Сторонники имама Чумакова заявили о готовности мирно разрешить конфликт в Насыр-Корте
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Имам мечети в Насыр-Корте Хамзат Чумаков и его сторонники заявили о том, что выступают только за мирные способы разрешения конфликта, в результате которого в мечети произошел инцидент со стрельбой. Они заверили, что не будут прибегать к агрессии, даже если мечеть на время все-таки будет закрыта.
"Кавказский узел" сообщал, что 4 июня в ходе конфликта между верующими в Насыр-Корте была открыта беспорядочная стрельба из автоматического оружия. После инцидента глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров пригрозил на время разрешения конфликта закрыть мечеть в Насыр-Корте, однако сегодня решение об этом было отложено. 12 июня в мечети будет организовано собрание, на котором к прихожанам обратятся религиозные деятели.
Поводом для конфликта в мечети стало решение имама Хамзата Чумакова не проводить пятничные коллективные молитвы. Чумаков заявил о попытке его противников спровоцировать массовую драку в мечети, а муфтий Ингушетии Иса-хаджи Хамхоев сообщил, что муфтият Чумакова имамом не назначал. Муфтий призвал Чумакова уступить место имама назначенному Духовным управлением мусульман Рустаму Чахкиеву.
Советник Евкурова: Чумаков не выбран жителями и не назначен муфтием
В Ингушетии есть устав Духовного управления мусульман, где "четко сказано, что имамы назначаются муфтием по согласованию с прихожанами данного населенного пункта", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" советник главы республики по национальным и религиозным вопросам Харон Торшхоев.
"Прихожане настаивают на том, что имамом Насыр-Корта является Руслан Чахкиев, – утверждает Торшхоев. – Они хотят, чтобы именно он проводил молитвы в единственной мечети Насыр-Корта. Муфтият эту позицию поддерживает. Другая сторона настаивает на том, чтобы имамом села оставался Чахкиев, а имамом мечети – Хамзат Чумаков".
По мнению Торшхоева, закрытие мечети было безопасным вариантом, который позволил бы избежать новых столкновений.
"У нас в республике все понимают: то, что произошло в прошлую пятницу, не должно повториться. А такой уверенности нет ни у кого, – отметил он. – Мы не можем допустить, чтобы между конфликтующими сторонами произошли столкновения, которые могут повлечь за собой жертвы. Это никому не надо. С этим согласились представители всех тарикатов".
Этот вариант 10 июня поддержал и муфтий республики Иса-хаджи Хамхоев, однако сегодня Юнус-Бек Евкуров принял решение пока не закрывать мечеть.
"Юнус-Бек Баматгиреевич сказал, если закрыть мечеть – вопрос останется открытым. А его надо решать, – пояснил Торшхоев. – Этот вопрос планируется решить в пятницу (12 июня. – Прим. "Кавказского узла")".
По словам советника Евкурова, в Ингушетии шестьдесят мечетей, входящих в муфтият, и еще 10-11, которые в него не входят.
"Во всех шестидесяти мечетях имам назначался муфтием по согласованию с прихожанами, – рассказал Торшхоев. – В населенных пунктах, где есть мечети, не входящие в муфтият, есть центральная мечеть, главный имам которой назначен муфтием. Мечеть в Насыр-Корте единственная, она в муфтият не входит. Здесь своеобразный случай: имам не выбран жителями и не назначен муфтием".
Раньше в Насыр-Корте действовала старая мечеть, имамом которой был Сулумбек-хаджи Евлоев. Места в ней для всех желающих не хватало, и спустя какое-то время была построена новая мечеть.
"Сулумбек-хаджи поставил своего заместителя имамом в старую мечеть, а своим помощником он назначил Хамзата Чумакова. Когда Сулумбек-хаджи умер, в новой мечети проповеди читать стал Чумаков", – пояснил Торшхоев.
После смерти Евлоева местные жители выбрали новым имамом Руслана Чахкиева, и муфтий кандидатуру нового имама утвердил, заявил советник главы республики. Чахкиев стал проповедовать в старой мечети.
"Через какое-то время старая мечеть пришла в аварийное состояние, и ее прихожане перешли в новую мечеть, где проповедовал Чумаков, – продолжил он. – Не всех устраивали эти проповеди. Поскольку другой мечети в Насыр-Корте нет, эти люди стали ходить в мечети, расположенные в других населенных пунктах".
