28 января 2019, 23:39
Ученые указали на политическую и психологическую подоплеку "борьбы за череп" Хаджи-Мурата
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Отсеченная голова Хаджи-Мурата перестала быть трофеем, показывающим эффективность государственного управления и музейным экспонатом, но её передача для захоронения сдерживается политическими интригами внутреннего и внешнего происхождения, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Как писал "Кавказский узел", 24 января депутат Госдумы Гаджимурад Омаров обнародовал письмо советника президента России Владимира Толстого от 21 января руководителю фракции "Справедливой России" в Госдуме Сергею Миронову, в котором говорится о поддержке администрацией президента России позиции о целесообразности передачи в Дагестан для захоронения останков (черепа) Хаджи-Мурата. "По итогам консультаций с руководством Республики Дагестан принято решение осуществить акт передачи останков позднее с учетом текущей внутриполитической ситуации в республике", - говорится в тексте документа.
Участник освободительной борьбы кавказских горцев Хаджи-Мурат был наибом имама Шамиля во время Кавказской войны, но в 1851 году между Шамилем и его наибом произошел разрыв, Хаджи-Мурат бежал в Чечню. 5 мая 1852 года он был убит. Голова Хаджи-Мурата после его смерти была отсечена неизвестным. Головy переслали в Петербург, где череп хранился в Военно-медицинской академии. Затем в 1959 году он был передан в коллекцию черепов Музея антропологии и этнографии (бывшую Кунсткамеру). Тело Хаджи-Мурата покоится в селе Тангыт Гахского района Азербайджана. Проблема определения места захоронения всех останков в одном месте не решена, часть энтузиастов перезахоронения считают лучшим место рождения - Хунзах, потомки наиба Шамиля хотят захоронить череп Хаджи-Мурата вместе с останками в могиле, находящейся в Азербайджане, говорится в биографии Хаджи-Мурата, размещенной в разделе "Персоналии" на "Кавказском узле".
Говорить о решении вопроса с передачей черепа Хаджи-Мурата в Дагестан преждевременно
О поручении Владимира Путина администрации президента РФ разобраться с вопросом о черепе Хаджи-Мурата и о решении, которое было обнародовано 24 января, было известно еще в августе 2018 года, сообщил член Общественной палаты Дагестана, бывший советник главы республики Деньга Халидов. Халидов состоит в оргкомитете "Наследие Льва Толстого и Дагестан", который добивается возвращения черепа Хаджи-Мурата из Кунсткамеры. По его словам, члены оргкомитета узнали о решении администрации президента России от координатора Джамалутдина Омарова.
В ноябре 2017 года на пресс-конференции членов инициативного общественного комитета "Наследие Льва Толстого и Дагестан" было заявлено, что общественная организация "занимается вопросом возвращения черепа с 2010 года". Тогда же было отмечено, что потомки наиба Шамиля хотят захоронить череп Хаджи-Мурата вместе с останками в могиле, находящейся в Азербайджане.
По словам Халидова, Владимир Толстой обращался к Путину в качестве советника президента РФ и консультанта (и реального помощника) оргкомитета и добился соответствующего решения. "И это совпало с письмом Сергея Миронова", - считает он.
Халидов полагает, что говорить о победе пока преждевременно. "К сожалению, мы не застрахованы от волюнтаризма и изменчивости мнений лиц, от которых это зависит. До тех пор, пока череп Хаджи-Мурата не будет передан и предан земле, говорить о завершении проблемы нельзя. Думаю, что с захоронением черепа Хаджи-Мурата (или с воссоединением его останков) будет покончено с этим не совсем цивилизованным (если не сказать, диким) обычаем хранения как музейных экспонатов отрезанных голов лидеров повстанцев, бросавших вызов бывшей империи. В музее в Санкт-Петербурге еще десятки черепов, в том числе других бывших наибов Шамиля, которые ждут своего часа и своих потомков", - подчеркнул Деньга Халидов.
мы не застрахованы от волюнтаризма и изменчивости мнений лиц, от которых это зависит. До тех пор, пока череп Хаджи-Мурата не будет передан и предан земле, говорить о завершении проблемы нельзя
По словам Халидова, работу проекта "Лев Толстой и Кавказ (Дагестан)", в рамках которого работает оргкомитет "Наследие Льва Толстого и Дагестан", поддерживает целый ряд авторитетных общественных организаций и лидеров Дагестана, Общественная палата республики, творческие союзы и Духовное управление мусульман региона, поэтому история с черепом Хаджи-Мурата имеет общественный резонанс и не касается только историков и потомков наиба Шамиля.
