Северный Кавказ в советских плакатах Великой Отечественной войны. Красноречие молчания
Годы Великой Отечественной – это время расцвета плакатного искусства. Мобилизующий дух плаката, его призывы к действию, его мобильность как средства информации, его художественные возможности для выражения всей палитры чувств сделали плакат в годы войны самостоятельным, как сейчас говорят, игроком. Срочные новости фронта и тыла передавались через плакат очень быстро. Особенно в районы, отрезанные от Центра, в районы, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.
События на фронтах войны 1942 года были очень тяжелыми: одновременно был блокирован Ленинграда, немцы приближались к Волге, существовала угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, были оккупированы огромные территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан.
В 1942 году в плакатах, которые издавались в Центре, а не на местах, если я не ошибаюсь, первый и последний раз появляется кавказская тема.
Два плаката были посвящены защите Кавказа. Это плакат художника Ираклия Тоидзе «Отстоим Кавказ», изданный в 1942 году. Ираклий Тоидзе был известен уже своим знаменитым плакатом «Родина-мать зовет!».
Второй плакат - Виктора Иванова «Каждый рубеж – решающий!».
Оба плаката очень выразительны, на них изображены воины, солдаты и матросы, полные решимости отстоять Кавказ. Их штыки и пулеметы, визуально пронзающие пространство плакатов, создают дополнительную напряженность образов.
Но на этих плакатах вообще нет кавказцев – ни воинов-кавказцев, ни мирного населения. И если бы не горы, которые и являются единственным маркером Кавказа или бурка на плечах солдата, то под плакатом Тоидзе вполне могла бы стоять подпись «Отстоим Сталинград» или «Отстоим Ленинград».
Кстати, плакат В. Корецкого "Завоеваний Октября не отдадим!", созданный в 1942 году, обращался ко всем, кто сражался на берегах Волги, защищал Кавказ и прорывал блокаду Ленинграда, стилистически очень похож на плакат И. Тоидзе.
Отсутствие образа кавказца – это новая и очень интересная тенденция в советском плакате времен войны. Она свидетельствует о нескольких вещах. Кавказ конструируется в плакатах как территория, общая для всех народов СССР, поэтому совсем неважно, кто становится на ее защиту – кавказцы или русские парни. Главное общее дело – это победа.
Кроме того, в период войны тема наций, национальной принадлежности, которая и так осмысливалась идеологами СССР как уходящая натура, уходит вообще на второй план, что не мешало однако объявлять предателями и репрессировать целые народы.
Не зря Сталин в начале войны обращается к людям своей знаменитой фразой «Братья и сестры!». Людей вне зависимости от наций объединило одно горе и одна трагедия.
И умолчание о кавказцах в плакате, отсутствие визуальных образов в этом плане очень красноречиво. Такое вот красноречие молчания.