Решение Хамзата Чумакова отказаться от проведения обеденной молитвы в день пятничного джума-намаза принято в соответствии с рекомендациями участников прошедшей в республике богословской конференции, но противоречит позиции муфтията.
Чумаков: закрытие мечети не даст ожидаемого результата
Против решения закрывать мечеть выступает и имам Хамзат Чумаков.
"Не думаю, что это самое лучшее решение. У нас никогда не закрывали мечети или храмы, вопросы решались по-другому. По моему мнению, закрытие мечети негативно подействует на сознание людей и не даст ожидаемого результата", – пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Чумакова, он проповедует в Насыр-Кортской мечети восемь лет и хорошо знает местную религиозную общину, как и она знает его.
"Молодежь, которую принято называть радикальной, вовсе не радикальна. Если бы она была радикальной, в прошлую пятницу все могло закончиться не так благополучно, – считает имам. – У нас хорошая молодежь, они слушают старших, слушают меня. Поэтому трагедии удалось избежать".
Люди пришли в мечеть с оружием и чуть не устроили там бойню. Мне кажется, муфтию следовало бы извиниться за это перед народом
Чумаков убежден, что именно муфтий Иса-хаджи Хамхоев допустил ошибку, "собрав людей из всех населенных пунктов и настроив их воинственно".
"Люди пришли в мечеть с оружием и чуть не устроили там бойню. Мне кажется, муфтию следовало бы извиниться за это перед народом, – заявил имам. – Эта чудовищная акция внесла раскол между людьми. Они говорят теперь, что ни перед чем не остановятся, и уже начали сбор подписей с требованием отставки духовенства".
Чумаков выразил надежду на то, что эскалацию конфликта остановит жесткая позиция главы Ингушетии. "Одно слово Юнус-Бека Евкурова, авторитетного человека, главы субъекта, может поменять буквально все", – считает он.
По мнению Чумакова, он неугоден своим противникам тем, что открыто выражает мнение по любому поводу, в том числе по вопросам коррупции или произвола чиновников.
"Я хочу обратиться сейчас к духовенству республики: давайте не будем настраивать людей, давайте жить спокойно, – призвал имам Насыр-Кортской мечети. – Никогда в своих проповедях я никого не оскорблял. Я за то, чтобы все конфессии жили дружно".
Он также подтвердил, что в Ингушетии есть больше десятка мечетей, которые "живут своей отдельной жизнью".
"В них вы никогда не увидите того, что есть в моей мечети. В них никогда не делаются зикры – обряды, которыми занимаются приверженцы тарикатов. В моей мечети тарикаты никогда не ущемляются. Они каждую пятницу совершают свои обряды, в праздничный день устраивают зикр, – подчеркнул он. – Сделай свой намаз – это твоя связь между тобой и твоим Господом – туда никто не должен лезть. Если тебе что-то не нравится – уходи. У меня никто никого не притесняет".
Конфликт, по мнению имама, был спровоцирован, чтобы отвести внимание от коррупции и громких уголовных дел, которые сейчас возбуждаются в Ингушетии. Что касается действий духовенства республики, то оно ими настраивает верующих против себя.
"Около 98% верующих уходят из мечети после пятничной молитвы и только 2% остаются делать обеденный намаз. После того, как у нас в республике прошла богословская конференция, я сказал прихожанам, что нам следует стремиться к единству в этом вопросе, – рассказал Чумаков. – Никто никому не вправе ничего навязывать. Но я, как имам, имею право порицать порицаемое, одобрять одобряемое и выносить какие-то решения. Это было моим решением, может быть, немного жестким, несвоевременным. Но я в тот же день все исправил. Когда я увидел недовольство своими словами определенной части прихожан, я сказал им: "Если вы хотите молиться, даже после моего призыва делать то, что делает большинство мусульман во всем мире, – молитесь".
"Кавказский узел" опубликовал две документальные съемки очевидцев об инциденте в мечети Насыр-Корта. Записи "Конфликт в мечети имама Чумакова (Ингушетия)" и "Конфликт в мечети села Насыр-Корт (Ингушетия)" размещены в разделе "Видеоблог".