Сам Халидов около 10 лет является членом оргкомитета. "Возвращение черепа знаменитого наиба Шамиля Хаджи-Мурата и захоронение его вместе с его останками - один из множества подпроектов, который в процессе решения, другие уже реализованы оргкомитетом", - рассказал Деньга Халидов.
Он отметил, что членами этого комитета является ряд дагестанских общественных деятелей. Среди них предприниматель-меценат Джамалутдин Омаров и директор Аварского театра Магомедрасул Магомедрасулов (когда образовался оргкомитет, он был замминистра культуры Дагестана). В оргкомитет также входит прямой потомок Хаджи-Мурата Магомед Гаджимурадов из села Цельмес Хунзахского района Дагестана.
"На первых этапах из Дагестана в эту группу входили зампредседателя Счётной палаты Дагестана Казанби Казанбиев, Сайгидпаша Умаханов (в настоящее время - министр промышленности и энергетики Дагестана), Омар Гаджиев (председатель фонда Шамиля), Шамиль Алиев (академик Российской Академии космонавтики). Из Москвы и Тульской области в оргкомитет вошли Екатерина Толстая - ныне директор Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная поляна"; Геннадий Опарин - директор филиала "Пирогово" Музея-усадьбы Л.Н.Толстого "Ясная поляна". С оргкомитетом активно взаимодействовали Владимир Толстой (тогда – директор Музея-усадьбы Л.Н.Толстого "Ясная поляна", а ныне - советник по культуре президента РФ) и Петр Толстой, тогда - известный ТВ-журналист и ведущий передачи "Политика" на "Первом канале", ныне – зампредседателя Госдумы РФ", - рассказал Халидов.
По его словам, все члены оргкомитета были включены в решение вопроса о возвращении черепа Хаджи-Мурата, параллельно реализуя другие задачи. "Было решено работать без лишнего шума и пиара, а юридическим получателем останков Хаджи-Мурата сделать его потомка Магомеда Гаджимурадова, что выглядело вполне логично и согласуется с ФЗ №8 от 12 января 1996 г "О погребении и похоронном деле". А от его имени, согласно нотариально заверенной доверенности, в Москве и Санкт-Петербурге свою часть необходимой программы действий взялся реализовать Владимир Толстой. С ними постоянно на связи были Джамалутдин Омаров и Магомедрасул Магомедрасулов, а я выступал в качестве их помощника", - пояснил Халидов.
Он указал, что депутат Гаджимурад Омаров за дело возвращения останков Хаджи-Мурата взялся около 15 лет назад, когда был депутатом Госдумы от Дагестана (сейчас Гаджимурад Омаров - депутат Госдумы от Башкирии). Тогда же, по словам Хадидова, за это дело брался и Рамазан Абдулатипов (бывший глава Дагестана), тогда он еще работал в Москве. "Но оба не довели вопрос до конца, как я полагаю, именно из-за многочисленных препон чисто формально-бюрократического характера. У них других дел было полно, поэтому никто не имеет права их обвинять в том, что так получилось", - добавил Деньга Халидов.
Он рассказал, что, по его сведениям, в свое время глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов столкнулся с теми же проблемами, пытаясь вернуть череп своего предка из питерского музея, но в итоге у него получилось это сделать. Однако подробности этой истории Халидов привести не смог.
Череп Хаджи-Мурата предполагается отвезти в Азербайджан и по всем нормам шариата предать земле - там, где в могиле покоится остальная часть останков Хаджи-Мурата. Тут никакой политики, а чисто человеческий долг его потомков
Деньга Халидов также рассказал, что в числе результатов работы оргкомитета проекта "Лев Толстой и Кавказ" установка обелиска из скальной породы из Матласа (село близ Хунзаха) на территории музея "Ясная Поляна" в Пирогово. "В том месте, где, по словам Льва Толстого, у него наступило озарение, и возникла мысль написать повесть о Хаджи Мурате. Это была поляна, где гулял писатель и увидел репейник, который пробивает себе дорогу к свету", - пояснил Халидов идею обелиска.
Также, по словам Халидова, были установлены памятники Льву Толстому и герою его произведения "Хаджи-Мурат" в Хунзахском районе (около Матласа) и на улице имени писателя в Махачкале (на углу с улицей Гаджиева). При этом отдельный памятник Хаджи-Мурату воздвигать в Дагестане, по словам Халидова, не планируется, "поскольку ислам это не одобряет - в Дагестане даже знаменитому имаму Шамилю нет памятника". "Череп же Хаджи-Мурата предполагается отвезти в Азербайджан и по всем нормам шариата предать земле - там, где в могиле покоится остальная часть останков Хаджи-Мурата. Тут никакой политики, а чисто человеческий долг его потомков и их помощников в лице оргкомитета и потомков Льва Николаевича Толстого", - подчеркнул Деньга Халидов.
