Черкесские активисты назвали меры господдержки соотечественников недостаточными
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Черкесам, имеющим гражданство Сирии, при переезде в Россию сложно найти работу и жилье, поскольку они не попадают под статус соотечественников, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" активисты. По их мнению, государство должно обеспечить всем прибывшим в страну черкесам жилье, работу, доступ к образованию и медицине.
"Кавказский узел" сообщал, что в ходе январской акции черкесских активистов удалось собрать средства для завершения обучения соотечественницы Рагад Гиш на подготовительном факультете Кубанского госуниверситета, где она учится с 1 сентября 2016 года. Собранных денег хватило и на оплату семестра двум юношам, завершающим обучение на коммерческой основе бакалавриата в Агроуниверситете в Кабардино-Балкарии.
"Очаг": государство отказалось участвовать в финансировании Центра адаптации репатриантов
Такого рода акции, как помощь студентам, организация помощи соотечественникам из Сирии "Очаг" проводит почти ежемесячно, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" соучредитель организации Ольга Эфендиева-Бегрет.
"Наши люди неравнодушны и отзывчивы. Хотя откликаются не только адыги, но и представители иных национальностей", – отметила она.
Она напомнила о других акциях, которые в последнее время удалось провести "Очагу".
"Мы устраивали сбор средств для поездки студента-репатрианта в Абхазию. У него заканчивался срок пребывания и надо было срочно выезжать. Также проводили сбор средств для покупки обогревателей семье переселенцев, проживавших в неотапливаемой квартире. Наряду с этим была акция по сбору средств на строительство козьей фермы семье беженцев", – перечислила Эфендиева-Бегрет.
Сейчас параллельно у организации идут две акции: "Купи черкесский календарь – помоги соотечественникам" и "Купи книгу – помоги соотечественникам".
"Средства от продажи пойдут на открытие Центра адаптации репатриантов в Нальчике. Причем государство отказалось участвовать в финансировании данного проекта, ссылаясь на отсутствие средств", – отметила активистка.
Отчеты об акциях и использовании средств периодически публикуются на страницах группы организации в Facebook.
Ольга Эфендиева-Бегрет пояснила, что текущие расходы общественной организации также приходится оплачивать из пожертвований добровольцев. Так, в ходе последней акции 900 рублей ушло на оплату комиссионных банкам, а оставшаяся сумма (более 11 тысяч рублей) была использована на нужды "Очага".
Общественная организация "Очаг" была зарегистрирована 24 августа 2015 года в управлении Минюста по Кабардино-Балкарии. Инициаторами создания организации выступили участники группы "Помощь соотечественникам из Сирии" в социальных сетях Facebook и "ВКонтакте". Деятельность "Очага" осуществляется за счет добровольных пожертвований. До появления "Очага" проблемами сирийских черкесов в Кабардино-Балкарии занималась общественная организация "Пэрыт". Но в начале 2014 года эта организация заявила о самоликвидации в связи с тем, что УФМС наложило на нее крупный штраф за нарушение миграционного законодательства.
Хозяева квартир часто отказываются временно регистрировать репатриантов
Приехавшим в Кабардино-Балкарию соотечественникам, а их около тысячи человек, приходится арендовать за плату комнаты в санаториях или съемные квартиры. Для людей, бежавших от войны и лишившихся практически всех сбережений, это непосильные расходы, а им нужны еще средства на пропитание, оплату госпошлин при оформлении документов в ФМС, оплату комплексного сертификационного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства страны, перечислила Ольга Эфендиева-Бегрет.
Кроме того, хозяева съемных квартир нередко отказывают репатриантам в регистрации в квартирах, что неизбежно влечет за собой нарушение правил регистрационного учета при подаче документов в миграционные службы, добавила активистка.
"Прибывающие в республику соотечественники остаются предоставленными сами себе. Они не владеют в достаточной мере необходимой информацией о порядке получения временной регистрации, вида на жительство, гражданство, получении медицинской помощи, проводимых курсах русского языка, возможности получения пенсии, водительских прав, правил оформления детей в школы и детские сады и так далее", – пояснила она.
По ее мнению, главной причиной этих проблем сирийских черкесов является отношение в России к ним как к иностранцам, а не как к соотечественникам, вернувшимся на родину. При этом, подчеркнула активистка, такое отношение к представителям черкесской диаспоры фактически противоречит закону "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Сирийским черкесам сложно получить даже статус беженца
В целом сейчас эти проблемы не столь остры, как раньше, считает в свою очередь замглавы "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт. Случай со сбором средств для оплаты обучения Рагад Гиш он назвал исключительным. Необходимости в каких-то именно срочных акциях помощи сирийским черкесам в последний год не было, сказал корреспонденту "Кавказского узла" Сохт.
