12 марта 2021, 22:25
Изъяны армянской оппозиции минимизировали шансы на успех протестов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Формат проходящих в Армении протестных акций не представляет угрозы для властей Армении - оппозиция ослаблена внутренними противоречиями и не предлагает конструктивных идей по выходу из кризиса, а ее действия шаблонны и непоследовательны. Если политические противники Никола Пашиняна не изменят этот формат, протесты угаснут сами собой, считают опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как сообщал "Кавказский узел", 25 февраля противники премьер-министра Никола Пашиняна разбили палаточный лагерь близ здания парламента Армении, заблокировав проспект Баграмяна. Вечером 9 марта участники акции протеста перекрыли входы и выходы здания парламента, они провели там ночь в палатках. 10 марта оппозиция провела очередной митинг и шествие - полиция насчитала 2,5 тысячи участников акции, хотя неделей ранее оценила численность аналогичной протестной акции в 4 тысячи человек. Вечером 11 марта активисты вновь заночевали в палатках у парламента. Сегодня днем в лагере оппозиции, несмотря на ухудшение погоды, оставались более 100 протестующих.
Армянская оппозиция проводит акции протеста с требованием об отставке Пашиняна после заключения мирного соглашения по Нагорному Карабаху от 9 ноября 2020 года. Протесты усилились после того, как Пашинян составил указ об увольнении начальника генштаба. Ведомство 25 февраля призвало премьера уйти в отставку. Премьер-министр счел это попыткой госпереворота.
Активистов, которые собрались на проспекте Баграмяна, сложно считать полноценной оппозицией, пока они требуют лишь отставки Пашиняна, не предлагая иного видения развития страны, считает редактор русской версии Lragir.am, политобозреватель Наира Айрумян.
По словам журналистки, сегодняшняя армянская оппозиция не может повести за собой людей, если не предложит конструктивных альтернатив нынешней политической парадигме, сложившейся в условиях войны за Карабах, потери рубежей безопасности и угрозы утраты государственности. Сохранение этой политической модели ведет к новым потерям, поэтому в качестве оппозиции люди хотели бы видеть тех, кто готов оказать политическое, военное, дипломатическое и правовое сопротивление, рассуждает она. На проспекте Баграмяна не озвучиваются тезисы об этом, и поэтому идея о важности сопротивления зреет не в столице, а в приграничных регионах, где люди и муниципальные власти взяли на себя функции пограничных войск, армии и государственных институтов.
"Не случайно Никола Пашиняна не впустили в Сюник. Сопротивление зреет в Карабахе, где парламентом принято заявление об оккупированных территориях, а также заявлено, что Степанакерт не подписал трехстороннее соглашение, то есть не несет за него ответственности. Сопротивление зреет в армии, которая пытается выразить свою позицию, но пока это получается не очень удачно. Градус борьбы на Баграмяна будет спадать с появлением новых очагов сопротивления и неспособностью лидеров «оседлать» эту волну", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Айрумян.
На вопрос социологов "К чему должна стремиться Армения в арцахском вопросе?", большинство опрошенных (30,7%) настаивают на возвращении Шуши, Гадрута и семи районов, следует из итогов февральского опроса опроса Gallup International Association. 4 марта в Ереване прошла акция движения "Во имя Гадрута", созданного беженцами - они требуют, чтобы власти путем переговоров добивались возвращения Гадрута под контроль армян, чтобы жители города, покинувшие его осенью, могли вернуться. Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Вадим Муханов считает требования активистов неисполнимыми. "В ближнесрочной перспективе это крайне маловероятно. Население Армении недовольно и сильно раздражено - армяне находятся в шоковом состоянии, потому что не были готовы к исходу войны, и обиженном, потому что поражение было быстрым, состоянии. Население Нагорного Карабаха было уверено, что армянская армия их «прикроет». Разумеется, что армяне считают виновником поражения нынешнее руководство страны в лице Пашиняна. Пашинян олицетворяет поражение и крайне неприятное положение, в котором оказалось население Армении и Нагорного Карабаха, в этом смысле ситуация внесена в протестную волну», - сказал "Кавказскому узлу" Муханов.
Оппозиция ослаблена внутренними противоречиями
Проблема "Движения по спасению Родины" заключается в определенном внутреннем разногласии, ввиду которого некоторые политические силы не используют в полной мере свой потенциал, считает политобозреватель Айк Халатян.
Внутренние противоречия исходят из того, что входящие в объединение партии и объединения по-разному видят свою роль в Армении после Пашиняна. Пока движение не в силах преодолеть эти противоречия, поэтому его руководители избегают радикальных действий, необходимых для прихода к власти. Сторонники оппозиции в результате устают ходить на митинги "просто так", не видя развития и конкретики, полагает журналист.