Судьба черепа Хаджи-Мурата должна решаться на общественных слушаниях
Власти Дагестана, депутаты и представители общественности должны инициировать общественные слушания о судьбе черепа Хаджи-Мурата, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, политолог Руслан Курбанов.
"Если бы за прошедшие почти 30 лет после распада СССР дагестанская элита консолидированно выступила за передачу черепа, этот акт уже бы состоялся, и Хаджи-Мурат был бы захоронен. Но в элите Дагестана существует противоборство и сопротивление решению этого вопроса", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Курбанов. Сам он убежден, что череп Хаджи-Мурата, как и останки других героев Кавказской войны, надо было отдать для предания земле уже давно.
Также, по словам Курбанова, многие эксперты убеждены, что череп Хаджи-Мурата необходимо захоронить в Дагестане, так как в Азербайджане может возникнуть сопротивление этому.
"Потому что современный Азербайджан не хочет поднятия национального самосознания аварцев, лезгин и других народов, проживающих на севере этого государства. Для Азербайджана такой всплеск осознания идентичности дагестанцев через оживление исторической памяти может быть пугающим ввиду опасения сепаратистских движений. Скорее всего, со стороны Азербайджана будет глухое сопротивление захоронению черепа Хаджи-Мурата вместе с его телом", - предположил Руслан Курбанов.
Для захоронения черепа дагестанской стороне предстоит договориться с Азербайджаном, и это может стать поводом для эмоциональных обсуждений, предположили ранее опрошенные "Кавказским узлом" историки.
Помимо этого, по словам Курбанова, в настоящее время имеются трудности для посещения Азербайджана дагестанцами из-за сложностей пересечении границы и дороговизны.
"Поэтому для большей части представителей Дагестана и аварского народа в республике более приемлемым будет захоронение черепа Хаджи-Мурата на его родине. Но как это будет выглядеть с религиозной стороны? Для этого требуется решение духовных деятелей Дагестана. Они должны ответить, является ли допустимым с точки зрения ислама хоронить разные части тела человека в разных местах или предложат перезахоронение головы и тела Хаджи-Мурата на территории Дагестана. Для того же, чтобы понять, как на это сморит дагестанское общество, нужно провести социальные замеры, консультации разных общественных организаций, духовных деятелей", - отметил Руслан Курбанов.
у части федеральных чиновников имеются опасения, что передача черепа Хаджи-Мурата поспособствует пробуждению исторической национальной памяти среди дагестанцев, что, в свою очередь, приведет к усилению сепаратистских устремлений. Эти опасения надуманные, беспочвенные
Он отметил также, что помимо позиции Азербайджана существуют и другие противоречия по поводу передачи черепа Хаджи-Мурата. "Во-первых, у части федеральных чиновников имеются опасения, что передача черепа Хаджи-Мурата поспособствует пробуждению исторической национальной памяти среди дагестанцев, что, в свою очередь, приведет к усилению сепаратистских устремлений. Эти опасения надуманные, беспочвенные. Внутри Дагестана также имеются противоречия", - подчеркнул Руслан Курбанов.
По его информации, в конце 1990-х годов вопрос о передаче в Дагестан черепа Хаджи-Мурата был практически решен, инициатива исходила не от властей республики. Однако, по словам Курбанова, окончательному решению вопроса помешали люди из тогдашнего руководства республики, которые не хотели, чтобы не "их человек" стал героем в глазах общества из-за того, что добился передачи в республику черепа Хаджи-Мурата, рассказал Курбанов.
Дагестанское общество не готово к получению черепа Хаджи-Мурата
Под "текущей внутриполитической ситуацией в республике" в письме Владимира Толстого Миронову имеется в виду готовность органов власти и общественности Дагестана к передаче в республику черепа Хаджи-Мурата, предположил заведующий Пироговским отделом музея-усадьбы Льва Толстого "Ясная Поляна" Геннадий Опарин.
"Ещё на рубеже 1990-2000-х годов Дагестан мог получить череп Хаджи-Мурата, было готово даже постановление правительства. В 2000 году череп был выведен из состава государственной части музейного фонда РФ. Но было решено оставить его на хранении в фондах Музея этнографии и антропологии имени Петра Великого. Однако разногласия в самом Дагестане по поводу того, кто достоин принять череп Хаджи-Мурата, и как с ним поступить, отсрочили передачу", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Геннадий Опарин.
