20 ноября 2020, 23:39
Прокурор потребовал условный срок для ростовского Свидетеля Иеговы* Байбака
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Гособвинитель попросил суд назначить четыре года условно Свидетелю Иеговы* из Ростова-на-Дону Семену Байбаку, обвиняемому в участии в экстремистской организации. Подсудимый счел, что его вина не доказана.
Как писал "Кавказский узел", Семен Байбак был задержан 10 июня 2019 года и помещен под домашний арест. 25 августа 2020 года в Ленинском районном суде Ростова-на-Дону началось рассмотрение дела Байбака. Обвиняемый заявил, что следствие не смогло убедительно обосновать обвинения в экстремизме. Он настаивает, что подвергся уголовному преследованию за вероисповедание. 10 ноября суд оставил Байбака под домашним арестом еще на два месяца. Из-за ареста он уже почти полтора года лишен возможности работать, сообщили родные Байбака. Верующий указал суду, что обвинен в экстремизме только за посещение религиозных собраний.
В один день с Семеном Байбаком был задержан и другой ростовский Свидетель Иеговы* - Руслан Алыев. Он также не признал вину. Как и Байбак, Алыев второй год находится под домашним арестом. Еще девять ростовских Свидетелей Иеговы* заключены под стражу.
В Ленинском районном суде Ростова-на-Дону сегодня состоялись прения сторон по делу Семена Байбака, следует из аудиозаписи заседания, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".
Гособвинитель указал, что причастность Семена Байбака к экстремистской организации «не вызывает сомнения, поскольку подтверждается совокупностью исследованных доказательств», а «квалификация его действий является правильной». «28 февраля 1999 года была зарегистрирована местная религиозная организация Свидетелей Иеговы* "Центральная, Ростов-на-Дону", которая являлась филиалом «Управленческого центра Свидетелей Иеговы*», однако 20 апреля 2017 года Верховный суд ликвидировал "Управленческий центр» и все входящие в него организации. Апелляционным определением Верховного суда решение было оставлено в силе», - указал прокурор. Он добавил, что вступившее в силу решение было опубликовано на сайте Министерства юстиции и в «Российской газете», поэтому Байбак «не мог не знать о запрете организации».
Министерство юстиции в апреле 2017 года добилось в Верховном суде решения о ликвидации всех организаций Свидетелей Иеговы* в стране как экстремистских. "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и все его местные филиалы вошли в перечень запрещенных организаций. В Ростовской области по состоянию на 30 марта 2017 года действовали 13 местных религиозных организаций "Свидетели Иеговы"*, говорится в справке "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?", опубликованной на "Кавказском узле".
Байбак с 27 июня 2018 года по 17 мая 2019 года, «заведомо зная, в том числе, из СМИ о ликвидации организации, имея умысел на участие в деятельности экстремистской организации [...] принял участие в деятельности организации Свидетелей Иеговы* "Центральная, Ростов-на-Дону", он занимался, в том числе, сбором пожертвований, проведением бесед в целях пропаганды деятельности, указал гособвинитель. Он также повторил даты видеособраний в 2018 и 2019 году, в которых, как полагает обвинение, участвовал подсудимый.
Гособвинитель считает, то участие Байбака в экстремистской организации подтверждается "детализацией его телефонных переговоров и результатами оперативно-разыскной деятельности", в том числе "материалами прослушек, результатами фоноскопических и лингвистических экспертиз", а при обыске у Байбака была изъята "запрещенная литература, относящаяся к экстремистской организации". Кроме того, Байбак «путем безналичных переводов получил на банковскую карту средства на сумму в 19500 рублей, который потратил на аренду зала и приобретение цифровой техники», указал прокурор.
Вина Байбака «подтверждается показаниями специалистов и свидетелей», а непризнание подсудимым себя виновным «опровергается доказательствами», отметил он.
Гособвинитель попросил признать Байбака виновным и, «принимая во внимание характер степени опасности преступлений» [...] назначить ему четыре года лишения свободы условно, с ограничением свободы на один год и с испытательным сроком в пять лет.
Семен Байбак заявил, что «органы следствия выдают желаемое за действительное». Он подверг критике рапорты оперативников, в которых указано, что «несмотря на запрет и признание экстремистскими религиозных организаций и групп Свидетелей Иеговы* они [верующие] продолжили проведение собраний». «Были ликвидированы управленческий центр и местные религиозные организации. Создается впечатление, что если Свидетели Иеговы* соберутся вместе, то это уже преступление», - высказался Байбак. Подсудимый также возмутился тем, что на основании постановления суда в квартиры верующих были поставлены видеокамеры, которые снимали «в том числе аспекты личной жизни людей».
Байбак отметил, что часть поступлений на его банковскую карту, указанных в обвинительном заключении, - это средства, в том числе, от его бабушки, матери и родного брата, верующего также возмутило то, что ему вменяется получение средств от Арсена Аванесова, которые «впоследствии были переданы обратно Аванесову».
Подсудимый также подчеркнул, что на богослужениях Свидетелей Иеговы* было только обсуждение Библии, которое не запрещено, а разъяснение Верховного суда России, подтверждающее, что вероучение Свидетелей Иеговы* не запрещено, оглашалось в ходе процесса.
Байбак указал, что обвинение не объяснило, почему считает, что он являлся Свидетелем Иеговы* с 2007 года, но до 2017 года не входил в местную религиозную организацию. Сама местная религиозная организация тогда состояла из совета и комитета численностью в 14 человек, отметил он. При этом Байбак сослался на устав, в котором указано, что все члены организации входят в совет, в котором нет его фамилии.
«Я не считаю себя виновным и не считаю, что моя вина доказана. Прошу принять максимально справедливое решение. Я не строю иллюзий, но прошу о справедливости» - заключил Байбак.
Адвокат по назначению Мария Назарова сослалась на то, что объектом преступления по статье 282.2 УК РФ (об организации деятельности экстремистской организации. - Прим. "Кавказского узла") являются общественные отношения, и чтобы признать группы лиц экстремистским сообществом, необходимо установить тот факт, что вред причинен именно общественным отношениям. «Байбак не состоял в местной религиозной организации «Центральная, Ростов-на-Дону», не посягал на общественные отношения», - заявила адвокат.
Пленум Верховного Суда разъяснял, что участие в экстремистской организации «выражается в совершении конкретных преступлений экстремистской направленности в составе сообщества, при этом участие должно быть активным, деятельным и не может выражаться только в членстве", - указала она.
«Подсудимый не обязан доказывать невиновность, сомнения трактуются в пользу обвиняемого. Прошу назначить максимально справедливое наказание» - сказала Назарова.
Выступление Байбака с последним словом в связи с отпуском судьи назначено на 11.00 мск 17 декабря.
Новости о преследовании Свидетелей Иеговы* в России "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".
* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.
Автор: Константин Волгин источник: корреспондент "Кавказского узла"