Прихожане: в мечети молятся представители разных направлений ислама
Чумаков в своих проповедях никого не оскорбляет, подтвердил прихожанин мечети в Насыр-Корте Сулумбек. В мечеть, по его словам, ходят самые разные люди – от сотрудников силовых структур до молодежи.
"Туда приходят люди из различных тарикатов и вместе молятся. Этот человек устраивает всех их – они слушают его с удовольствием. Проповеди Хамзата слушают в Турции, в Европе", – рассказал Сулумбек.
То, что произошло в эту пятницу, – стремление нескольких человек свести счеты лично с Чумаковым, уверен прихожанин.
"Хамзат часто критикует действия или бездействие местных религиозных властей по многим вопросам. Его критика, в основном, бывает справедлива, – отметил Сулумбек. – Несмотря на то, что его критика довольно сдержанная и грамотная, она не устраивает местное духовенство, привыкшее к тому, что все религиозные деятели в этой республике беспрекословно подчиняются муфтию".
Чумаков рассказывал своим прихожанам об итогах майской исламской конференции, на которой было рекомендовано отказаться от обеденной молитвы в день пятничного джума-намаза.
"Небольшая группа людей была возмущена этим. Для наших стариков неважно, что говорят ученые-богословы. Для них важны традиции, пришедшие от их отцов и дедов. Они пошли с жалобой на Хамзата к муфтию. Он пришел в мечеть и решил убрать Хамзата, не спросив мнения многотысячной паствы", – считает Сулумбек.
Прихожанин подтвердил, что Чумаков разрешил тем, кто сомневается в позиции богословов, по-прежнему совершать обеденную молитву.
Информацию о том, что местные жители имама не поддерживают и требуют сместить его, Сулумбек назвал не соответствующей действительности.
Чумаков не устраивает небольшую кучку могущественных и влиятельных людей
"Народ этого не требует, – заявил прихожанин. – Они говорят: "Мы этого человека десять лет слушаем, и вдруг оказались против него". Чумаков не устраивает небольшую кучку могущественных и влиятельных людей".
Требование убрать Чумакова из мечети исходит от людей, которые сами ее не посещают, заявил корреспонденту "Кавказского узла" другой прихожанин Хасан.
"Я сам живу в Насыр-Корте и знаю, что очень многие жители не посещают мечеть, – рассказал он. – Считаться с их мнением о том, что Хамзата надо убрать, я не считаю нужным".
Хасан также подчеркнул, что Чумаков в своих проповедях никого не оскорбляет.
"Он не оскорбляет тарикаты, а защищает их. Я был сам тому свидетелем не один раз, – сообщил он. – Я знаю людей, которые даже ссорились с ним из-за этого, переставали ходить в эту мечеть".
Позиция Чумакова сводится, по мнению прихожанина, к тому, чтобы восполнить недостаток религиозных знаний у местного населения. Имам стремится постепенно убрать существующие противоречия. Люди, принявшие участие в беспорядках 4 июня, уже сожалеют о содеянном, рассказал Хасан.
"Я общался с людьми из разных тарикатов. Они говорят, что жалеют о том, что пришли в прошлую пятницу в мечеть Насыр-Корта. Их ввели в заблуждение, им сказали: если не поехать туда, то их интересы будут ущемлены. Они поехали, поверив обещаниям, что будут дебаты и удастся прийти к какому-то общему решению. Они поняли свою ошибку – нельзя в мечети с кулаками отстаивать свою правоту", – отметил Хасан.
Чумакова активно поддерживает молодежь, продолжил прихожанин. "Большинство людей поддерживают Хамзата, – уверен он. – Мнение пожилых людей я тоже слышал. Они зациклены на своих традициях и просят не трогать их. Конечно, они имеют на это право".
По словам Хасана, ситуация в Насыр-Корте продолжает оставаться напряженной, люди с тревогой ждут 12 июня.
"Мы объездили несколько мечетей, призывая людей к благоразумию. Если повторится ситуация, которая случилась в прошлую пятницу, боюсь, без крови это все не обойдется", – сказал он.
Со стороны сторонников Чумакова люди открыты к диалогу, сообщил прихожанин.
