16 марта 2019, 04:08
Правозащитники упрекнули власти Азербайджана за двойные стандарты правосудия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бывший глава аппарата Минсвязи Азербайджана Видади Зейналов, осужденный на 13 лет в 2017 году, освобожден условно-досрочно. Суды сокращают в разы сроки наказания для чиновников, а оппозиционерам отказывают в УДО, отметили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
Как сообщал "Кавказский узел", президент Азербайджана Ильхам Алиев в ноябре 2015 года отправил в отставку министра связи и высоких технологий Али Аббасова. Это произошло на фоне ареста ряда высокопоставленных чиновников, работавших в структурах Минсвязи и министерстве национальной безопасности. Среди арестованных был руководитель аппарата министерства Видади Зейналов.
27 июля 2017 года Бакинский суд по тяжким преступлениям приговорил Зейналова к 13 годам лишения свободы по обвинению во взяточничестве и присвоении 73,5 млн манатов (43 млн долларов). В ноябре 2018 года апелляционный суд сократил срок наказания Зейналова до четырех лет лишения свободы.
Сабунчинский районный суд Баку 15 марта удовлетворил прошение Зейналова об условно-досрочном освобождении. Бывший чиновник, отбывший 4/5 срока наказания, освобожден, сообщил представитель суда корреспонденту "Кавказского узла"
Досрочное освобождение высокопоставленного чиновника пользователи соцсетей встретили с сарказмом. "Этот господин в 2015 году был арестован по «делу связи», ему дали 13 лет лишения свободы. В приговоре было указано, что он нанес государству ущерб на сумму 75 млн манатов. Он уже на свободе, а те, кто боролся с коррупцией - в тюрьмах. Если хочешь быть свободным, нужно быть коррупционером", - написал руководитель пресс-службы партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Натиг Адилов на своей странице в Facebook (перевел корреспондент "Кавказского узла").
Юрист Рашид Гаджилы вспомнил арестованных параллельно с Зейналовым сотрудников министерства национальной безопасности, в частности бывшего руководителя Управления МНБ, генерала Акифа Човдарова. В 2017 году его приговорили к 12 годам заключения. "Когда освобождают Акифа Човдарова?" - иронично поинтересовался Гаджилы на своей странице в Facebook.
Журналист-фрилансер Натиг Джавадлы напомнил, что правозащитникам и журналистам в освобождении по УДО отказывают. "Представляете, быть осужденным за коррупцию на 13 лет, и потом сокращают срок наказания до четырех лет. Почему тогда отказывают в освобождении правозащитнику Алиаббасу Рустамову, которому осталось 1,2 года, или журналисту Сеймуру Хази, которому остается 5 месяцев до завершения тюремного срока? В Азербайджане царит несправедливость, нет правосудия, все решается по усмотрению одного человека", - написал он в Facebook.
Суды применяют двойные стандарты, рассматривая прошения об УДО, указал координатор Центра защиты политзаключенных Огтай Гюльалыев. "Политзаключенным по надуманным обвинениям выносят суровые приговоры, а осужденные за распил бюджетных средств и взятки очень скоро выходят на свободу. Сначала им назначают большие сроки, чтобы «выпустить пар» общественного недовольства, а потом апелляционный суд сокращает срок наказания, чтобы создать условия для последующего выхода по УДО. «Дело связи» - классический пример этого. Все осужденные вместе с Зейналовым чиновники и руководители предприятий уже на свободе, а те, кто критиковал коррупцию, томятся в заключении", - сказал Гюльалыев корреспонденту "Кавказского узла".
Вместе с Зейналовым по "делу связи" в 2017 году были осуждены бывший руководитель производственного объединения (ПО) "Бакинская телефонная связь" Бейтулла Гусейнов (13 лет лишения свободы), бывший гендиректор ООО "Оптическая связь, строительство и монтаж" Намазали Мамедов (11 лет), бывший директор ООО "Связь ремонтстрой" Эмин Мамедов (10 лет), бывший главбух ПО "Бакинская телефонная связь" Анар Мустафаев (5 лет) и бывший гендиректор ООО "Азерпочт" Гамбар Бейбалаев (3 года). Все они спустя недолгое время были освобождены путем сокращения срока наказания или замены срока на условный.
Сам Видади Зейналов и его представители оказались недоступны для комментариев.
Закон допускает сокращение срока наказания или вынесение более мягкого приговора, чем предполагает Уголовный кодекс, но в ситуации с освобождением Зейналова мотивы такого снисхождения неизвестны, отметил юрист, член "Платформы гражданского общества" Алескер Мамедли.
"Судья имеет право с учетом смягчающих обстоятельств вынести наказание меньшее, чем предусмотрено законом. Апелляционный суд, сократив срок наказания Зейналову до четырех лет, видимо, руководствовался этими обстоятельствами, так как по статье «Присвоение и растрата в особо крупном размере» ему грозило минимум 10 лет лишения свободы. [Теперь] суд заменил ему оставшуюся часть срока условным наказанием, однако неясно, какими смягчающими обстоятельствами руководствовался суд, - возможно, возрастом и состоянием здоровья. При этом государству был нанесен ущерб на десятки миллионов долларов и не известно, насколько он был возмещен", - сказал Мамедли корреспонденту "Кавказского узла".
Он также отметил, что суды обычно благосклонны к бывшим высокопоставленным чиновникам. "В свое время бывшему депутату Гюляр Ахмедовой, обвиняемой в мошенничестве, грозило от 5 до 10 лет лишения свободы, но ей присудили всего три года. А апелляционный суд после истечения года и трех месяцев освободил ее, заменив реальный срок на условный. Апелляционный суд смягчил наказание и некоторым должностным лицам бывшего министерства национальной безопасности»" - сказал Мамедли.
Директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов указал, в свою очередь, на практику отказа в освобождении по УДО политзаключенным.
"Как правило, оппозиционерам отказывают в освобождении по УДО. Так было, в частности, с активистом партии Народного фронта Азербайджана Фуадом Ахмедли, Мамедом Ибрагимом, Мурадом Адиловым, блогером Мехманом Гусейновым, активистом движения Nida Эльгизом Гахраманом. Совсем недавно отказались выпустить правозащитника Алиаббаса Рустамова, который также отбыл 4/5 наказания. Почти такую же часть наказания отбыл и Эльнур Сеидов, но ему не смягчили приговор, несмотря на то что он страдает рассеянным склерозом. Суды благосклонны к бывшим должностным лицам, и очень жестоки по отношению критикам власти", - сказал Гусейнов корреспонденту "Кавказского узла".
Столь снисходительным отношением к бывшим чиновникам, уличенным в коррупционных преступлениях, власти заранее обеспечивают политическую лояльность госслужащих - "чтобы они верно служили режиму", считает правозащитник. Чиновникам демонстрируют, что "даже если они попадутся на чем-то, наказание будет мягким", заключил он.
Автор: Фаик Меджид источник: корреспондент "Кавказского узла"