Юристы пояснили роль Совфеда в утверждении границ Ингушетии и Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Демаркация границ между Чечней и Ингушетией не нуждается в одобрении Совета Федерации России и определяется законодательными актами, ратифицированными парламентами двух республик, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Как писал "Кавказский узел", 26 сентября Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали Соглашение о закреплении границы между Чечней и Ингушетией. Вечером 4 октября глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на фоне массовой акции протеста в Магасе подписал республиканский закон об установлении административной границы. 5 октября стало известно о подписании соглашения главой Чечни. Документ 5 октября был опубликован на российском портале правовой информации. "Настоящий закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования", - говорится в нем. 16 октября власти Чечни объявили закон о границе с Ингушетией вступившим в силу.
C 4 октября в Магасе проходит акция протеста, организованная противниками установления административной границы с Чечней. Участники акции требуют проведения референдума по вопросу о границе и отставки главы республики, который подписал соглашение с Чечней. "Кавказский узел" ведет обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней".
Процедура утверждения изменения границ между субъектами России определяется статьей 102 (утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации) Конституции России и Постановлением от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации", рассказала корреспонденту "Кавказского узла" профессор кафедры конституционного и административного права факультета права НИУ ВШЭ Елена Лукьянова.
"В соответствии с ч. 1 ст. 145 Регламента для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ между субъектами РФ в Совет Федерации представляются: 1) соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов России, границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов РФ; 2) обоснование изменения границ, согласованное субъектами РФ (пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения границ, сведения о передаваемых территориях, перечень расположенных на них административно-территориальных и муниципальных образований, результаты выявленного в соответствии с законодательством субъектов РФ мнения населения, проживающего на передаваемых территориях, по данному вопросу); 3) карта местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами РФ и предлагаемой линией границы между ними, описание границ", - рассказала она.
Все представленные документы направляются в Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для дальнейшей проработки вопроса и подготовки заключения в срок, не превышающий 30 дней со дня их передачи (ч. 2 ст. 146 Регламента), указала Лукьянова.
"В ст. 147 Регламента предусмотрено, что решение об утверждении изменения границ между субъектами России принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением. Причем возможно любое решение, как положительное, так и отрицательное. В случае неутверждения изменения границ между субъектами России по инициативе Комитета по федеративному устройству Совет Федерации может принять решение о проведении консультаций по рассматриваемому вопросу с последующим внесением его на заседание", - отметила она.
По словам Лукьяновой, президент России по закону ничего подписывать не должен.
Речь идет об установлении, демаркации границ Чечни и Ингушетии, а не об их изменении, в свою очередь отметил юрист коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" Дмитрий Тимченко.
"Так как между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия до 26 сентября 2018 года отсутствовало соглашение о демаркации границы вокруг спорных территорий, сегодня на повестке дня стоит вопрос об установлении административных границ, а не об их изменении. Установление (восстановление) и упорядочение границ административных районов и субъектов Российской Федерации проводится в случаях: образования новых административно-территориальных единиц, их объединения, упразднения, преобразования и разграничения существующих административно-территориальных образований при отсутствии между ними закрепленных на местности известных границ, а также в случае их изменения или уточнения по инициативе соответствующих административно-территориальных образований. Установление границ входит в состав полномочий органов государственной власти субъектов России. Порядок и последовательность проведения работ определяется законом субъекта федерации. Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что вопрос установления границ между субъектами входит в полномочия органов государственной власти и определяется законами субъектов России", - рассказал он.
При этом, по его словам, необходимость в утверждении Соглашения между Чечней и Ингушетией у президента, либо у Совета Федерации в данном случае отсутствует, потому что границы субъектов утверждаются собственными законами. "В силу того, что это процедура именно установления, а не изменения границ, оно закрепляется законодательными актами, устанавливающими границы муниципальных образований в Республике Ингушетия и Чеченской Республике. Земельный вопрос определен в части 2 статьи 1 Конституции Чеченской Республики и статье 2 Конституции Республики Ингушетия", - подчеркнул юрист.
Часть вторая статьи первой Конституции Чеченской Республики гласит, что "территория Чеченской Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации". Согласно статье 2 Конституции Республики Ингушетия, республика "в пределах своих полномочий осуществляет всю полноту государственной власти и самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство".
Проблему границы между Чечней и Ингушетией невозможно решить обычными юридическими механизмами, так как из-за общественного резонанса она приобретает политический характер, считает доцент кафедры государственного управления Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Александр Балобанов.
По словам Балобанова, на самом верху законодательства - в Конституции - зафиксирован список субъектов Российской Федерации, но нигде не зафиксирована граница между ними. "Прочерчивание границы - это вопрос взаимоотношений и договоренностей между самими регионами России. И, если граница между Чечней и Ингушетией не была установлена ранее, то соглашение между ними и решает вопрос демаркации. Процедура состоит в подписании соглашения руководителями регионов, а потом оно парафируется представительным органом каждого из субъектов. Участие Совета Федерации или какого-то другого федерального органа власти в решении вопроса необязательно", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
Соглашение можно считать вступившим в силу и действующим, если парламенты обеих республик утвердили его, указал Балобанов. "Но здесь мы видим, что процесс вышел за узкие рамки принятия решения, так как в парламенте Ингушетии есть какая-то часть депутатов, кто считает соглашение неутвержденным", - отметил он.
Власти объявили, что 17 из 25 депутатов, присутствовавших на заседании парламента, проголосовали за ратификацию соглашения о границе с Чечней. Однако вышедшие 4 октября на площадь в Магасе депутаты парламента заявили митингующим, что из 24 депутатов, присутствовавших на заседании, только пятеро проголосовали "за", 15 - "против", еще четверо испортили бюллетени. При этом конституционный суд Ингушетии встал на сторону митингующих. Согласно отзыву на законопроект, парламент республики не имел права рассматривать соглашение о новой границе с Чечней, так как подобные вопросы должны решаться на референдуме.
Специалисты-картографы, которые по просьбе "Кавказского узла" проанализировали новую линию чечено-ингушской границы, констатировали, что заявления руководства Ингушетии о "равноценном обмене территориями" не соответствуют действительности. По их подсчетам, переданные Чечне земли в 26 раз больше по площади полученных Ингушетией, отмечается в справке "Кавказского узла" "Неравноценный обмен Ингушетии с Чечней: анализ картографов". На "Кавказском узле" также опубликованы справка "Территориальные споры между Ингушетией и Чечней" и полный текст Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией с приложениями к нему (карта и геодезическое описание границы).
источник: корреспондент "Кавказского узла"