Защита волгоградских верующих указала на попытки манипулировать свидетелями
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сторона обвинения пытается опереться на показания доверчивых пожилых единоверцев волгоградских Свидетелей Иеговы*, но свидетели в суде отрицают написанное в протоколах досудебных допросов. Свидетели сами могут стать обвиняемыми после показаний по делу единоверцев, указали адвокаты.
Как сообщал "Кавказский узел", следствие считает причастными к экстремистской организации пятерых волгоградских верующих – Валерия Рогозина, Сергея Мельника, Игоря Егозаряна, Вячеслава Осипова и Дениса Пересунько. Вначале верующие были под арестом, сейчас мера пресечения смягчена им до запрета определенных действий. Все пятеро обвиняемых заявили в суде, что не признают вины. Они настаивают, что не причастны к деятельности юридического лица, что просто исповедуют свою религию как физические лица, и что позиция обвинения расходится с позицией Верховного суда России, запретившего деятельность организаций Свидетелей Иеговы*, а не веру.
Верховный суд России 20 апреля 2017 года по требованию Минюста постановил запретить все организации "Свидетели Иеговы"* в стране как экстремистские. Под запрет попали "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и все его филиалы , говорится в справке "Кавказского узла" "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?". События, связанные с этим судебным решением, "Кавказский узел" освещает на странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".
Заседание перенесено из-за неявки свидетеля
Сегодняшнее заседание в Тракторозаводском районном суде Волгограда по делу Свидетелей Иеговы* стало уже шестым с начала процесса. Сейчас суд на этапе допроса свидетелей обвинения. На предыдущих заседаниях многие свидетели обвинения заявили о фальсификации следователями их показаний, данных на этапе предварительного расследования. Защита назвала формат допросов свидетелей нарушением права на вероисповедание, указав, что суд не пытается разобраться, был ли в действиях верующих экстремизм, а выясняет их отношение к переливанию крови и другие мало относящиеся к инкриминируемым статьям вопросы.
Поддержать подсудимых в суде сегодня пришли немногим более 30 человек, сообщила посетившая заседание корреспондент "Кавказского узла". Мест в зале суда хватило только для 17 из них. Собравшиеся заранее решили, кто из них будет присутствовать на заседании, а кто останется в коридоре.
Подсудимые зашли в зал спокойными и сосредоточенными. Гособвинитель попросила суд отложить судебное заседание, поскольку в суд по техническим причинам не удалось доставить засекреченного свидетеля обвинения. Суд согласился, и следующее заседание запланировано на 27 февраля.
В числе свидетелей обвинения оказались единоверцы обвиняемых, с удивлением отметила в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" жена подсудимого Валерия Рогозина Марина. "Но пока свидетели не подтвердили вины подсудимых", - считает она.
Мать Вячеслава Осипова Галина рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что исповедует ислам, но при этом считает важным поддерживать сына в суде. "А как сына не поддержать? Сын и есть сын. Мы всегда вместе, но у него свои права, у меня - свои, мы друг другу не мешаем", - пояснила она.
Слушатели рассказали о попытках судьи давить на свидетелей
Обвиняемым на заседаниях задают вопросы личного характера, указал пришедший поддержать их сегодня в суде мужчина по имени Александр. "Например, задают вопросы, верят ли они в Бога, или делают ли пожертвования. Но это личное дело", - выразил он свое мнение о процессе корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению другого участника группы поддержки, Михаила, суд ограничивает конституционные права подсудимых. "Я обратил внимание, что на прошлом заседании, когда свидетель обвинения пыталась воспользоваться 51-й статьей Конституции, судья резко повысила голос. Мне показалось, это один из методов воздействия, чтобы человек пришел к нужному суду выводу. Это было очень заметно. И 24-й статьей также не дали воспользоваться. Рассказывать о религии – это личное дело каждого. И я ничего не услышал в суде про экстремизм, судят-то "экстремистов", как я понял, а выясняют про переливание крови", - указал он корреспонденту "Кавказского узла".
Согласно 51-й статье Конституции России, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются", - говорится в 24-й статье российской Конституции.
Адвокат Игоря Егозаряна Александр Обухов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что свидетельница обвинения, которая на прошлом заседании хотела воспользоваться 51-й статьей, не являлась близкой родственницей подсудимых, а значит, на нее эта норма Конституции не распространялась.
"Но есть один момент: речь идет о лицах, имеющих одно вероисповедание, пятеро из них на скамье подсудимых. Соответственно, возникает вопрос: показания, которые будет давать свидетельница, будут использованы против нее, если она с ними где-то была, совершала какие-то религиозные обряды? Я считаю, в этой ситуации свидетельница вполне может воспользоваться статьей 51, понимая, что ее показания могут быть использованы и против нее самой. И она может, таким образом, отказаться. С другой стороны, суд совершенно прав в том, что предусмотрена уголовная ответственность за отказ давать показания. Думаю, свидетельнице следовало изложить суду, что она была участником каких-то связанных с делом обстоятельств, и потому показания могут быть использовано против нее", - разъяснил адвокат.
Свидетелями обвинения стали в основном пожилые единоверцы подсудимых
Адвокат Обухов отметил, что все допрошенные на данный момент свидетели обвинения – тоже Свидетели Иеговы*, причем пожилые. "Я бы отметил, что почти все свидетели - люди преклонного возраста. Как правило, они обладают не очень критическим мышлением, они доверчивы, ими легко манипулировать. На прошлом заседании свидетельница Запорожан искренне удивилась: «Это я давала такие показания?» Очевидно, что-то не так, раз свидетели обвинения отказываются от своих показаний", - подчеркнул Александр Обухов.
То, что большинство свидетелей в суде - пожилые люди, подтвердила и адвокат Рогозина Ирина Сулацкова. "Пожалуй, только одна свидетельница была молодая, остальные - старики. Видна разница между речью свидетелей и их показаниями, которые потом оглашаются – построение предложений, формулировка мыслей. То есть показания просто написаны следователем так, как нужно [стороне обвинения]", - считает адвокат.
Поскольку эти свидетели уже были ранее допрошены в ходе предварительного следствия, то они теперь не имеют права отказаться давать показания в суде, если только не затрагиваются их личные интересы или интересы их близких родственников, указала Сулацкова в комментарии корреспонденту "Кавказского узла".
"Подсудимым вменяется то, что они являлись организаторами экстремистской организации после запрета. Обвинение пытается выудить из свидетелей ту информацию, которая может об этом свидетельствовать: что собрания проводили подсудимые. Но мы не видим в этом ничего предосудительного, потому что ни к чему они никого не призывали, не просили распространить видео или аудиозаписи с призывами вступать в организацию и что-то делать. Раньше они были возвещателями (так Свидетели Иеговы* называют тех из своего числа, кто рассказывает другим о своей вере. - Прим. "Кавказского узла"), но после запрета они перестали ходить по улицам. Непонятно, в чем экстремизм", - отметила адвокат.
* 396 организаций "Свидетелей Иеговы" в России признаны экстремистскими, их деятельность в стране запрещена судом.
источник: корреспондент "Кавказского узла"