Вместе с тем, он согласился, что проблема с жильем до сих пор остается для переселенцев главной.
"В законодательстве РФ есть акты, которые по-разному регулируют правовое положение лиц, вынужденных покинуть страны проживания ввиду каких-то экстренных обстоятельств, войны например. Граждане России, а таковых в Сирии жило около 30 тысяч человек, приобретают статус вынужденного переселенца, приехав на родину. В рамках данного статуса им обеспечивается пакет социальной поддержки, их поселяют временно в центрах расселения, а затем предоставляют возможность получить жилье – участки для строительства, некоторые, пусть и незначительные, выплаты", – рассказал он.
Однако собственно граждане Сирии – это уже другая категория переселенцев, продолжил Сохт.
"У них есть шанс приобрести либо статус беженца, либо получить временное убежище. Статус "беженца" сирийским черкесам предоставляется крайне редко. Он влечет за собой право на получение социальной помощи от государства и право через год претендовать на российское гражданство. Но в основном удается приобрести "временное убежище". Этот статус дает людям право на трудоустройство в РФ в любом субъекте, где они находятся, право пользоваться совокупностью социальных услуг: образование, дошкольные учреждения, лечение и т. п. Но жилье себе они должны находить самостоятельно", – уточнил Аскер Сохт.
Центры временного размещения нынче все переполнены. Они и не были рассчитаны на столь значительное количество беженцев, продолжил он. Именно поэтому возникают трудности с жильем.
"Сирийские репатрианты, как правило, не знают русского языка, и найти работу сразу им сложно, а это в свою очередь не позволяет самим решить вопрос с жильем", – добавил представитель "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края.
По словам Сохта, проблема эта решается по ситуации. "Бывает, предприниматели оказывают спонсорскую помощь – покупают стройматериалы или помогают в найме жилья. Иногда однофамильцы, родственники – граждане России – помогают купить жилье. Ведь, например, неграждане России не могут фактически оформить ипотеку. Работники госсектора выделяют добровольно часть зарплаты на помощь репатриантам в найме жилья. Также в системе высшего образования существуют квоты для соотечественников из-за рубежа. Но выделяются они нерегулярно: в один год бывают, в другой – нет", – отметил он.
Сохт напомнил, что в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии есть правительственные комиссии по интеграции беженцев, которые стараются решить, в том числе жилищный вопрос.
"Многих поселяют в сельской местности на бесплатной основе, выделяется и земля под строительство. Под патронажем российского государства возникло несколько фондов, которые также оказывают материальную помощь репатриантам для приобретения жилья или стройматериалов. Жильем обеспечены сейчас практически 100% репатриантов в КЧР, 90% – в КБР, несколько меньше – в Адыгее", – указал Сохт.
В ходе вооруженного конфликта в Сирии подвергались бомбардировкам и нападениям поселения черкесов. Представители черкесского народа, проживающие в Сирии, неоднократно направляли обращения к властям и общественности России с просьбой о помощи.
Господдержка может помочь быстро решить проблемы с трудоустройством и жильем репатриантов
Российское государство обязано взять на себя все вопросы обеспечения сирийских черкесов жильем, а также получения ими образования и услуг здравоохранения, считает в свою очередь глава общественной организации Кабардно-Балкарии "Хасэ" Ибрагим Яганов.
"Даже если факт геноцида черкесского народа официально не признан, они все равно являются потомками соотечественников. К тому же Сирия считается дружественным государством, Россия воюет на ее территории. Поэтому государство должно было обустроить сирийских черкесов как политических беженцев в соответствии с международными хартиями", – заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, хотя соотечественники, безусловно, получают помощь со стороны обычных жителей, а "Очаг" проводит полезные акции, государство фактически перекладывает проблемы переселенцев на плечи простых людей. И обеспечение жильем и работой – самые насущные из этих проблем, согласен Яганов.
"Все эти проблемы для беженцев постоянные, но они в большинстве случаев решают их сами, тихо, они не привыкли жаловаться. Число беженцев не столь велико. Я думаю, что при господдержке эти вопросы быстро бы решили. Тем более, многие сирийские черкесы – это люди с высшим образованием, с хорошей квалификацией и имеющие желание работать", – подчеркнул Яганов.
Материалы о положении черкесских репатриантов в России и акциях помощи им "Кавказский узел" публикует на странице "Черкесский вопрос".
источник: корреспондент "Кавказского узла"