Ветер с Апшерона
Азербайджанские русские, или русские в Азербайджане
Как правильно? Азербайджанские русские или русские в Азербайджане? Подтекст получается разный, но я имею в виду в этом посте граждан Азербайджана русской национальности. Они разные, порой диаметрально, но несомненно, их многое, врожденное объединяет. В основном внутренней политикой не интересуются, но есть русская молодежь чрезвычайно политизированная, причем как пророссийская, так и анти. У русских в Азербайджане есть несколько этнических кружков, неправительственных объединений и всегда один представитель в Милли Меджлисе - Михаил Забелин, член правящей партии. Отношение к нему тоже, конечно, разное.
После трагедии 20 Января 1990 года, когда советская армия расстреляла в Баку и некоторых городах сотни беззащитных людей включая и русских, часть людей русской национальности выехала, а оставшиеся четко противопоставили себя против организаторов того побоища, заседавших в Кремле. В карабахской войне азербайджанские русские показали чудеса героизма, несколько воинов стали героями Азербайджана, посмертно. Трудятся практически во всех сферах.
Азербайджанские русские для меня - часть моей биографии. Моя нянечка в мои дошкольные годы была тетя Дуся Шумилина. Я даже в детстве думал что она моя бабушка. Ее мужу - участнику ВОВ дяде Коле, мастеру на все руки, я приносил и передавал найденные на дорогах гвозди, так как тогда все было дефицитным.
Я 10 лет учился в русской средней бакинской школе номер 175, где в классе и среди преподавателей были русские люди. В памяти остались как очень порядочные, добрые и грамотные. Русских в нашей школе было подавляющее меньшинство.
А теперь приведу три фейсбуковских поста, интересные для понимания отношения к азербайджанским русским со стороны других граждан страны. Посты появились у трех разных форумщиков, они не связаны друг с другом, их публикация в один день на моей ленте - простая случайность, ставшая поводом для открытия интересной, давно интересующей меня темы. Тем более, что в моем блоге эта тема время от времени сама всплывает.
До перехода в талонную систему был жуткий дефицит. Примерно с 76-го года. Тогда я ещё в школу не ходил. Надо было рано, в 4-5 утра занимать очередь у магазина, чтобы достать масло и мясо. Наш народ, наряду со многими его положительными качествами, абсолютно не умеет стоять в очередях. У магазинов стоял мощный ор. Драки, мордобой были обычным делом. Смотреть страшно было. Если бы не армяне и русские, которых стыдились и боялись(могли без всяких местных нацкомплексов писать заяву в милицию), люди по кулачному праву добывали бы продукты.
Потом завмаги, чтобы избавиться от этой толпы, начали строить на улице железобетонные ДОТ-ы с маленькой амбразурой в решётках из толстой арматуры.
Люди собирались, как я указал, с четырёх утра. Разводили костры у ДОТ-а, записывались в очередь, и грелись.
Кассир появлялся в 8.00, сидел там и пробивал чеки. На одну руку давали чек на 500г масла и 1кг мяса. Толпа в мороз, снег и дождь там выясняла отношения. В магазин заходили уже с чеками. Их отоваривать можно было в течении дня. Потому, многие, добывая чеки в тяжёлом бою, уходили домой завтракать. Потом приходили в магазин за вожделенным пайком. Но, в магазине людей ждала ещё одна засада. Полукилограммовый паек масла заворачивали в кусок почти двухсотграммовой бумаги низкого сорта. Такую оберточную бумагу все советские люди видели. Плотная, жёлтая, с жилами целлюлозы, макулатуры и вторсырья. Магазины получали эту бумагу в огромных типографских рулонах по 300-400 килограммов. Видимо на халяву.
Многие собачились с продавцами и добивались меньшего кусочка бумаги. Не всем это удавалось.
Некоторые, получив чек, уже опаздывали на работу. Потому поручали отоваривать чек своим детям. Вот тут продавцы по полной на них отыгрывались.
Я будучи юношей, ходил за талоном в магазин алюминиевый завод, толпа "наших" в безолаберном виде с толпились у двери магазина, тут как тут появилась русская женщина, посмотрела в это безобразие и сказала:
- соблюдайте очередь
И все как люди стали культурно в очередь
Игорь Ревва (писатель-фантаст)
Тут вот вчера в одном тренде я в свой адрес услышал весьма знаковое определение: «карманный русский». Не буду сейчас рассуждать о недалёкости бывшего земляка, написавшего эту нелепость. Я потому уточняю, что он бывший бакинец, что в Баку традиционно повелось именовать всех не азербайджанцев «русскими». То есть, у нас до позапрошлого года «русский» мог быть болгарином, евреем, украинцем, мордвином, эстонцем или даже лезгином. Так что ничего удивительного в том, что привычка эта сохранилась у бакинца, покинувшего страну больше двадцати лет назад.
Но вот я вдруг понял, что хотелось мне сейчас сказать не «услышал», а «опять услышал». Потому что такое определение, несмотря на мою этническую принадлежность, для меня совершенно не ново.
Я слышал подобное много раз, в основном от столь же недалёких и слаборазвитых особей, что высказала это вчера. В основном в интернете, конечно. И всегда поводом было моё неприятие политики нынешнего российского правительства.
Дважды мне пришлось услышать это и вживую – в московском аэропорту, от недовольных чиновников, разглядывавших мой азербайджанский паспорт; что-то типа: «Мало нам тут было азеров, так ещё и карманные русские оттуда повадились...»
Я сейчас вспоминаю друзей, этнических русских, живущих со мною в Баку. Как-то не подходит к ним совершенно это определение: «карманный русский», хотя определение это так обожают использовать «русские», выпавшие из кармана здравого смысла и припавшие губами к различным частям тела современной политики руководства Российской Федерации. Это так по-современному, в духе времени – походя высказаться в уничижительном тоне по адресу всех тех, чьё мнение, может быть, отличается от твоего. Очевидно они считают, будто именно это, а не знание родного языка, истории и культуры, делает их настоящими русскими. Хотя лично я считаю, что из всех таких вот «настоящих» русских при всём желании не слепить даже и одного такого «карманного», каким был, например, командир корабля «Вихрь-9», полковник-лейтенант Вячеслав Крючков.