"Они говорят о своей готовности собраться, о своей готовности идти на уступки, если это не противоречит Корану, – рассказал Хасан. – Со стороны духовенства я такой готовности не видел. Если такого диалога не состоится, народ и сам разберется. Только я не уверен, что это пройдет в спокойной обстановке".
В разделе "Персоналии" представлена биографическая справка о Хамзате Чумакове, которому читатели "Кавказского узла" присудили второе место в десятке равных по итогам конкурса "Герой Кавказа-2013".
Брат Чумакова: если мечеть закроют, прихожане будут молиться под открытым небом
О том, что конфликт провоцируют оппоненты Чумакова, корреспонденту "Кавказского узла" заявил также брат имама Ибрагим.
"С нашей стороны никакого конфликта нет. Конфликт есть с другой стороны – они до сих пор собираются в меджлисах и говорят о том, что вопреки всему будут захватывать мечеть", – рассказал он.
По словам Ибрагима, даже закрытие мечети не должно вызвать агрессию сторонников Чумакова.
"Если мечеть закроют, мы воевать не станем, драться из-за этого ни с кем не собираемся, – подчеркнул он. – Есть там площадка у мечети – встанем на ней и будем молиться. Молиться надо людям? Помолимся. И разойдемся – другого выхода у нас нет. Так будем молиться, пока не откроют мечеть".
Конфликт нам не нужен. К сожалению, я не могу сказать того же самого о духовенстве республики
Местные жители в большинстве своем настроены миролюбиво, сказал Ибрагим.
"Но мне доводилось слышать, что некоторые прихожане готовы объявить голодовку до тех пор, пока вопрос не решится в пользу Хамзата, – рассказал брат Чумакова. – Люди говорят: "Поставим палатки, положим матрасы, пригласим журналистов. По-другому ничего не решится". Я не знаю, насколько это правда, но конфликт нам не нужен. К сожалению, я не могу сказать того же самого о духовенстве республики".
Мечеть следовало бы закрыть на неопределенный срок, считает тамада Насыр-Корта Магомед-Башир Оздоев.
"Мне кажется, это правильно, – сказал он. – Когда стороны придут к соглашению, мечеть с разрешения муфтията откроется".
Хамзат Чумаков пережил покушение 14 сентября 2010 года. Самодельная бомба взорвалась под его автомобилем в Назрани, имаму ампутировали ногу.
Ярлыкапов: российский закон процесс избрания имама не регулирует
Кандидатура имама выдвигается мусульманами, а утверждает ее своим указом муфтий, и эта система действует везде одинаково, пояснили корреспонденту "Кавказского узла" в Духовном управлении мусульман России.
"На местах есть свои Духовные управления, куда подаются рекомендации из местных общин. Если кандидат достойный, муфтий утверждает его своим указом. Просто с улицы никто не может прийти, и занять это место. Самовыдвиженцы не приветствуются, конечно", – отметили в ДУМ.
С точки зрения ислама, имама выбирает община – тот самый джамаат, который собирается по пятницам, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмед Ярлыкапов.
"Формально, если община выбирает имама, то он избранный имам", – подчеркнул он.
Практика утверждения имама Духовным управлением мусульман для России традиционна с екатерининских времен, когда эти управления были частью государственного аппарата. Так было и в Советском Союзе, отметил Ярлыкапов.
"Сейчас Духовные управления являются неправительственными организациями. Этот статус не позволяет им напрямую управлять теми общинами, которые есть на их территориях, – пояснил кавказовед. – В Дагестане, например, многие общины не подчиняются Духовному управлению мусульман. Тем не менее там есть имамы, они проводят пятничные молитвы, и ДУМ Дагестана с ними пытается разговаривать".
Таким образом, российский закон не регулирует процесс утверждения имамов.
"Утверждение имамов может регулировать устав ДУМ. С их точки зрения, если муфтий не утверждал имама, тот может считаться нелегитимным, – рассказал Ярлыкапов. – С точки зрения мусульман, если большинство джамаата выбрало Чумакова - он легитимен. Истина у каждого своя".
Управление МВД по Ингушетии пока проводит проверку произошедших беспорядков в мечети Насыр-Корта, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель пресс-службы ведомства Джабраил Шаухалов.
В Следственный комитет информация об инциденте в мечети пока не поступала, сообщил, в свою очередь, источник в ведомстве.
источник: корреспондент "Кавказского узла"