Азербайджанские аналитики обосновали необходимость турецких миротворцев в зоне конфликта
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Турция должна участвовать в миротворческой операции в зоне карабахского конфликта наряду с российскими миротворцами как гарант соблюдения договоренностей о перемирии, заявили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", министерства обороны России и Турции договорились о создании в Азербайджане совместного центра по контролю за соблюдением перемирия в Нагорном Карабахе. Наблюдатели из Турции не будут присутствовать в зоне конфликта наряду с российскими миротворцами, заявил 12 ноября министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвергнув тезис президента Реджепа Эрдогана о совместной работе в Карабахе. Появление турецкого миротворческого контингента возможно только после согласия Армении, пока этот вопрос не обсуждался, указал сегодня пресс-секретарь президента России.
Согласно договоренности Алиева-Путина-Пашиняна, вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается миротворческий контингент России в количестве 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники. Текст совместного заявления президентов Азербайджана и России и премьер-министра Армении опубликован на "Кавказском узле" в разделе "Нормативные акты". Какие территории Азербайджан получает по условиям мирного соглашения, указано на опубликованной на "Кавказском узле" карте.
"Точной официальной информации о месте размещения совместного российско-турецкого мониторингового центра в зоне карабахского конфликта нет", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" военный эксперт, бывший сотрудник информационно-аналитического управления Минобороны Азербайджана Азад Исазаде. Он предположил, что такой центр может быть расположен с азербайджанской стороны на территориях, над которыми Баку восстановил контроль в ходе 44-дневной войны, в том числе и в городе Шуше.
При этом эксперт считает, что центр должен располагаться там, где есть соответствующая инфраструктура, и быть максимально приближенным к линии соприкосновения войск. Оптимальным местом расположения центра является азербайджанский город Барда, который находится в 20-25 километрах линии фронта, сказал Исазаде. "Здесь есть и техническая инфраструктура, и гостиницы для размещения старших офицеров. Это самая близкая точка с подобными условиями до линии фронта", - сказал он.
Члены мониторингового центра будут осуществлять наблюдение в зоне конфликта с помощью беспилотных летательных аппаратов, предположил Исазаде. "Это позволит оперативно расследовать любой возможный вооруженный инцидент между сторонами и установить его зачинщика", - сказал он.
По мнению аналитика, участие турецких военных не ограничится присутствием в совместном мониторинговом центре. Он полагает, что турецкие военные будут участвовать непосредственно в миротворческой операции. "То, что в совместном заявлении лидеров Азербайджана, Армении и России не прописано участие турецких военных в миротворческой операции, не отменяет право Баку самостоятельно пригласить их и разместить в зоне конфликта со своей стороны", - сказал Исазаде.
Многие параметры будущей миротворческой операции будут согласовываться в ходе ее проведения, отметил Исазаде. Де-факто Москва и Анкара являются гарантами соблюдения режима прекращения огня и выполнения сторонами обязательств, отметил он. "С первого дня военных действий между главами МИД, Минобороны и даже президентами РФ и Турции были регулярные консультации. Вполне вероятно, что достигнутые договоренности о прекращении огня и деэскалации ситуации вырабатывались, в том числе, и на этих консультациях", - считает он.
Эксперт предположил, что турецкие военные могут войти в Агдамский (Аскеранский, Мартакертский и Мартунинский районы Нагорного Карабаха) и Кельбаджарский (Шаумяновский и Мартакертский районы Нагорного Карабаха) районы после ухода оттуда армянских войск. Таким образом, с одной стороны будут стоять российские военные, а с другой - турецкие, указал он. Кроме того, российские и турецкие военные могут проводить совместные патрулирования, полагает Исазаде.
Для Азербайджана участие Турции в операции является балансирующим единоличное миротворчество России фактором, указал он. "Достаточно вспомнить действия российских миротворцев в августе 2008 года в Южной Осетии. Еще худшее произошло в 1994 году в Абхазии", - сказал Исазаде.
Грузия считает Южную Осетию и Абхазию территориями, оккупированными Россией. С материалом о "Пятидневной войне" 2008 года, после которой Россия и некоторые другие страны признали независимость Абхазии и Южной Осетии, можно ознакомиться в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
В присутствии Турции Азербайджан может уверенно и твердо просить у России выполнения условий соглашения в случае, если армянская сторона будет саботировать договоренности и уклоняться от вывода войск, отметил он.
Расхождениям в заявлениях официальных лиц Турции и РФ не следует придавать серьезного значения, считает член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы. "Это не свидетельствует о каком-либо конфликте между сторонами. Если бы разногласия были принципиальными, то стороны не подписывали бы меморандум. Просто многое не до конца проработано, и стороны излагают свои видения. У Анкары и Москвы есть больше объединяющих моментов, и это, прежде всего, желание самим решать вопросы региона, не подключая западные структуры", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Джуварлы не считает, что Москва и Анкара могут столкнуться в Карабахе. "В Сирии было больше потенциала для прямых столкновений между ними, но Турция и Россия умели находить общий язык и разруливать кризисные ситуации", - отметил он.
Обозреватель агентства Turan Тофиг Тюркель считает, что участие Турции в миротворческой операции предопределяет воля Азербайджана. "Турецкие военные привлекаются в операцию как гаранты соблюдения договоренностей. Турция - это та страна, которая может говорить с Россией на равных. Присутствие Турции будет сдерживать Москву от уклонения соблюдения зафиксированных договоренностей", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он считает, что турецкие военные не обязательно должны располагаться непосредственно на линии соприкосновения. "Даже их удаленное размещение будет играть роль сдерживания", - сказал Тюркель.
Напомним, российские миротворцы, в соответствии с трехсторонним соглашением о прекращении боев в зоне конфликта, взяли под контроль соединяющий Карабах с территорией Армении Лачинский коридор, выставив там временные посты. 12 ноября стало известно, то миротворческий батальон Минобороны России взял под контроль Степанакерт. Всего вдоль линии соприкосновения сторон выставлено 10 наблюдательных постов, заявил представитель военного ведомства Игорь Конашенков. Функции и статус российских военнослужащих в Нагорном Карабахе четко не прописаны, но, исходя из правил проведения миротворческих миссий ООН, они возьмут на контроль выполнения соглашения о прекращении военных действий и обеспечат безопасность мирных жителей. Миротворцы должны справиться с этими обязанностями, так как их руководителем стал авторитетный военачальник с опытом, указали опрошенные "Кавказским узлом" военные эксперты.
Подробнее об обострении конфликта говорится в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?". Кроме того, "Кавказский узел" собрал хронику боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Карабах: худой мир или война?"
источник: корреспондент "Кавказского узла"