"А в протестной части общества есть запрос на развитие событий, об этом свидетельствуют многотысячные митинги оппозиции 20 февраля и 1 марта. Нужно еще учесть, что многие не выходят на митинг, но при этом они против власти. Это было видно и по соцсетям после конфликта правительства с армией: люди надеялись, что армия сама решит эту проблему и отстранит Пашиняна от власти", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Халатян.
В "Движении по спасению Родины" есть несколько ведущих сил с огромными информационными и финансовыми ресурсами, которые позволяют добиться внеочередных выборов, отметил политобозреватель. Об этих выборах в скором времени будет заявлено, и оппозиционному объединению придется переформатироваться - требование отставки Никола Пашиняна, которое сейчас служит единственным объединяющим фактором для входящих в "Движение" политсил, перестанет играть свою роль. По мнению Халатяна, в этой ситуации ведущие силы объединения могут оставить его и продолжить свою борьбу по отдельности. Вероятно, что при этом и бывшие президенты Армении начнут активнее проявлять себя, напрямую вступив в политическую борьбу. "И это будет не обязательно уличная борьба. В случае Роберта Кочаряна, возможно и создание собственной политической партии", - пояснил он.
Кто из политических деятелей Армении и с каких позиций выступает за отставку премьер-министра Никола Пашиняна, и как к этому относится народ, рассказывается в справке "Кавказского узла" "Бывшие против проигравших: кто есть кто в армянской оппозиции".
Согласно наблюдениям Халатяна, число радикально настроенных людей среди активистов на проспекте Баграмяна растет, хотя оппозиция пока пытается действовать в рамках закона. Радикализации протеста способствует, по его словам, тот факт, что правящая фракция саботирует парламентские заседания и не оставляет оппонентам надежд на результативную борьбу в рамках конституционных норм.
"Это фактически ловушка для оппозиции: как будто власти подталкивают её на какие-то радикальные шаги, чтобы иметь основания для применения более жестких мер против них – разгоны, аресты. Или, если оппозиция продолжит протестную кампанию в нынешнем духе, то это, естественно, приведет к полному разочарованию людей и прекращению самих протестов со временем", - отметил Халатян.
В то же время, если власти предпримут попытку разгона протестующих, эффект может быть обратным, а последствия непредсказуемыми: в такой ситуации численность участников протестных акций, возможно, возрастет, а кроме того, не исключено прямое вмешательство армии, полагает журналист. Он напомнил, что руководство Вооруженных сил Армении в своем заявлении прямо указывало на возможность своего вмешательства, призывая власти "не пытаться применить силу против мирных демонстрантов".
Политолог: оппозиция использует устаревшие технологии протеста
Активность протестов периодически снижается и возрастает под влиянием разных факторов, отмечает политолог Армен Варданян. Он обратил внимание, что некоторое время назад активность оппозиции ослабла, но после заявления бывшего главы генштаба Оника Гаспаряна, который пользуется большим уважением в обществе, протесты вновь набрали ход.
9 марта истек срок пребывания Оника Гаспаряна на посту начальника Генштаба ВС Армении, поскольку президент Армен Саркисян вопреки многочисленным призывам не направил в Конституционный суд проект указа о его отставке. Гаспарян обжаловал в суде законность увольнения, а премьер-министр Никол Пашинян, подготовивший проект указа об отставке Гаспаряна, предложил вернуть на пост главы генштаба Артака Давтяна, который занимал эту должность в 2018-2020 годах. Саркисян не удовлетворил просьбу премьер-министра о назначении Давтяна.
Фактором ослабления протестов политолог считает отсутствие креативности и последовательности в действиях оппозиции: протестующие всегда хотят видеть дальнейшие шаги своих лидеров, а не однообразные повторяющиеся выступления, которые можно слушать и в онлайн-режиме из дома.
"К примеру, в свое время [первый президент Армении] Левон Тер-Петросян анонсировал что-то к следующему митингу, убеждал людей, что режим терпит поражение, таким образом, привлекая к протесту разных деятелей, в том числе военных. Так люди чувствовали, что от них на площади что-то зависит", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Варданян.
Кроме того, технологии нынешней оппозиции повторяют технологии самого Никола Пашиняна, который пришел к власти на волне массовых протестов в 2018 году, однако "дословное" повторение уже использованных технологий не приводит к прежнему эффекту, отметил политолог.