Согласовывать мнения общественных и религиозных организаций, договариваться о захоронении, в том числе с азербайджанской стороной - это прерогатива госорганов, прежде всего, Дагестана. За ними решающее слово
И в настоящее время, по его мнению, связь решения о захоронении черепа Хаджи-Мурата с "текущей внутриполитической ситуацией" в Дагестане касается, прежде всего, позиции руководства республики, его действий для решения этой проблемы. "Согласовывать мнения общественных и религиозных организаций, договариваться о захоронении, в том числе с азербайджанской стороной - это прерогатива госорганов, прежде всего, Дагестана. За ними решающее слово", - констатировал Геннадий Опарин.
Он сообщил, что проблемой возвращения черепа Хаджи-Мурата для захоронения он сам стал заниматься в 2007 году. "К тому времени я был начальником церковной епархиальной археологической экспедиции в Туле. Я специально перешел на работу в музей "Ясная Поляна", чтобы заниматься судьбой черепа Хаджи-Мурата. Общение с дагестанскими партнерами подвигло меня к углублению моих познаний. В частности, сейчас я студент Исламского института в Москве. Тема моей научной работы - "Лев Толстой и ислам", - рассказал Геннадий Опарин.
О противодействии со стороны Азербайджана захоронению головы Хаджи-Мурата с его телом ему неизвестно. "Мы списывались с коллегами в Азербайджане, и они не говорили о том, что кто-то против. Другое дело, что решаться это должно на официальном уровне", - подчеркнул Геннадий Опарин.
Он рассказал, что аварцы из Азербайджана выступают против эксгумации останков Хаджи-Мурата с последующим захоронением их вместе с черепом в Дагестане. "Ещё когда мы готовились к установке памятников Толстому и героям его произведений в Матласе и в Махачкале, приезжала делегация аварцев из Азербайджана. Они просили, "не забирать их святыни". По их словам, могилы Хаджи-Мурата и другого героя Кавказской войны Умахана Великого в Шемахе - это духовные основания для жизни на территории другого государства", - пояснил Опарин.
Он считает, что в любом случае окончательное решение за общественностью Дагестана, хотя многое зависит и от переговоров с азербайджанской стороной.
В то же время Опарин указал и на "странную позицию" некоторых деятелей на федеральном российском уровне, которые сторонников передачи черепа Хаджи-Мурата в Дагестан для захоронения считают "льющими воду на мельницу сепаратистов". Сам Опарин считает прямо наоборот. "Потому что одним из их (сепаратистов) аргументов и является то, что из российского музея не желают отдать останки национального героя. Ведь когда-то отрубленная голова противника была показателем "эффективности государственного управления". Возможно, у кого-то из чиновников осталось такое же представление о коэффициенте полезного действия госаппарата", - посетовал Геннадий Опарин.
Музей лишь организует ответственное хранение черепа Хаджи-Мурата
Коллекция с черепом Хаджи-Мурата хранится в музее, но не принадлежит ему, подтвердила старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Макка Албогачиева.
"В 2000 году постановлением правительства он выведен из музейного фонда. Ни как экспонат, ни как предмет для научной работы череп не используется. Но, естественно, его не выкинули на свалку, а оставили на ответственное хранение в Кунсткамере", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Макка Албогачиева.
Сама она уверена, что череп Хаджи-Мурата должен покоиться с телом этого человека. "Несомненно, Дагестан и Азербайджан должны найти общее решение для целостного захоронения останков Хаджи-Мурата. Между тем, своё слово должен сказать и Минкульт, в чьем ведении музеи, в том числе музейные хранилища со списанными экспонатами. Однако разные инстанции списывают друг на друга решение вопроса, и, что называется, "воз и поныне там", - посетовала Макка Албогачиева.
Во время Кавказской войны российские военные "в благородных "естественнонаучных" целях препарировали черепа и отправляли в Кунсткамеру для науки и "воспитания юношества", ранее заявил в интервью "Кавказскому узлу" сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Бобровников. "Недаром голова прославленного Толстым Хаджи-Мурата до сих пор лежит в ее запасниках в Санкт-Петербурге", - рассказал Владимир Бобровников.
Напомним, в ноябре 2017 года в России возникла дискуссия о захоронении тела Владимира Ленина. К ней подключился и глава Чечни Рамзан Кадыров, который призвал захоронить не только тело Владимира Ленина, но и череп наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата.
Автор: Рустам Джалилов источник: корреспондент "Кавказского узла"