Защита Мамеда Ибрагима потребовала вызвать в суд понятых
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На судебный процесс по делу советника председателя партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Мамеда Ибрагима не явились трое свидетелей из числа заключенных колонии №16, которые были привлечены в качестве понятых, рассказал сын политика Туран. По его словам, после ареста отца всем троим смягчили наказание - двое были освобождены по УДО, третий переведен в колонию-поселение. Защита настояла на их допросе, и суд отложил слушания.
Как писал "Кавказский узел", 29 сентября Мамед Ибрагим, отсидевший три года в колонии, должен был выйти на свободу, однако был арестован на два месяца по делу о хранении ножа. Бакинский апелляционный суд отклонил жалобу на арест оппозиционера с просьбой освободить его на период следствия. Защита заявила о подготовке жалобы в Европейский суд по правам человека, а также об отсутствии доказательств вины Ибрагима. 19 ноября суд в Баку отказал защите в переводе Ибрагима под домашний арест и в других ходатайствах. 28 ноября Ибрагим отверг обвинения в хранении ножа в колонии.
Мамед Ибрагим был задержан 30 сентября 2015 года по обвинению в избиении человека, в марте 2016 года суд приговорил его к трем годам лишения свободы. Адвокаты заявляли о фальсификации материалов его дела. 17 февраля суд во второй раз отклонил ходатайство Ибрагима об условно-досрочном освобождении. В августе активисту, ослепшему в тюрьме на левый глаз, была сделана хирургическая операция. Мамед Ибрагим включен в список азербайджанских политзаключенных, составленный 1 сентября местными правозащитниками, журналистами, адвокатами и другими активистами гражданского общества.
4 декабря в Сураханском районном суде Баку был продолжен процесс по делу Мамеда Ибрагима. В качестве свидетелей были допрошены сотрудники колонии номер 16, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сын обвиняемого Туран Ибрагим.
"Эти сотрудники повторяли один и тот же заученный текст о том, что якобы среди осужденных ходили разговоры, что у моего отца есть запрещенный предмет, и на основе данной информации начальник учреждения распорядился провести обыск, в ходе которого на койке был обнаружен нож. Но когда адвокат задал вопросы о том, где и когда был составлен протокол по результатам обыска, свидетели дали противоречивые ответы. Одни говорили, что прямо там же, в спальном помещении, другие утверждали, что протокол был оформлен в служебной комнате", - рассказал он.
Мамед Ибрагим обвиняется по статье 317-2.1 (изготовление, хранение, ношение в учреждении по отбыванию наказания или в СИЗО запрещенных предметов) УК Азербайджана. Санкции статьи предусматривают лишение свободы на шесть месяцев. Нож, найденный в его камере под подушкой, не принадлежит ему, заявил ранее Ибрагим. В ПНФА считают, что уголовное дело сфабриковано, чтобы продлить тюремное содержание Мамеда Ибрагима.
По словам Турана Ибрагима, обвиняемый отказался задавать вопросы свидетелям.
"Отец сказал, что этих людей принудили к даче ложных показаний, и на самом деле они являются жертвами системы, которой служат. При этом он подчеркнул, что утверждения свидетелей не отражают реальность", - рассказал он.
Он отметил также, что еще трое свидетелей не явились в суд.
"Выяснилось, что еще трое свидетелей, которые были привлечены в качестве понятых, не пришли в суд. Все они - бывшие заключенные колонии №16. После ареста моего отца всем троим смягчили наказание. Двое из них вовсе были условно-досрочно освобождены. Еще одного переместили в колонию-поселение в Губинском район, что, по сути, равно освобождению. Гособвинитель предложил ограничиться озвучиванием показаний, данных понятыми на следствии. Однако адвокат Джавад Джавадов настоял на вызове и допросе понятых. Этот вопрос стал еще более важным в связи с дачей другими свидетелями – сотрудниками колонии противоречивых показаний", - рассказал Ибрагим.
По его словам, судья отметил, что поскольку понадобится время для установления места проживания уже освобожденных понятых для их вызова, он откладывает слушания на 25 декабря.
Адвокат Джавад Джавадов подтвердил слова Турана Ибрагима.
"Да, мы настаиваем на допросе свидетелей-понятых. У защиты есть к ним вопросы, и без их показаний в суде разбирательство не может быть полным и объективным", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
В Сураханском суде корреспонденту "Кавказского узла" подтвердили, что заседание по делу Мамеда Ибрагима отложено на 25 декабря.
Координатор Центра защиты политзаключенных Огтай Гюльалыев рассказал корреспонденту "Кавказского узла" о "широком распространении в Азербайджане практики привлечения в качестве понятых лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами".
"Адвокаты выявляли случаи, когда один и тот же человек несколько раз привлекался в качестве понятого. А в закрытых учреждениях за оказание "услуги" следствию понятого могут поощрить – облегчить условия содержания, освободить по УДО, перевести в колонию-поселение, что также равносильно освобождению из-под стражи, поскольку этот режим допускает проживание половины суток на воле", - сказал он.
Мамед Ибрагим родился в 1966 году. В 1989 году он примкнул к национально-демократическому движению. В то время вместе с семьей он жил в городе Евлах, который находится в 300 километрах западнее Баку. В 1998 году семья переехала в Баку. Отец занимался мелким бизнесом, но не оставлял политическую деятельность. Мамед Ибрагим женат, имеет трех взрослых сыновей, рассказал Туран Ибрагим.
На тематической странице "Преследование активистов" "Кавказский узел" размещает материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа. В разделе "Справочник" "Кавказским узлом" опубликована статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"