"К примеру, во время президентских выборов в 2013 году Раффи Ованнисян ходил по улицам и приветствовал всех прохожих, что очень хорошо сработало и придало положительный импульс предвыборной кампании главного оппонента Сержа Саргсяна. Но та же технология Ованнисяна не сработала во время выборов в органы местного самоуправления, и его команда позорно проиграла", - отметил Варданян. Чтобы добиться результата, оппозиция должна постоянно привносить какие-то новшества как в действия, так и в заявления, добавил он.
Армен Варданян также указал на критический, по его мнению, недостаток оппозиции - ее лидеры строят свою риторику на оскорблении населения, называя жителей страны "зомби" и "отбросами", что недопустимо.
"А Пашинян поступает наоборот, он называет сторонников оппозиции своими «братьями и сестрами», и неважно, как на самом деле он к ним относится. Нынешняя оппозиция, скорее всего, не хорошо представляет себе, как ей нужно действовать, в противном случае создается такое впечатление, что среди оппозиции есть люди, которые специально действуют в угоду властей", - указал Варданян, отметив, что предсказуемость действий оппозиции в любом случае на руку властям.
В проправительственном митинге, по словам политолога, приняли участие не только сторонники Никола Пашиняна - некоторые противники премьера пришли на эту акцию, обосновывая свой выбор тем, что они на стороне государственности и не хотят допустить военного переворота, который станет для страны катастрофой.
Организованный правительством митинг в поддержку Пашиняна 1 марта собрал, по оценкам полиции, порядка 20 тысяч человек, а проходивший в тот же день в Ереване митинг оппозиции - только 8 тысяч человек.
"А оппозиция в лице Вазгена Манукяна в своей риторике призывает свергнуть власть, призывает к военному вмешательству, к военному перевороту, чтобы военные арестовали Пашиняна, что для многих граждан неприемлемо. Люди предпочитают иметь легитимную власть в рамках Конституции", - разъяснил он.
Варданян не рассматривает призывы Вазгена Манукяна как популистские заявления: на его взгляд, Манукян пошел бы до конца, имея соответствующие возможности, особенно если учитывать его опыт - в 1996 году Манукян и его сторонники захватили парламент и избили вице-спикера.
В 1995 году Вазген Манукян был избран депутатом Национального собрания Армении, а в 1996 году был главным соперником Левона Тер-Петросяна на президентских выборах, набрав, по официальным данным, 41,29% голосов против 51,75% у Тер-Петросяна. Оппозиция заявила о массовой фальсификации результатов в пользу Тер-Петросяна, назвав ее целью недопущение второго тура между ним и Манукяном. Во время одного из митингов оппозиции 25 сентября 1996 года сторонники Манукяна ворвались на территорию парламента, где оппозиционер находился в тот момент, и там произошли столкновения.
В этом случае Манукяна не сдерживало бы даже уголовное преследование, считает политолог. "Он не раз повторял, что любой закон не так важен, чем Родина, если будет нужно, можно и нарушить закон. В оппозиции есть личности, которые неприемлемы для многих - в результате народ говорит, что если должны вернуться эти люди, то лучше пусть останется Пашинян", - объяснил эксперт.
Никаких предпосылок для разгона демонстрантов нет, наоборот, власти делают все, чтобы оппозиция оказалась на улице, считает Варданян. По его мнению, Пашинян прекрасно понимает, что разгон демонстрантов приведет к резкому увеличению числа протестующих, чего в свое время не понимали Роберт Кочарян и Серж Саргсян.
Власти, как отмечает политолог, также не прибегают к превентивным арестам - если силовики и задерживают кого-то из активистов, то через три часа отпускают. При Серже Саргсяне, в ходе "бархатной революции" Никола Пашиняна это привело только к активизации протестов, отметил он, напомнив также об арестах протестующих во время восстания "Сасна Црер" в 2016 году ."Тогда всех, кто поднимался на трибуну, власти арестовывали с целью обезглавить движение и разогнать демонстрантов. Среди них были Ованнес Хуршудян, Андриас Гукасян и другие", - указал политолог.
Вооруженный отряд "Сасна Црер", сформированный сторонниками движения "Учредительный парламент", захватил и удерживал здание патрульно-постовой службы полиции в Ереване с 17 по 31 июля 2016 года. В здании также находились заложники, однако мятежники отпустили всех за день до сдачи. При захвате здания один человек был убит и еще шесть - ранены, впоследствии один из раненых полицейских скончался в больнице. Хроника захвата отрядом "Сасна Црер" здания полка полиции опубликована на "Кавказском узле".
Новости о протестных акциях армянской оппозиции размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Протесты в Армении".
Автор: Армине Мартиросян, Олег Краснов источник: корреспонденты "Кавказского узла"