2016 года (взял с твиттера Седрака Мкртчяна).
 
 
Кирилл Кривошеев вчера выложил еще два фото из церкви.
Собственно говоря, отсюда и предполагаю, что двери нет, иначе даже от открытой двери была бы отброшена тень (в армянских церквях двери открываются на 90, а не 180 градусов).
 
По словам автора статьи, один из хачкаров в Талише все же уцелел. На фото выше характерно, что мы видим горизонтальную часть металлического креста по армянской традиции, вертикальная часть - уничтожена.
 
Он также цитирует азербайджанцев:
 
Все азербайджанцы, в беседах с которыми я поднимал тему армянских памятников на возвращенных территориях, говорили примерно одно и то же: если памятник существовал давно, нужно сохранять, а если новодел — снести.
 
Оставим пассаж про "возвращенные территории", но характерно, что азербайджанские власти придумали следующее алиби: уничтожаются лишь новые памятники, а старые - сохраняются. Раз это говорят "все", значит этот тезис пришел именно сверху. Не стоит думать, что Алиев настолько высокоморален, что ценит старину. Это неправда - в Нахиджеване (Нахчывань) уничтожены тысячи хачкаров и десятки церквей, в том числе древнейших. Но он, очевидно, понимает, что внимание к оккупированным им территориям Арцаха будет сейчас более высоким, и устроить там такой же тоталитаризм как в Нахиджеване не удастся. А значит, туда будут приезжать обычные азербайджанцы, иностранцы, журналисты, и скрыть уничтожение культурных памятников не удастся. Но думать, что это не будет сделано - наивность.
 
Кроме того, уже в Арцахе вандализированы или уничтожены армянские церкви - например в Шуши, где сильнейшим образом пострадали две церкви. К этому вопросу мы обратимся отдельно.
 
Характерно, что централизация процесса (логику моих выводов я описал в этой статье) показывает, как уничтожение культурных памятников может стать частью промышленного процесса, организованного властью в авторитарном государстве. С одной стороны, Кривошеев демонстрирует, как ситуацию контролируют азербайджанские военные в селе Матагис:
 
Солдат говорит, что село охраняют от мародеров — вывезти отсюда оставшиеся ценности не получится. Но брать из домов то, что можно использовать прямо здесь, солдатам разрешают. В основном это дрова и теплая одежда — никакого отопления тут нет. Дома, в которых будут жить, солдаты выбирают не сами — все решают командиры.
 
Если удается не допускать мародерства азербайджанцами оставленных армянских домов (по сути до принятия решения по этому имуществу), то это означает, что ситуация на оккупированной азербайджанскими войсками территории Арцаха находится под высокой степенью контроля армии и правительства. Отмечу, что по мере хаотизации фронта на армянской стороне эпизоды мародерства случались. Эпизоды мародерства армянами имущества других армянских жителей, хотя солидарность среди армян хорошо известна и за пределами Кавказа. Говоря о том, что все решают командиры, автор показывает степень управляемости ситуации на оккупированных территориях Арцаха, но в действительности, командирам также очерчен уровень компетенции и запрещена самодеятельность (иначе они же сами вывозили бы имущество, как собственно и бывает на всех войнах). Все это еще раз свидетельствует о централизованном характере уничтожения мемориала бакинским диктатором Ильхамом Алиевым.
 

Армянские памятники села Талиш

Церковь, фотографии которой выложил Кривошеев и пресс-служба азербайджанской армии - это церковь Христа Спасителя, построенная в 1894 году. На фото - ниже эта церковь снаружи до войны (фото из Википедии), где видно, что двери открываются вовнутрь.
 
 

На этом фото - развалины монастыря 13 века hОрекаванк, находящегося за пределами села. (фото сделано до войны)

Грант Микаелян