Политики Нагорного Карабаха вступились за Кочаряна
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Действующий и бывший президенты Нагорного Карабаха Бако Саакян и Аркадий Гукасян обратились в Генпрокуратуру Армении с просьбой отпустить второго президента Армении Роберта Кочаряна на свободу, однако получили отказ. Обращение глав непризнанной республики говорит об их несогласии с жесткими методами нынешнего правительства Армении, считает политобозреватель Наира Айрумян. Попытка освободить из-под стражи Кочаряна поставила в неудобное положение как Армению, так и Нагорный Карабах, полагает политолог Грант Микаэлян.
Как писал "Кавказский узел", Роберт Кочарян был взят под стражу 27 июля 2018 года. 13 августа Апелляционный суд отменил решение об аресте, сославшись на его неприкосновенность как бывшего президента Армении. В ноябре 2018 года Кассационный суд Армении аннулировал решение Апелляционного суда об освобождении Роберта Кочаряна из-под ареста и направил его дело на новое рассмотрение в той же апелляционной инстанции. Однако 7 мая Конституционный суд постановил пересмотреть решение об аресте Кочаряна.
16 февраля следователи предъявили второму президенту Армении Роберту Кочаряну и еще трем бывшим чиновникам: министру обороны Сейрану Оганяну, начальнику генштаба вооруженных сил Юрию Хачатурову и вице-премьеру Армену Геворгяну - обвинения по делу о столкновении силовиков и участников акций оппозиции 1-2 марта 2008 года. 29 апреля Генпрокуратура страны сообщила о передаче дела в суд и обвинила Кочаряна также в получении взятки в размере трех миллионов долларов. К 6 мая четверо судей заявляли самоотвод по делу Кочаряна, однако 7 мая его дело передали судье Давиду Григоряну, который уже заявлял самоотвод.
Действующий президент Нагорного Карабаха Бако Саакян и второй президент непризнанной республики Аркадий Гукасян обратились к генпрокурору Армении Артуру Давтяну с просьбой изменить меру пресечения Кочаряна.
"Ежегодно 9 мая в Арцахе (самоназвание Нагорного Карабаха, - прим "Кавказского узла") торжественно отмечается тройной праздник: День Победы, День Армии обороны Нагорного Карабаха и День освобождения Шуши", - говорится в письме Саакяна и Гукасяна в Генпрокуратру Армении (копия письма имеется в распоряжении "Кавказского узла").
В нем отмечается, что бывшие руководители Нагорного Карабаха, люди, которые внесли свой вклад в карабахскую войну, стоящие у истоков создания государства и армии, участники освобождения Шуши, то есть, те, кто способствовал этой победе, согласно традиции, принимают участие в празднествах.
9 мая в Нагорном Карабахе отмечается как тройной праздник – День Победы в Великой Отечественной войне, день освобождения города Шуши и создания Армии обороны. 9 мая 1992 года армянские вооруженные формирования вошли в контролируемый азербайджанскими подразделениями Шуши, из которого с начала войны, по данным армянской стороны, велись обстрелы Степанакерта. 12 мая армянские формирования взяли Лачин, в результате Нагорный Карабах перестал быть анклавом в составе Азербайджана. Со справками "Армия обороны Нагорного Карабаха", "Общие сведения о Нагорном Карабахе" и "Минская группа ОБСЕ" можно ознакомиться в разделе "Справочник".
Они попросили отпустить из-под стражи Кочаряна накануне 9 мая.
“Мы готовы выступить гарантами по части освобождения Роберта Кочаряна из-под ареста и пребывания на свободе в течение всего периода предстоящего судебного процесса. Надеемся, что вашим решением будет предоставлена возможность для того, чтобы все три главы Арцаха приняли участие в торжествах”, - говорится в письме.
Генпрокуратура ответила на письмо бывшего и действующего президентов Карабаха отказом, сославшись на то, что, согласно статье 151 Уголовно-процессуального Кодекса Армении, мера пресечения может быть изменена органом, осуществляющим уголовное производство, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь ведомства Аревик Хачатрян.
“Фактически дело уже находится в суде общей юрисдикции... прокуратура не является органом, осуществляющим производство по данному уголовному делу”, - сказала она.
Обращение Саакяна и Гукасяна, по мнению политобозревателя, редактора русской версии Lragir.am Наиры Айрумян, укладывается в логику действий карабахской политической элиты, которая не совсем однозначно восприняла революцию в Армении весной 2018 года.
23 апреля 2018 года Серж Саргсян, ставший премьер-министром после двух президентских сроков, в результате массовых протестов подал в отставку, а премьер-министром и фактическим руководителем Армении 8 мая 2018 года стал Никол Пашинян. "Кавказский узел" подготовил фотохронику "бархатной революции" в Армении "Как Пашинян идет к власти: вехи "бархатной революции".
По ее словам, власти Нагорного Карабаха временами не скрывали скепсиса и негодования, в том числе, в связи с жестким свержением криминально-олигархического режима в Армении. Вопрос был не только в том, что с прежними властями Армении руководство непризнанной республики состояло в дружеских и иных связях, вопрос в методах – в Нагорном Карабахе всегда придерживались более толерантных, мягких методов, обходящих прямую конфронтацию, сказала Айрумян.
В Армении же, считает она, в отношении бывших президентов были применены крайне жесткие методы.
«Тотальное перечеркивание всего положительного, что было за последние годы, бросило тень и на Нагорный Карабах в целом, с чем в Степанакерте не могли согласиться. Письмо Саакяна и Гукасяна можно считать проявлением несогласия Нагорного Карабаха с жесткими методами политической борьбы в Армении. Это попытка вернуть процессы в рамки «братских» отношений, когда можно обо всем договориться», - отметила Айрумян.
По ее мнению, "никакого дискомфорта в Армении из-за письма не случилось – карабахские президенты сделали дружеский жест, руководство Армении же вежливо его отклонило».
Никол Пашинян на пресс-конференции 8 мая заявил, что «по-человечески понимает дружеские чувства Саакяна и Гукасяна к Кочаряну, но к уголовному делу и к тяжкому обвинению Кочаряна это не имеет отношения», - передает "Новости-Армения".
Научный сотрудник Института Кавказа, политолог Грант Микаэлян объяснил письмо Саакяна и Гукасяна тем, что для них Кочарян "стоит в основе того государства, той политической структуры, которой впоследствии руководили они".
При этом им нечего терять: Бако Саакян в любом случае уйдет через год, а Аркадий Гукасян ушел 12 лет назад.
19 июля 2017 года Бако Саакян в третий раз был избран президентом Нагорного Карабаха. По новой Конституции, это переходный период, а уже в 2020 году состоятся общегосударственные выборы президента.
Однако Микаэлян считает, что их обращение " ставит в неудобное положение обе стороны".
"При любом исходе сторонники каждой из сторон воспримут реакцию как потерю лица", - отметил он.
Напомним, массовые беспорядки в столице Армении начались после разгона митинга оппозиционеров, не согласных с победой Сержа Саргсяна на президентских выборах в феврале 2008 года. В столкновениях с полицейскими погибли 10 человек, более 250 получили ранения. 1 марта Кочарян, продолжавший оставаться на президентском посту, ввел 20-дневное чрезвычайное положение, запретив проведение демонстраций и публикации в СМИ сообщений из неофициальных источников, сообщается в справке "Кавказского узла" "Бунт в Армении". Биография Роберта Кочаряна опубликована на "Кавказском узле".
источник: корреспондент "Кавказского узла"